Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления (27.07.2009)

Автор: Назиров Давлатходжа

- выявить идеологию исламского фундаментализма, ваххабизма, основанную на чистом традиционализме, т.е. ценностях прошлого, как идеологию насилия, радикализма и экстремизма;

- установить факторы, порождающие терроризм, религиозный экстремизм, содействующие их активизации в ХХI веке, основные социальные и специфические причины этих феноменов в современных условиях;

- оценить вероятные угрозы и последствия терроризма, религиозного экстремизма на национальном, региональном и глобальном уровне.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- предпринято первое в центральноазиатском регионе комплексное исследование проблемы противодействия терроризму и религиозному экстремизму как проблемы международного характера;

- установлено, что сущность терроризма сводится к активному использованию устрашения для принуждения людей к действиям, то есть устрашение есть основная сущностная характеристика терроризма, его смысл;

- впервые подвергнуты социально-философскому анализу факторы, порождающие терроризм, религиозный экстремизм, и на этой основе выяснено, что терроризм – это общеисторическое явление, но в каждую определенную эпоху оно приобретает разные формы проявления;

- доказано, что разные формы проявления терроризма порождаются социально-экономическими условиями жизни людей, резким падением жизненного уровня, социальной и личной нереализованностью, неполнотой бытия, нетерпением любого инакомыслия, национальным гнетом. Социальную базу экстремизма и терроризма составляют маргинальные слои, представители националистических, сепаратистских, религиозных движений, недовольных, не имеющих равного доступа к ресурсам развития общества;

- показано, что в современном мире наряду с внутренними факторами часто причины проявления разных форм терроризма объясняются тем, что они активно провоцируются сильными государствами для реализации своих национальных интересов за пределами своих политических границ;

- установлено, что если раньше терроризм имел индивидуальный характер, форму проявления, то в эпоху глобализации он приобретает надындивидуальный, наднациональный характер;

- установлено, что фундаментализм в исламе – явление не новое. Более того, оно регулярно, циклически повторяется. Фундаменталистский возврат предполагает отказ от накопившихся интерпретаций исламских норм, появившихся за период VIII – ХХ вв. Отмечается, что тенденция к фундаментализму в большей или меньшей степени характерна для всех мировых религий, а также для сикхизма, неоконфуцианства;

- установлено, что неоваххабизм (или ваххабизм) является разновидностью исламского радикализма, фундаментализма (салафизма) и как идеология формирует коллективное сознание, мобилизируя общественную волю своих последователей на решение выдвигаемых политикой религиозных или национально-религиозных требований;

- доказано, что предупреждение и нейтрализация терроризма немыслимы без ликвидации его глобальных предпосылок и его потенциальной социальной базы. Она должна вестись гибко, без однобокой опоры на грубую силу. Меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявления терроризма гораздо важнее пресечения террористических акций и наказания лиц, их совершивших.

Выдвигаемые автором данные положения как новизны диссертации выносятся на защиту.

Теоретическую и методологическую основу исследования, прежде всего, составляет сравнительный анализ, так как без сопоставительного анализа различных направлений и толков терроризма и религиозного экстремизма почти невозможно понять и интерпретировать сущность этих явлений и разработать адекватную концепцию их предупреждения, нейтрализации и преодоления. Сравнительный анализ в свою очередь дополняется историческим, ибо для лучшего понимания современных идеологий терроризма и религиозного экстремизма необходим определенный экскурс в их историю. Поэтому при анализе всех вопросов автор широко использовал исторический подход.

Методологической основой исследования также служат диалектический метод и метод системного анализа общественных явлений. При этом автор исходит из того, что анализируемые явления по сути своей динамичны и взаимозависимы.

Источниковая база диссертационного исследования представлена трудами классиков философии (Аристотель, Плутарх, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, А.Камю и др.), научными изданиями, вышедшими из-под пера востоковедов, исламоведов, правоведов, историков, политологов, конфликтологов, террологов (Ю.И.Авдеев, А.В.Авксентьев, С.Л.Агаев, И.А.Александров, М.С.Ашимбаев, Ю.М.Антонян, С.Ахмедов, М.С.Ашимбаев, Б.М.Бабаджанов, З.Бжезинский, В.И.Василенко, А.М.Васильев, Л.С.Васильев, В.И.Василенко, В.В.Витюк, Б.Г.Гафуров, Роен Гунаратна, А.Н.Гушер, М.И.Давлатов, С.У.Дикаев. И.П.Добаев, С.М.Ермаков, Н.В.Жданов, О.В.Зотов, Ю.Иванич, А.А.Игнатенко, Л.И.Климович, А.В.Коровников, А.В.Косиченко, Г.Курбанов, Р.Ланда, С.А.Ланцов, В.В.Лунеев, Е.Г.Ляхов, А.В.Малашенко, Б.Ж.Нурмухамедов, Д.В.Ольшанский, В.Е.Петрищев, В.Н.Пластун, Л.Р.Полонская, В.Порохова, Э.Сиван, А.Серафим, Л.Р.Сюкияйнен, М.П.Требин, Э.Фромм, Б.Хоффман и др.).

