Моделирование инвестиционной деятельности на основе государственно-частного партнерства: теория, методология, практика (на примере дорожного хозяйства) (27.07.2009)

Автор: Шибаева Марина Александровна

Нейросети Нейронная сеть подбирает адекватную функцию, наилучшим образом аппроксимирующую исходные данные. Наиболее важный в практическом использовании этап работы с сетью – это выполнение нейропрогноза. При определении объемов инвестиций на дорожно-строительные работы с использованием теории нечетких множеств определяется аналитическая зависимость стоимости строительства дорожного объекта от различных параметров с помощью алгоритма нейронных сетей, используя существующие пакеты прикладных программ.

В-сплайн-прогнозирования В-сплайн-функции хорошо интерполируют (в отчетном периоде) и экстраполируют в (перспективном периоде) многие классы экономических процессов. В отличие от обычной сплайн-интерполяции сшивка элементарных В-сплайнов производится не в точках хi а в других точках ui, координаты которых предлагается ввести пользователю.

В работе предлагается модель оптимизации инвестиций на строительство объектов дорожного хозяйства на основе ГЧП с использованием В-сплайн-прогнозирования (прогнозируется изменение стоимости основных дорожно-строительных материалов).

Статистическое имитационное моделирование (СИМ) Сущность метода СИМ сводится к построению моделирующего алгоритма, который имитирует взаимодействие элементов системы с учетом случайных воздействий. Преимущества: большая приближенность к реальной системе; использование блочного принципа, который позволяет проверить блоки до их включения в общую систему;

использование зависимостей сложного характера, которые не поддаются описанию простыми математическими соотношениями.

В работе используется для решения экономико-математической модели оптимизации объемов инвестиций на строительство объектов дорожного хозяйства на основе ГЧП.

Новизна методологии заключается в использовании совокупности новых методов для моделирования инвестиционной деятельности в дорожном хозяйстве, применяемых в определенной логической последовательности, таких как В-сплайн-прогнозирование, имитационное моделирование, теории игр, графов, нечетких множеств, массового обслуживания и нейросетей.

Таким образом, реализация методологии позволяет принять научно обоснованные управленческие решения, обеспечивающие оптимальное распределение и эффективное использование инвестиционных ресурсов в дорожном хозяйстве на основе ГЧП.

3. Процедура оптимизации структуры государственных и частных

инвестиций при создании объектов дорожного хозяйства на основе ГЧП

В настоящее время возникла необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования дорожного хозяйства. Одним из способов является создание платных дорожных объектов, что встречает понимание пользователей, а также территориальных органов представительной и исполнительной власти.

Платные дорожные объекты позволяют достичь следующих эффектов: создание дополнительных возможностей для развития внешней торговли и международных транзитных перевозок через территорию РФ; ускорение товародвижения и снижение уровня транспортных издержек в экономике; повышение мобильности, экономической и социальной активности населения; ускорение развития перерабатывающего сектора экономики, ориентированного на перевозки автомобильным транспортом; увеличение налоговых поступлений; развитие автомобильной промышленности; повышение инвестиционного рейтинга регионов; рост капитализации предприятий и других хозяйственных активов в регионах; создание новых рабочих мест; улучшение транспортной доступности; формирование возможностей для развития новых видов хозяйственной деятельности в придорожных зонах; доходы от взимания платы за проезд.

ГЧП (аспект роли государства) - это создание государством условий для развития партнерских отношений с частным инвестором, включающих в себя механизмы надежной реализации финансовых, правовых и административных гарантий в процессе реализации совместных проектов. ГЧП (аспект роли частного инвестора) – это предложение государству проектов, прошедших маркетинговый анализ, направленных на совместную реализацию социально-значимых задач и ответственность частного инвестора за эффективное управление такими проектами и достижение положительного результата. При ГЧП необходимо определить оптимальное соотношение частного и государственного капитала, которое позволило бы наиболее успешно и эффективно реализовывать проекты строительства объектов, как для частного инвестора, так и для государства.

Оптимизация структуры источников привлекаемых ресурсов является основной задачей использования смешанной формы финансирования. Она возникает как при проработке отдельно взятого проекта, так и при обосновании инвестиционной программы. Необходимость такой оптимизации определяется тем, что, во-первых, рассмотренные источники финансирования неравноценны, во-вторых, первоначально сформированная структура капитала в целом для частного инвестора может не соответствовать требованиям его финансовой стратегии и снижать уровень финансовой устойчивости бизнеса. Рассмотрим определение оптимального соотношения государственного и частного капитала с применением теории игр.

Процедура оптимизации структуры государственных и частных инвестиций при создании объектов дорожного хозяйства на основе ГЧП подразумевает следующие основные шаги: 1) определение целевого эффекта проекта; 2) определение стратегий поведения государства; 3) определение стратегий поведения частного инвестора; 4) составление матрицы игры; 5) решение игры в геометрической интерпретации.

1) Целевым эффектом проекта будет являться получение максимального эффекта от реализации инвестиционного проекта.

2) Инвестор (игрок А – частный инвестор – потенциальный концессионер) имеет 2 возможных метода получения целевого эффекта (2 чистых стратегии):

1 – инвестирование 25% от суммарной стоимости проекта; 2 - инвестирование 40% от суммарной стоимости проекта.

3) Государство (игрок В) имеет 2 метода получения целевого эффекта (2 чистых стратегии): 1 – уменьшение срока концессии (25 лет); 2 – срок концессии не изменяется (30 лет).

4) Матрица игры выглядит следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Матрица игры

Стратегии государства

Стратегии инвестора 1 15291 млн. р. 17126 млн. р.

2 19402 млн. р. 16932 млн. р.

5) Решение этой игры можно получить в геометрической интерпретации (рис. 5). Отложим по горизонтальной оси математическое выражение стратегий государственного заказчика, представленное вероятностями применения стратегии в диапазоне от 0 до 1 и обозначим ось как y. При этом вероятность применения первой стратегии государственного заказчика будет равна 1.

Доходы инвестора при принятии решения государственным органом согласования предполагаемого срока концессии обозначим через a11, a12 – при сокращении срока концессии. При применении государством первой стратегии доходы инвестора составят 16932 млн. р. при применении им первой и 17126 млн. р. – соответственно второй стратегии. При применении государством второй стратегии доходы инвестора составят 19402 млн. р. при применении им первой и 15291 млн. р. – соответственно при применении второй стратегии.

(15290,93-19401,92) *x1+ 19401,92=-4110,99*x1+19401,92

(17125,84-16932,46) *x1+ 16932,46=193,38*x1+16932,46

-4110,99*x1+19401,92

млн.р. Аналогично для второго игрока находим:

(15290,93-17125,84) *у1+17125,84=-1834,91*y1+17125,84

(19401,92-16932,46) *у1+16932,46= 2469,46*у1+16932,46

млн.р.

Цена игры в зависимости от стратегий

государства, млн.р. Цена игры в зависимости стратегий

инвестора, млн.р.

Рис. 5 - Геометрическая интерпретация стратегий игроков

млн. р.

Независимо от структуры государственного и частного капитала основной концессионной моделью ГЧП, адаптированной для использования при создании инфраструктурных объектов в России, является схема ВТО (строительство – передача – эксплуатация). В целях общего управления системой платных объектов дорожного хозяйства РФ автор предлагает создать единую Российскую ассоциацию.


загрузка...