Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга (27.07.2009)

Автор: Рудая Ирина Львовна

Проведен анализ существующих терминов, понятий и определений, составляющих понятийный аппарат методологии аутсорсинга, который должен быть положен в основу дальнейших теоретических обобщений и использован в практике управления российскими организациями. Выделены основные составляющие методологии аутсорсинга: причины использования аутсорсинга, цели процесса аутсорсинга, метод, естественные ограничения и средства практической реализации. Сформулирована и обоснована интеграционная функция процесса аутсорсинга. Показано, что результатом процесса аутсорсинга является новая конфигурация бизнес-системы, охватывающая внешние организационные связи с поставщиками услуг аутсорсинга, а также внутриорганизационные взаимоотношения. Изменение в результате процесса аутсорсинга системы внешних и внутриорганизационных связей, а также экономическое обоснование процесса аутсорсинга (оптимизация структуры затрат, создающая условия для экономии) позволяет рассматривать аутсорсинг как организационные инновации.

Уточнен ряд определений, отражающих современные тенденции развития национального и глобального рынка услуг аутсорсинга. Показано, что аутсорсинг как методология управления составляет важную часть всех основных стратегических моделей глобализации. Для малых и средних компаний аутсорсинг как источник более выгодных международных поставок является одним из способов выхода на глобальный рынок. Развитие рынка услуг аутсорсинга внутри национальных границ составляет один из факторов успешной интеграции национальной экономики в глобальное экономическое пространство.

Показано, что в основе практического аутсорсинга лежат управленческие новации, осуществленные в 30-х гг. ХХ в. предприятиями автомобильной промышленности США. Дальнейшее развитие практического аутсорсинга происходит в направлении совершенствования отношений с поставщиками в рамках концепции потока ценности, сформулированной японскими менеджерами. Обоснован вклад японского менеджмента в развитие методологии аутсорсинга. На примере современного автомобилестроения выявлены предпосылки возникновения и развития аутсорсинга как основы управления в экономических системах.

Показано, что преемственность управленческих новаций и распространение аутсорсинга, принципы технологической интеграции экономических систем, осуществление контроля процессов разработки и производства определили основные тенденции развития высокотехнологичного сектора мировой экономики. Установленная взаимосвязь между различными подходами к организации производственной деятельности (инсорсинг, виртуальная организация, системная интеграция на основе аутсорсинга, стратегический аутсорсинг) и типами инноваций позволяет прогнозировать перспективы развития экономических систем. Определено основное направление развития концепции аутсорсинга как тенденция к интеграции производственной и инновационной деятельности, созданию стратегических альянсов в высокотехнологичной сфере.

Проведен анализ существующих классификационных критериев различных форм аутсорсинга. Предложена единая классификация по двум основным критериям: степень координации и контроля деятельности исполнителя (аутсорсера); степень разделения ответственности и рисков между заказчиком услуг и исполнителем. Виды аутсорсинга определены как виды специализированных услуг, оказываемых заказчику исполнителем. Предложенный классификационный подход использован в отношении отдельных видов аутсорсинга как организационных инноваций, получивших наибольшее распространение в практике управления российскими и зарубежными организациями.

Обоснована роль процессов аутсорсинга в формировании сетевых организационных структур, выделены характерные признаки сетевых организационных структур, критерии их эффективности и экономической устойчивости. На основе методологических положений аутсорсинга сформулирован подход к разделению функций отдельных звеньев сетевой структуры как организаций-производителей и организаций инфраструктуры, выделена функция системного интегратора сетевой организационной структуры. Определены направления дальнейшего исследования системы управления, складывающейся в результате использования методологии аутсорсинга.

Определена структура процесса аутсорсинга, разработан комплекс системных параметров для проведения имитационного моделирования процесса принятия управленческих решений на основе методологии аутсорсинга, выявлены возможности и ограничения имитационного моделирования процесса аутсорсинга в выбранной имитационной модели.

Обосновано определяющее значение процесса аутсорсинга в управлении инновационным развитием и необходимость разработки с позиций методологии аутсорсинга новых принципов управления российским научно-производственным комплексом для обеспечения эффективности инвестиций в инновационную деятельность. Показано, что обеспечивающий высокий уровень производительности системы синергетический эффект достигается при создании инновационной инфраструктуры общего пользования, объединяющей наиболее дорогостоящие и специфичные ресурсы инновационной деятельности. На примере сети центров коллективного пользования научным оборудованием обоснована определяющая роль аутсорсинга НИОКР в управлении наукоемкими высокотехнологичными отраслями производства.

Разработан общий подход к оценке деятельности инновационной экономической системы с позиций управления потоковыми процессами. Показано, что управление инновационной деятельностью на основе методологии аутсорсинга способствует преодолению естественных ограничений инновационного процесса и повышению плотность финансового потока на выходе инновационной экономической системы. На основе логистического подхода разработана реализованная в конкретном алгоритме методика учета затрат при определении стоимости услуг аутсорсинга НИОКР организации инновационной инфраструктуры (Центра коллективного пользования научным оборудованием «Диагностика микро- и наноструктур»).

