Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления (27.07.2009)

Автор: Назиров Давлатходжа

Таким образом, современный исламский фундаментализм, на наш взгляд, является источником порождения радикализма, экстремизма и терроризма, и их цели вовсе не религиозные, а политические, то есть борьба за власть, насильственное изменение существующего государственного, конституционного строя и создание исламских государств, порядков в их собственной интерпретации.

В третьем параграфе третьей главы – «Неоваххабизм - идеология религиозно-политического экстремизма, терроризма» – автором раскрываются идеологические и концептуальные основы экстремистского течения ваххабизма.

Об истории возникновения ваххабизма, содержании этого учения написано довольно много. Сегодня, как правило, слово «ваххабизм» в широком смысле употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, который совершается под прикрытием ислама, в действительности призывающего к добру, справедливости и миру.

Основным догматом ваххабитов было строгое единобожие.73

По мнению некоторых авторов, ваххабиты отрицали и отрицают все классические суннитские мазхабы.74 Другими словами, ваххабизм трансмазхабен, то есть жестко не привязан к какому-либо одному суннитскому мазхабу. Хотя принято считать, что салафиты-ваххабиты по своей мазхабной принадлежности являются ханбалитами, это верно лишь в том смысле, как подчеркивает А.А.Игнатенко, что они обращаются к наследию Ахмада ибн Ханбала как салафита и пользуются разработанной им методикой понимания богоданных текстов. Салафиты обращаются к исламу времен Пророка как бы через голову основателей-эпонимов мазхабов. В этом один из секретов достаточно успешного распространения салафизма в мусульманском мире, в том числе и на Северном Кавказе Российской Федерации, в республиках Центральной Азии: Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, где распространен в основном суфийский суннитский ислам, в форме шафиитского (Северный Кавказ), ханафитского (республики Центральной Азии) мазхабов мусульманского права – фикха.75

Основное содержание проповеди Абдель Ваххаба и его последователей заключается в призыве к возврату к первоначальному исламу периода пророка Мухаммада, строгому следованию Корану, а что касается Сунны – к утверждению правомочности лишь тех хадисов, которые сложились в период правления первых четырех халифов.76

С начала 70-х гг. XX в. ваххабизм стал целенаправленно и весьма активно распространяться за пределами Саудовской Аравии. В 80–90-е гг. активно использован в Афганистане при организации «джихада» против кабульского режима «неверных» и советского присутствия в этой стране. С 90-х годов по настоящее время экспансия ваххабизма наблюдается в отношении республик бывшего Советского Союза, в том числе и России, а также Юго-Восточной и Западной Европы, Америки, Австралии, Африки. В результате этого процесса создана сложная сеть ваххабитских (салафитских) группировок, плацдармов, тренировочных лагерей во многих странах мира.77

Ваххабизм представляет собой минориторное направление в исламе (т.е. ему следует меньшинство), при этом ваххабизм претендует на то, чтобы выступать в качестве голоса большинства глобальной исламской общности, а не какой-то его одной формы.78

Ныне ваххабиты, с одной стороны, обращаются к наследию Ибн Абдаль-Ваххаба, с другой стороны, добавляют новые адаптирующие интерпретации ваххабизма. В этом отношении на ваххабизм повлияли сочинения палестинца Абдаллы Аззама, саудовца Усамы бен Ладена, египтянина Омара Абд-ар-Рахмана и других79, поэтому ряд авторов стали их называть неоваххабитами.

Неоваххабизм после событий в Дагестане (август 1999 г.) приобрел преимущественно ультрарадикальный (экстремистский) характер, активно используя для достижения политических целей террористическую практику.80 Главным элементом их идеологии является разработанный еще С.Кутбом постулат, что современный мир представляет собой аналог доисламской «джахилии» (мир греха).81 Конечная цель неоваххабитов – это создание исламского государства.

Определяющее место в планах и действиях «ваххабитов» стала занимать идея распространения конфликта на другие территории с целью насаждения исламизма.82

Российский ученый А.А.Игнатенко пишет, что, провозглашая строгое единобожие, ваххабиты и их последователи квалифицируют «неверными» и «многобожниками» всех тех, кто, по их мнению, не является «единобожниками». В категорию «врагов ислама», по их мнению, входят:83

- иудеи и христиане (люди Писания, ахлъ аль-китаб);84

- последователи всех без исключения идеологических течений (кроме ваххабизма). Так, «принадлежность к атеистическим направлениям наподобие коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им направлений неверных является вероотступничеством от религии Ислама»;85

- отвергающие шариат в качестве единственно возможного источника права. «Неверие, – утверждает аль-Фаузан, – правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом»86. «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность: предоставление права законотворчества кому-либо, кроме Аллаха, по мнению радикалов, противоречит исламу.

