Китайская бюрократия периода Тан (618–907 гг.) по материалам исторических и юридических источников (27.07.2009)

Автор: Рыбаков Вячеслав Михайлович

5. показать, как присущий конфуцианству культ семьи и семейных ценностей государство старалось, в том числе с помощью специфических норм уголовного права, использовать как антикоррупционный фактор и превратить в основу служебной этики;

6. описать структуру административного аппарата, начиная с высшего его эшелона и кончая штатами внутренних таможен, провинциальных рынков и пр., и показать, что даже наименования должностей высшая государственная власть старалась превратить в источник этической ориентированности и семейственной настроенности бюрократии;

7. предложить связную систему передачи на русский язык административных терминов Китая времен династии Тан исходя из их собственного смысла, с учетом их культурной нагрузки, без модернизаций и вестернизаций.

Актуальность исследования

Данная работа представляется актуальной, во-первых, потому, что вклад Китая в мировую административную теорию и практику несомненен. Система государственного управления являлась неотъемлемым элементом своеобразной культуры Китая в целом. Трудно переоценить значение выявления общего и особенного в закономерностях возникновения и развития бюрократии на материале, возможно, наиболее развитого в бюрократическом отношении общества за всю досовременную историю. Особенно актуальным это представляется именно теперь, когда сложность, иерархичность и неповоротливость управленческих структур, равно как уровень самодовлеющих факторов в их функционировании явно повышаются. Попыток систематического и углубленного исследования традиционной китайской бюрократии в отечественном востоковедении до сих пор, однако, не предпринималось.

Во-вторых, необходимость иметь пространный русскоязычный справочник административных терминов традиционного Китая давно назрела. Посвященная структуре танской администрации часть данной работы в значительной мере способна выполнять эту долгожданную для отечественного китаеведения роль.

Хронологические рамки

Основная часть работы опирается на материалы китайских источников, относящихся ко времени правления династии Тан (618—907 гг.) и, главным образом, к его первому периоду (до 755 г.), в течение которого в основном и складывались, окончательно оформляясь организационно и юридически, и структура администрации Тан, и механизмы, определявшие служебное бытие заполнявших эти структуры управленцев. Предварительный краткий экскурс в историю зарождения государственного сектора экономики Китая и взаимодействия между его потребностями и формированием системы ценностей служилого сословия — взаимодействия, наложившего мощный отпечаток на всю культуру Китая, — охватывает период с древнейших времен и до становления конфуцианизированной бюрократии при династии Ранняя Хань (206 до н.э. — 8 г. н. э.).

Источники

Основными источниками, которыми автор пользовался при написании данной работы, были «Синь Тан шу» («Новая история Тан»), «Тан люй шу и» («Уголовные установления Тан с разъяснениями»), а также составленный Ниидой Нобору сборник относящихся к периоду правления династии Тан дошедших до наших дней законов группы лин (общеобязательных установлений) «То рё сю и» («Собрание сохранившихся общеобязательных установлений Тан»).

Для уточнения некоторых моментов или выяснения отсутствующих в указанных источниках деталей были использованы «Цзю Тан шу» («Старая история Тан»), «Тан хуй яо» («Важнейшие материалы Тан»), «Тун дянь» («Всеобщее уложение»), а также составленные Икэдой Он таблицы «Рокутэн сё ё кайгэн сёкуин итиранхё» («Сведенные в таблицы сведения о должностях годов правления Кай-юань, содержащиеся в “Лю дянь”»), представляющие в наглядной форме информацию из «Тан лю дянь» («Шести уложений Тан»).

«Синь Тан шу» является одной из т. н. династийных историй, на протяжении более двух тысяч лет бывших основным историческим жанром в традиционном Китае. Танской династии повезло — о ней было составлено целых две официальные истории.

В 6 год под девизом правления Тянь-фу (936—944 гг.) император Гао-цзу династии Поздняя Цзинь (936—946) издал указ, инициировавший составление истории танской династии. Был сформирован авторский коллектив и началась работа, которая завершилась через четыре с половиной года. Во 2 году под девизом правления Кай-юнь (944—946 гг.) история, которой впоследствии суждено было стать «Цзю Тан шу» («Старой историей Тан»), была поднесена императору.

