Экономические стратегии в социальном позиционировании субъектов малого бизнеса в России (27.07.2009)

Автор: Резванов Александр Анатольевич

Резванов Александр Анатольевич

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

22. 00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Ростов-на-Дону – 2009

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор

Волков Юрий Григорьевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Добреньков Владимир Иванович

доктор философских наук, профессор

Герасимов Георгий Иванович

доктор философских наук, профессор

Маршак Аркадий Львович

Ведущая организация: Северокавказская академия государственной службы

Защита состоится «14» октября 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «_____» сентября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.Б. Маринов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обращение к проблеме экономических стратегий малого бизнеса в России определяется теми задачами, которые решает современное российское общество при формировании мобильной рыночной экономики, в переходе от авторитарной системы хозяйственно-предпринимательской деятельности к диверсифицированным рыночным институтам, а также факторами внешней конкуренции, требующей использования невозобновляемых (неприродных) ресурсов.

В современном российском обществе зафиксирована невозможность возврата назад к плановой экономике, но функционирование рыночных институтов носит несбалансированный характер. Результатом такого негативного процесса являются не только видимые на поверхности феномены коррумпированности управленческого аппарата, монополизации экономики, сращивания бюрократической государственной элиты и олигархии, теневизации бизнеса, но и непомерно скромное влияние малого бизнеса на развитие рыночных процессов и формирование сбалансированной рыночной структуры общества.

Между тем, малый бизнес является тем локомотивом экономического развития, который, как отмечалось еще в 1930-е гг., не только может вывести страну из кризиса, но и способствовать стабилизации социальной жизни. Малый бизнес представляет собой сферу реализации предпринимательских качеств огромной массы населения, для которой по тем или иным причинам, прежде всего финансовым, затруднен или вообще закрыт доступ к крупному и среднему бизнесу.

Объявленная в 90-е гг. ХХ в. российским правительством программа по развитию малого бизнеса не привела к желаемым результатам, что, на наш взгляд, связано с тем, что, несмотря на создание определенных институциональных условий, малый бизнес так и остался периферийной сферой рыночного хозяйства в связи со спецификой преобразований в социально-экономической и социально-политической сферах, где сращивание государства с олигархическим капиталом привело к доминированию группы крупных собственников.

В условиях наметившегося поворота к правовому государству, становления и формирования политической стабильности нельзя упускать из виду долгосрочные задачи, связанные с осуществлением российского модернизационного проекта. Особенно это актуально в контексте исчерпания советского индустриального и экономического наследия и перевода экономики страны на путь наращивания человеческого капитала как основного тренда современной экономики. Малый бизнес является тем сегментом рыночной экономики, который может не только решить важные социальные проблемы, такие как занятость населения, увеличение его доходов, но и позволяет включиться в рыночные процессы и идентифицироваться с рыночными институтами базисным социальным слоям.

Малый бизнес является партнером государства не только в снижении социальной напряженности, минимизации разрывов между различными слоями и группами населения, но и в расширении выбора различных вариантов социального развития. Сфера малого бизнеса является наиболее оптимальной социальной средой для становления российского среднего класса, который является опорой современного демократического развития, кроме того субъекты малого бизнеса в контексте социального позиционирования являются связующим звеном между массивом населения, относящегося к бедным, малообеспеченным слоям, и новыми социально-профессиональными группами, демонстрирующими достиженческие мотивации в социально-экономической деятельности и возможности высокого качества жизни в социально-дезинтегрированном обществе. Субъекты малого бизнеса являются слоем, которому предстоит превратить «темный миф» о поляризованном обществе в «светлый проект» формирования среднего класса как будущего большинства населения России.

Российский малый бизнес выстоял перед стихийными реформами 1990-х гг., сформировался как самостоятельный сегмент российской экономики. Однако не стоит преувеличивать его успехи. Дело заключается в том, что субъекты российского малого бизнеса до сих пор не позиционировали себя как самостоятельную социальную группу. И если крупный бизнес ощущает постоянный диалог с государственными структурами, малый бизнес, преимущественно, сосредоточивается на локальном и региональном уровнях, и его организационные формы слишком расплывчаты, чтобы говорить о том, что малый бизнес занимает достойное партнерское место в рыночной экономике.