Основные публикации по теме диссертации

Монографии:

Рудая И.Л. Аутсорсинг: методология и практика: Монография. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2009. - 230 с. (14,5 п.л.)

Аникин А.Б., Агарков А.П., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: Монография. – М.: Хлебпродинформ. 2009. - 215 с (13,5/ 4,5 п.л.)

Учебники и учебные пособия:

Аникин А.Б., Аникин О.Б., Родкина Т.А., Рудая И.Л., Титюхин Н.Ф. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учебное пособие. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Б.А.Аникина – М.: Издательство ИНФРА-М, 2003. – 187 с. (11,7/ 0,4 п.л.)

Аникин А.Б., Рудая И.Л. Аутсорсинг в международном бизнесе. Глава 13. // Мировая экономика и международный бизнес: Учебник. / Под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. В.В.Полякова и д-ра экон. наук., проф. Р.К.Щенина. – М.: Издательство КНОРУС, 2005. – 656 с. (41/ 0,5 п.л.)

Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. – М.: Издательство ИНФРА-М, 2006. – 288 с. (18/ 9 п.л.)

Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство ИНФРА-М, 2009. – 320 с. (20/ 10 п.л.)

Аникин А.Б., Рудая И.Л. Аутсорсинг в международном бизнесе. Глава 13. // Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс: Учебник. / Под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. В.В.Полякова и д-ра экон. наук., проф. Р.К.Щенина. – М.: Издательство КНОРУС, 2008. – 288 с. (18/0,2 п.л.)

Агарков А.П., Аникин А.Б., Рудая И.Л. Основы аутсорсинга: Учебное пособие. – М.: Хлебпродинформ, 2008. – 271 с. (17/ 5,5 п.л.)

Рудая И.Л. Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта»: Учебное пособие. – М.: Финансы и Статистика, 2002. – 280 с. (17,5 п.л.)

Статьи из перечня рецензируемых ВАК научных журналов и изданий:

Рудая И.Л. Аутсорсинг – тенденции развития и будущее современной организации // Вестник Университета (Государственный Университет Управления).- № 4 (17), 2006. (0,5 п.л.)

Рудая И.Л. Приоритеты развития российской экономики и концепция инновационного аутсорсинга // Вестник Университета (Государственный Университет Управления).- № 5 (18), 2006. (0,6 п.л.)

Рудая И.Л. Аутсорсинг маркетинговой деятельности // Маркетинг. - №1(98), 2008. (0,5 п.л.)

Рудая И.Л. Развитие рынка услуг международного аутсорсинга // Маркетинг. - №5(102), 2008. (0,8 п.л.)

Рудая И.Л. Моделирование процесса аутсорсинга // Маркетинг. - № 3, 2009. (0,8 п.л.)

Рудая И.Л. Использование аутсорсинга и аутстаффинга в практике управления ОАО «Российские железные дороги» // РИСК. - №3, 2008. (0,4 п.л.)

Рудая И.Л. Аутсорсинг и практика современного бизнеса // Вестник Самарского государственного экономического университета. - №6 (32), 2007. (0,3 п.л.)

Рудая И.Л. Аутсорсинг в инновационной деятельности организации // Интеграл. - №5, 2008. (0,3 п.л.)

Рудая И.Л. Развитие центров коллективного пользования научным оборудованием на основе аутсорсинга исследований и разработок // Интеграл. - № 6, 2008. (0,3 п.л.)

Статьи и тезисы докладов:

Рудая И.Л. Развитие понятийного аппарата методологии аутсорсинга // Вестник Самарского государственного университета, №5/2 (64), 2008. (0,6 п.л.)

Рудая И.Л. Тенденции развития производственных систем в условиях глобализации // Компас промышленной реструктуризации. – 2004. - №6. (0,3 п.л.)

Рудая И.Л. Аутсорсинг: известные принципы или новая практика бизнеса? // Вестник Академии Пастухова. – 2006. - № 1. (0,2 п.л.)

Князиков А.С., Рудая И.Л. Логистика как фактор конкурентоспособности бизнеса // Деловые вести Ярославии, № 9-10, 2008. (0,2 п.л.)

Рудая И.Л. Аутсорсинг функций управления организацией как инструмент создания и сохранения конкурентных преимуществ // Актуальные проблемы управления – 2003: Материалы международной научно-практической конференции. - ГУУ, Москва: 2003. вып. 3. (0,3 п.л.)

Рудая И.Л. Аутсорсинг – методология современного бизнеса // Актуальные проблемы управления – 2004: Материалы международной научно-практической конференции. - ГУУ, Москва: 2004. вып. 6. (0,3 п.л.)

Рудая И.Л. Тенденции развития производственных систем в условиях глобализации // Предпринимательство в промышленности – пути развития: Материалы III Межрегиональной конференции. – Москва: 2004. (0,2 п.л.)

Рудая И.Л. Аутстаффинг – современная технология менеджмента человеческих ресурсов // Практика подготовки менеджеров: опыт и проблемы: Сборник докладов международной научно-практической конференции, часть первая – Калуга: 2005. (0,3 п.л.)


загрузка...