Очень быстро выявились недостатки труда: хаотичность расположения материала, излишняя детализация несущественных частностей при невнимании к важному, многословие, неясности, недостатки стилистики. Работа по составлению другой истории, известной как «Синь Тан шу» («Новая история Тан»), началась после соответствующего Высочайшего распоряжения в 1045 г. и по завершении была поднесена императору в 1060 г.

«Тан люй шу и» — «Танские уголовные установления с разъяснениями», или, в просторечии, танский Кодекс, в том виде, в каком он дошел до нашего времени, возник далеко не сразу; предшествовала ему и многовековая традиция, и длившаяся в течение долгих лет кропотливая работа танских законодателей. Работа над ним началась практически сразу после воцарения танской династии (618 г.), а в 653 г. был создан его окончательный вариант.

Помимо составлявших «Тан люй шу и» запретительных, или уголовных установлений (люй), во времена Тан существовало еще три типа основных законодательных актов, в частности, общеобязательные установления (лин). Они не воспрещали страхом наказания некие действия, но, наоборот, предписывали общие для всей страны действия и нормы (от, скажем, размера земельных владений до сроков обработки документов в государственных учреждениях). Они, к сожалению, не дошли до нас и уцелели лишь в отрывках и цитатах, разбросанных по иным источникам. Весьма много их, например, в том же «Тан люй шу и».

В свое время крупнейший японский синолог Ниида Нобору предпринял поистине титанический труд сведения воедино всех наличных цитат и фрагментов общеобязательных установлений. Свод Нииды Нобору называется «То рё сю и» («Собрание сохранившихся общеобязательных установлений Тан»). Первое издание собрания линов было опубликовано в 1933, второе — в 1964 г.

«Тан хуй яо» («Важнейшие материалы Тан») является источником несколько иного рода: он представляет собою компиляцию, сборник более или менее коротких выдержек из официальных документов танской династии. Он был завершен в 961 г.

«Тун дянь» («Всеобщее уложение») было закончено в 801 г. Это не столько сборник документов, сколько обзор развития государственных институтов Китая до конца 700-х годов. Тематически обзор подразделен на 9 частей: экономика, учреждения и должности, музыка, армия, система наказаний и пр.

«Тан лю дянь» («Шесть уложений Тан») представляет собой подробное описание управленческого аппарата Тан и, согласно официальной версии, принадлежит кисти одного из наиболее знаменитых императоров танской династии — самого Сюань-цзуна (712—756 гг.). Составлен был этот административный свод в период между 722 г. и 739 г., и потому между содержащейся в нем информацией и информацией, содержащейся, например, в «Синь Тан шу», часты расхождения, которые достаточно интересны сами по себе, поскольку отражают трансформации одной и той же системы управления в разные ее периоды.

В работе применяются методы текстологического, сравнительно-исторического и культурологического анализа. Тщательное прочтение текстов китайских источников является исходной базой их дальнейшей интерпретации. Информация, почерпнутая из текстов, корректируется или уточняется с учетом почерпнутой из иных текстов информации по тем же вопросам, но в целом не ставится под сомнение, если только такие сомнения не провоцируются самими же текстами, и служит основой для последующих реконструкций. Осмысление феномена бюрократии производится с учетом постулата о постоянном многоуровневом взаимодействии и взаимовлияния объективных условий, таких, как природная среда, с одной стороны, и, с другой — культуры, идеологии, равно как иных субъективных факторов.

Научная новизна

В данной работе, во-первых, впервые ставится задача осмыслить возникшую на определенном этапе развития Китая востребованность конфуцианства в свете того, что оно почти непроизвольно, попутно к своим основным культурным задачам, разработало наиболее действенные на тот момент механизмы ограничения чиновничьих своекорыстия, недобросовестности, самовластности. Конфуцианство же, в свою очередь, оказало затем огромное влияние на специфику системы ценностей и мотиваций чиновничества, на правовые нормы, оформлявшие его службу и быт, на рутину его повседневной жизни, служебной деятельности и даже семантику, устойчивые коды, проявлявшиеся во всех сферах жизни.