Исходя из вышеуказанных мировоззренческих посылок, идеологами радикального ваххабизма (шире – радикального салафизма) основательно разработана человеконенавистническая, лженаучная концепция «симпатии и антипатии» (Аль-валайа ва-ль-бараа)87. Ее суть излагается, в частности, в книге салафитского автора Салеха бин Фаузана аль-Фаузана «Дружба и непричастность в исламе». В ней все человечество разделено на три группы:

1) те, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой враждебности (сами ваххабиты); 2) те, кого следует только ненавидеть и только враждовать с ними, не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств (все немусульмане); 3) те, кто с одной стороны заслуживает любви, а с другой стороны – ненависти88 (все мусульмане, не разделяющие салафитский призыв).

Суть этой концепции проста, представляет собой воспроизведение постулатов, выдвинутых салафитскими классиками: обязанность каждого мусульманина (фард айн) – вести джихад за освобождение исламских земель. Она также оправдывает вторжения в другие страны с целью распространения ваххабизма.89

Таким образом, если идеологической доктриной радикальных ваххабитов являются теоретические разработки аль-Ваххаба и его последователей, вершиной чего стала концепция «симпатии и антипатии», то основой практической деятельности исламистов, бесспорно, выступает джихад в его узком понимании – как войны со всеми ради достижения победы своих идеалов.90

Параграф четвертый третьей главы – «Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма».

Предупреждение и нейтрализация. В криминологии термины «профилактика», «превенция», «предупреждение» традиционно употребляются как синонимы и обозначают систему мер, направленных на предотвращение преступлений и устранение причин преступности.91

Наиболее важными и ответственными компонентами предупреждения терроризма и религиозного экстремизма являются вскрытие причин и условий, порождающих эти феномены, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых специальных и идеологических мероприятий. Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму, и оно должно инициировать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам явления правовые действия по защите общества. Необходимы взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении проблемы, которая в последнее время стала весьма актуальной.

В борьбе с терроризмом законодательство должно предусмотреть меры профилактического характера.

Представляется необходимым решение следующих задач:

- разработка методики выявления и устранения факторов и условий, способствующих развитию экстремистских и террористических движений, применительно к каждой разновидности современного терроризма и каждому способу проведения террористических операций;

- выявление и ликвидация центров обучения и боевой подготовки террористов;

- разработка и реализация эффективных мер по сокращению социальной базы терроризма за счет проведения информационно-политических и социальных мероприятий, выявление и ликвидация центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, общественная изоляция террористических групп, лишение ее внутренней и внешней поддержки, расслоение террористической среды;

- прогнозирование развития терроризма и вскрытие социальных источников и причин его развития;

- выявление и ликвидация источников финансирования, включая легитимные и нелегитимные источники дохода террористов, как внутри страны, так и за рубежом;

- изоляция террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, контроль над производством, ввозом и продажей оружия.

Методика профилактических мероприятий по предупреждению и нейтрализации терроризма должна учитывать типологию современного терроризма, его причины, социальную базу, субъектов поддержки, а также специфику и формы подготовки и проведения террористических операций.

Главный вызов в борьбе с терроризмом – как в противостоянии с ним не скатиться к его же методам, сохранить приверженность закону и человеческим ценностям.

Российский ученый Л.Р.Сюкияйнен считает, что одной из самых важных сторон борьбы с исламистским экстремизмом является идейно-теоретический аспект. Его актуальность объясняется тем, что из всех составляющих религиозного экстремизма под исламскими лозунгами непосредственное отношение к исламу имеет указанный момент. Ведь прочность позиций исламского экстремизма заключается не только в нерешенности политических, социально-экономических, национальных проблем, но и в его идейной базе, ориентирующейся на исламские концепции92.

Мы согласны с российским ученым Д.В.Ольшанским, который для предупреждения и нейтрализации терроризма и экстремизма предлагает следующие меры:

Первое. Всегда необходимо сохранять возможность диалога с террористами.

Второе. Государства не должны быть слишком экстремистскими ни по отношению к своим гражданам, ни по отношению друг к другу. Надо помнить: люди создают государства для регуляции своих взаимоотношений, но это не дает государствам права угнетать людей.

Третье. Реальное предупреждение (нейтрализация) терроризма обычно заключается в эффективном воздействии на его самые глубинные «корни»: идеологические, религиозные, социальные, политические и геополитические.

Идеологические корни. На этапе появления радикальных идеологических конструкций полезно вести разъяснительную работу – хотя бы для того, чтобы предостерегать сторонников таких идеологий от излишнего радикализма. Главная идея любого государства – поддержание стабильности ради сохранения самого государства.

Религиозные корни. Практически все традиционные мировые религии давно уже стали «веротерпимыми», поэтому разъяснительная антирадикалистская и антиэкстремистская работа совместно с церковью (официальными представителями духовенства) является весьма эффективной.

Социальные корни терроризма обычно связаны с социальным и экономическим неравенством.


загрузка...