Проблема будущего России состоит в сбалансированном развитии рыночной экономики, в реализации триединой формулы «государство – общество – рынок». И для создания таких условий необходимо провести социологический анализ экономических стратегий субъектов малого бизнеса как «несущих конструкций» их социального позиционирования.

Во-первых, субъекты малого бизнеса в контексте формирования и реализации экономических стратегий выражают состояние рыночной культуры общества. Во-вторых, для представителей малого бизнеса характерно стремление закрепиться не только в традиционных, но и инновационных нишах социальной жизни. В-третьих, сфера малого бизнеса является механизмом восходящей социальной мобильности тех групп населения, которые ранее были либо выключены из сферы взаимодействия с рынком, либо вынуждены заниматься экономической самодеятельностью, опираясь в основном на личностные ресурсы и удовлетворение достаточно скромных запросов живущей «по советским меркам» массы населения.

Системное осознание отмеченных изменений, потребность в анализе состояния, факторов и тенденций социального позиционирования субъектов малого бизнеса, желание выявить потенциал и ресурсы динамичного социального слоя предопределяют авторский интерес к данной проблеме. Предлагаемый подход связан с осмыслением теоретико-методологического аспекта, ориентирующего на реализацию социально-воспроизводственной модели деятельности субъектов малого бизнеса, и с социально-практической составляющей, адекватной оценкой социальной зрелости исследуемого социального слоя.

Степень разработанности темы. Проблемы малого бизнеса стали актуальными в социологической мысли в середине ХХ в., что связано как с осознанием процесса вариативности экономического социального развития, так и с предложением альтернативы модели плановой экономики и планового общества в виде активистского подхода, теоретического обоснования исследований социального микроуровня и социальных сетей. Это не означает, что классическая социология игнорировала этот социально-экономический феномен. Мысли Э. Дюркгейма о разделении труда, о социальной кооперации, концепция целерационального поведения М. Вебера являются теми отправными точками, которые могут быть положены в объяснение и аналитику экономических стратегий субъектов малого бизнеса.

Экономический человек «перекочевал» из политической экономии в социологию, но был представлен функционально, что, конечно, ограничивало возможности рассмотрения деятельности субъектов малого бизнеса как сферы реализации социальных диспозиций, формирования типа личности, ориентированной на социальную самодостаточность и адаптацию формальных норм и правил к схемам жизненного опыта и требованиям социальной микросреды.

В рамках возникшей в 40-е гг. ХХ в. институциональной теории Д. Норта, где ставится вопрос о субъектности предпринимательской деятельности, ее альтернативности ценовому механизму и механизмам государственного регулирования, малый бизнес понимается как сфера, в которой экономическое регулирование связано с рамками социальной компетентности, и малый бизнес участвует в функционировании рынка только в комплементарном статусе, компенсирует отсутствие или неполноту нормальной институциональной среды или позволяет смягчить нестабильность деформированного экономического поведения масштабных акторов рынка. Экономические стратегии рассматриваются именно в контексте ухода от строгих организационных рамок, но нуждаются в механизме государственного регулирования через правовую и налоговую политику для достижения желаемого макроэкономического эффекта.

В теории социального обмена Дж. Хоманса малый бизнес характеризуется элементарным социальным поведением. Для него характерен как раз принцип вознаграждения, стремление воссоздания таких условий, которые бы позволили получить немедленный результат. Малый бизнес не ориентирован на отложенное вознаграждение. В силу того, что сфера малого бизнеса мотивирована принципом насыщения, т.е. те, кто работает в малом бизнесе, либо стараются перейти в ряды среднего бизнеса, если устремлены к формированию новых потребностей, к новому успеху, либо довольствуются тем, что достигнуто, и не готовы прилагать усилия для расширения.

В концепции Т. Парсонса, который исследует поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой системой взаимных ожиданий, малый бизнес рассматривается как условие функционального равновесия общества. Малый бизнес является адаптивным, т.е. элементарной формой экономического поведения. Придавая огромное значение индивидуальному поведению личности и как бы заимствуя мысль бихевиористов о реактивности малого бизнеса на определенные социально-экономические ситуации, Парсонс исходит из социетальности малого бизнеса, существования взаимных обязательств субъектов малого бизнеса и общественной системы, что связано с включением индивидов в процесс социальной дифференциации, усилением разнообразия социальных позиций и открытием новых каналов социальной мобильности.


загрузка...