Ценным материалом в деле исследования религиозного экстремизма и терроризма, различных элементов идеологических доктрин являлись труды, высказывания идеологов исламского радикализма Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Маудуди, С.Кутба, Фаузан аль-Фаузана, Аль-Завахири, Аль-Умара, стенограммы речей, интервью Усамы бен Ладена, В.Хаддада, С.Хаввы, Сулеймана ат-Тамими и других.

Источниковая база исследования представлена также официальными документами (Законы о борьбе с терроризмом в США, Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Таджикистан, Закон РФ о противодействии терроризму и т.д.), многочисленными информационно-аналитическими материалами. Наряду с этим использованы личный опыт, наблюдения автора, который по роду своей деятельности длительный период занимался изучением этого феномена среди мусульманского духовенства, последователей политического ислама, религиозных экстремистов и вопросами предупреждения и пресечения их противоправных действий.

Объектом исследования является феномен терроризма как источника угрозы насилия с целью наведения страха и ужаса, религиозный экстремизм, возникающий в процессе радикализации ислама.

Предмет исследования – формы проявления терроризма и религиозного экстремизма в общественно-политической жизни современных обществ.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 70-х гг. ХХ века, когда терроризм и религиозный экстремизм в силу возрождения исламского фактора обрели особую значимость в мировой политике, по настоящее время.

Научно-практическая значимость работы.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что комплесно определена сущность терроризма, религиозного экстремизма, выявлены их идеологические, мировоззренческие, социальные, социокультурные основания, раскрыто содержание политической практики во многих регионах мира.

Теоретические обоснования причин терроризма и религиозного экстремизма могут быть использованы для дальнейшего исследования этих негативных явлений.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных планов и программ, а также спецкурсов по дисциплинам –исламоведению, религиоведению, этнополитике, юридической психологии, конфликтологии, политологии, социальной философии и т.д.

Материалы диссертации также могут быть использованы в деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов, силовых структур, а также как учебный материал для слушателей военных Академий, курсантов высших школ, военных училищ, органов внутренних дел, ФСБ, Комитетов и служб национальной безопасности, студентов высших учебных заведений Российской Федерации, стран центральноазиатского региона.

Материалы диссертации были использованы Центром стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан при разработке единой концепции Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом (2006г.).

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании отдела социальной философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан, в Центре стратегических исследований при Президенте РТ. Основные результаты, полученные в ходе исследования, изложены в 33 научных публикациях, 2 монографиях, 1 сборнике статей, докладах, выступлениях на 12 научных конференциях, 2 семинарах и 3 «круглых столах» (все международные). Общий объем публикаций достигает более 80 печатных листов.

В сентябре – ноябре 2008 года диссертантом подготовлены и направлены Президенту Республики Таджикистан пять аналитических документов – «Неоваххабизм как идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма», «Салафизм», «Исламский фундаментализм», а также – о мерах противодействия этим феноменам и о секте исмаилитов; в июле 2009 г. направлена информация о религиозной ситуации в республике с предложением о целесообразности создания «Центра прогнозирования религиозного экстремизма и терроризма при Президенте РТ».

Структура диссертации определена поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень разработанности проблемы, формулируются его объект и предмет, определяются цель и задачи диссертации, излагаются основные положения, выносимые на защиту, раскрываются теоретические и методологические основы, научная новизна и практическая значимость работы.

Глава 1 – «Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность» – посвящена решению теоретических вопросов, касающихся истории, понятий, социально-философской сущности современного терроризма, религиозного экстремизма, их идейных истоков, стратегии и тактики.

В первом параграфе – «История террора и терроризма» – автор отмечает, что терроризм и террористы существовали задолго до появления этих терминов. Истоки терроризма уходят своими корнями в древние века.

Одно из первых упоминаний о терроризме связано с терактами, совершенными в I в. до н.э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально «ревнителей»), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии.

В I в. н.э. в римской Иудее появилась первая из известных нам террористических организаций национально-религиозного толка – «сикарии» (от слова «сика» – короткий кинжал), которая уничтожала римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших с ними.13

Сочетание религиозного мессианства и политического терроризма было присуще гораздо более известной на Западе секте ассасинов, отпочковавшихся от исмаилитов (низариты), которые появились в XI столетии и были разгромлены монголами в XIII в.14

Динамика развития террора (и терроризма в целом) исторически развивалась по следующей цепочке: от индивидуального террора – к групповому – локальному – массовому террору.


загрузка...