Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга (27.07.2009)

Автор: Рудая Ирина Львовна

Методология управления организацией представляет собой учение о методах и средствах управленческой деятельности, направленной на формирование высокоэффективных и конкурентоспособных экономических систем в постиндустриальную эпоху. Современная методология управления организацией способствует своевременному выявлению потребности заказчика и формированию такой системы взаимодействия организации с прочими субъектами рынка, в которой эти потребности будут максимально удовлетворяться в рамках существующих ресурсных ограничений. Необходимые для преодоления сегодняшних проблем организации ресурсы – информация, технологии, знания и квалификация специалистов – находятся во внешней среде, задачей менеджеров является привлечение этих внешних ресурсов на выгодных для организации условиях, умелое их использование с целью наилучшего удовлетворения требованиям рынка. Исследователями отмечено, что среди задач менеджмента в XXI в. на первый план выходит формирование рыночных структур, объединенных не юридически, а экономически. При этом фундаментом деятельности менеджмента должна стать воспринимаемая потребителем ценность конечного продукта.

Изучение и обобщение результатов новой практики управления выявило как общие цели и закономерности, так и принципиальные отличия в формах организации деятельности на основе аутсорсинга. Осознание целей, задач, критериев эффективности, возможностей и ограничений использования аутсорсинга позволяет говорить о формировании новой методологии управления организацией как экономической системой и необходимости дальнейшей разработки научно-теоретических основ аутсорсинга. Формализация новой методологии управления в конкретных алгоритмах, приемах и регламентах принятия управленческих решений, разработка соответствующих бизнес-моделей лежат в основе новой управленческой технологии – технологии практического аутсорсинга.

Показано, что к концу XX – началу XXI в. развитие глобальных информационных сетей способствовало расширению практики аутсорсинга благодаря широкому использованию информационных технологий управления. Основные этапы эволюции практического аутсорсинга и факторы, оказавшие влияние на развитие методологии аутсорсинга отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Эволюция практического аутсорсинга

Период Процессы, стимулирующие и характеризующие развитие практического аутсорсинга

Начало ХХ в. Привлечение организациями специализированных фирм для решения юридических проблем

20-30е гг Применение метода кооперации узкоспециализированных производств в автомобилестроении

50е гг. Развитие процессов экономической интеграции в «послевоенном» экономическом пространстве.

60-70е гг. Формирование нового сектора бизнеса – услуги в области IT

Широкое использование аутсорсинга как метода производственной кооперации в промышленности

70-80е гг. Рост объемов рынка аутсорсинга в юридической и банковской сфере, управлении финансами, IT-технологий, промышленности, государственном управлении

Развитие гибких производств

Широкое распространение аутсорсинга вспомогательных и обслуживающих видов деятельности

80-90е гг. Формирование глобальных информационных сетей

Формирование рынка on-line сервиса

Формирование рынка офшорного программирования

Формирование рынка логистических услуг

Распространение концепций TQM и BPR в практике менеджмента

Распространение систем ERP и СRM в промышленности

Масштабный экспорт high-tech в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, развитие международного производственного аутсорсинга

конец ХХ– начало XXI в. Развитие глобальных информационных сетей и широкое промышленное использование услуг в области IT и телекоммуникаций

Повсеместное внедрение единых международных стандартов качества

Практическое использование принципов процессного управления

Внедрение принципов модульной архитектуры продукта в массовом производстве

Развитие логистического сервиса и сопутствующих информационных и коммуникационных технологий

Переход к аутсорсингу бизнес-процессов

Переход к 100% производственному аутсорсингу ряда крупных high-tech-производителей

Глобальный аутсорсинг

Формирование сетевых производственных структур

Реализация крупных проектов в сфере IT- аутсорсинга промышленными корпорациями и крупными банками

Развитие электронной коммерции

Появление виртуальных корпораций

Аутсорсинг определяется как современная методология управления в экономических системах, основанная на интеграции основных ресурсов и компетенций организации с ресурсами и компетенциями внешних поставщиков специализированных услуг (аутсорсеров), обеспечивающая достижение синергетического эффекта.

Преследуя цели повышения эффективности и конкурентоспособности экономической системы, аутсорсинг как методология управления опирается на использовании ресурсов внешней организации-партнера вместо развития внутренних ресурсов и компетенций в тех видах деятельности, которые не являются ключевыми и стратегически важными. Данный концептуально-методологический подход открывает доступ к любым технологическим, интеллектуальным, информационным ресурсам, существующим на современном рынке. Аутсорсинг ориентирован на преодоление ресурсных ограничений за счет расширения внешних связей, установления взаимовыгодных отношений с другими организациями, обладающими, в том числе, и наиболее важным в современном мире ресурсом – знаниями.

Основные составляющие методологии аутсорсинга представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные составляющие методологии аутсорсинга

Введено понятие процесса аутсорсинга как процесса изменения конфигурации (реконфигурации) экономической системы, последовательности управленческих решений, от стратегического обоснования и выбора источника ресурсов («Make or buy?») до заключения контракта и управления его реализацией, осуществляемой в отношении каждого из выделенных элементов экономической системы. В качестве элементов экономической системы рассмотрены виды деятельности организации, функции или отдельные процессы, связанные с разработкой, производством, реализацией конечного продукта, а также элементы инфраструктуры. Процесс аутсорсинга носит инновационный характер благодаря определяющему значению экономических факторов в выборе источника ресурсов. Результатом процесса аутсорсинга является новая конфигурация экономической системы, включая систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов: заказчика и исполнителей (аутсорсеров) или систему внешних организационных связей с поставщиками услуг аутсорсинга, а также систему внутриорганизационных взаимоотношений. С понятием процесса аутсорсинга связано понятие технологии аутсорсинга – управленческой технологии планирования, организации, реализации и контроля (сопровождения) процесса аутсорсинга или конкретного инновационного проекта аутсорсинга. Проект аутсорсинга – целенаправленное изменение конфигурации экономической системы на основе методологии аутсорсинга, имеющее целью повышение эффективности и конкурентоспособности. Инновационный проект аутсорсинга разрабатывается для конкретной организации в отношении конкретных видов деятельности, функций или процессов и предусматривает определение требований к качеству специализированных услуг и формирование системы управления взаимоотношениями (управления проектом аутсорсинга).

Отмечено, что особую роль в формировании нового подхода к управлению, соответствующего требованиям инновационной экономики, играет понимание интеграционной функции аутсорсинга: объединения в рамках данной методологии организаций-партнеров, каждая из которых вносит в общий процесс создания потребительской ценности свои уникальные ресурсы и компетенции (рис. 2).

Результаты проведенного анализа существующих толкований понятия «аутсорсинг» в практике управления отражают различные подходы к использованию данной методологии, начиная от целей и задач и заканчивая возможными результатами ее использования. Рекомендованный подход к пониманию сущности аутсорсинга как процесса интеграции в пределах экономической системы необходимых ресурсов (в том числе знаний) обеспечивает целенаправленное использование данной методологии для поиска новых возможностей реализации конкурентных преимуществ и инновационного потенциала российских организаций.

Рисунок 2 - Интеграционная функция аутсорсинга


загрузка...