Во-вторых, впервые связно и последовательно описываются практически все существенные аспекты служебного бытия традиционной китайской бюрократии. Особое внимание уделено тому, как на этом бытии отражались конфуцианские ценности с их приоритетом семьи, семейной этики и семейной иерархии, которые государство старалось сделать питательной средой этики и иерархии служебной. Материал, касающийся правового оформления бытия чиновника, равно как системы наказаний, применявшихся именно и только к чиновнику за несоблюдение семейной и служебной (трудовой и имущественной) дисциплины, почерпнут из танского уголовного Кодекса «Тан люй шу и». Полный текст танского Кодекса был впервые переведен на русский язык автором данной диссертационной работы и опубликован в 1999—2008 гг.

В-третьих, в работе впервые в отечественном китаеведении дается последовательное описание административной структуры танского государства, а также предлагается оригинальный вариант передачи на европейский язык китайских административных терминов.

Теоретическая и практическая значимость

Предлагаемая работа имеет теоретическую значимость как для востоковедов, так и для специалистов, занимающихся теорией государства, права и управления в целом. Результаты предпринятого в работе исследования существенны для развития теории государства и права, для дальнейших исследований в этих областях, могут быть учтены в работах, затрагивающих проблематику государственного устройства и управления на Востоке, а также их правового регулирования.

Практическая значимость работы обусловлена следующим.

Во-первых, в ней впервые систематизированно и связно вводится и анализируется обильный конкретный материал о китайской традиционной бюрократии, почерпнутый непосредственно из китайских источников соответствующей эпохи.

Во-вторых, в ней впервые на русском языке на примере Танской империи описана в деталях административная структура традиционного китайского государства.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при составлении соответствующих лекционных курсов и учебных пособий.

Апробация

Основные положения и выводы диссертации отражены в ряде публикаций в реферируемых изданиях («Народы Азии и Африки», «Восток (Oriens). Афро-Азиатские сообщества: история и современность»). По темам, затронутым в работе, делались доклады на научных конференциях «Общество и государство в Китае» (Москва, ИВ АН, 1979, 1980, 1981, 1982, 1984, 1985, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992) и годичных научных сессиях ЛО ИВ АН СССР и СПбФ ИВ РАН (Санкт-Петербург, 1978, 1981, 1982, 1985, 1990, 2008), а также на XIX и XXV международных конференциях «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 1997, 2009) и на IV Международной научно-практической конференции «Традиционные общества: неизвестное прошлое» (Челябинск, ЧГПУ, 2008).

Структура работы

Работа состоит из введения, трех частей, заключения и приложения. Трехчастная структура работы обусловлена тремя основными задачами, поставленными автором.

В части «Феномен китайской бюрократии» рассматриваются причины, приведшие к возникновению в Китае системы государственного управления экономикой и, как следствие необходимости такого управления — к постоянному существованию мощной, сложной, живущей во многом своей независимой жизнью и объективно неотменяемой бюрократии. Необходимость повысить ее эффективность столь же объективно обусловила потребность в неких нематериальных, идеологических факторах, которые ненасильственными методами ограничивали бы ее самоуправство и своекорыстие, и такой идеологией оказалось конфуцианство. Это наложило заметный отпечаток на структуру, статуциональную динамику и быт бюрократии.

В части «Служба как она была» последовательно и подробно, на основании конкретных китайских текстов рассматриваются основные аспекты жизни чиновничества: система правового оформления его иерархии, способы начала чиновной карьеры, внутренняя динамика чиновничества и пр., а также система специфических уголовных наказаний, предназначенных для тех чиновников, кто не соблюдал базовых принципов семейной этики или трудовой или имущественной дисциплины.

В части «Сто чиновников» описана структура административных органов и учреждений Китая времени династии Тан, а также их должностных функций.

В заключении подведены основные итоги работы.

В качестве приложения предложен иероглифический индекс фигурирующих в работе наименований учреждений и должностей танского времени, насчитывающий около тысячи терминов.


загрузка...