Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах Западной Европы (27.07.2009)

Автор: Маклакова Елена Владимировна

- рост значимости историко-педагогических аспектов анализа эффективности и качества университетского образования, рассматривающих эти показатели с позиций исторически обусловленных измененных целей и ценностей образования;

- усиление роли общественно-государственного подхода к оценке качества образования, как отражающего личностные и общественные образовательные запросы и интересы, прежде всего, в сфере гуманизации и гуманитаризации образования.

5. Дальнейшее развитие системы оценки качества требует создания международного координационного органа для объективного мониторинга и анализа эффективности высшего образования Европы с учетом опыта стран-членов международных организаций для последующей скоординированной деятельности по управлению образовательным учреждением.

6. Прямая экстраполяция форм и методов образовательных процессов университетов Западной Европы, сформировавшихся в период реформ, не всегда является эффективной для полноценной реализации в российской образовательной системе. Это во многом связано с культурными традициями и национальными особенностями нашей страны.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Материалы проиллюстрированы рисунками, таблицами.

Во введении раскрыта актуальность проблемы; определены объект, предмет, цель и задачи исследования; сформированы ведущие положения, выносимые на защиту; обоснованы научная и практическая значимость работы, представлены методы, источники и база исследования.

В первой главе «Историко-педагогический анализ становления и развития образовательных процессов в университетах Западной Европы» проанализирована история появления и развития университетов Западной Европы с целью определения взаимосвязей различных этапов формирования университетской системы образования, выявления факторов, влияющих на оценку эффективности образования, исторического анализа оценки ее эффективности.

Во второй главе «Теоретико-методологические аспекты оценки эффективности системы европейского образования» определены факторы, влияющие на качество образования и его последующую оценку, выявлены место и роль процессов реформирования университетского образования в рамках болонской декларации.

В третьей главе «Анализ практической реализации реформирования образовательных процессов и их влияние на эффективность системы европейского высшего образования» проведен анализ современных подходов к практическому внедрению наиболее значимых инноваций с целью повышения качества образования, определена координационная роль международных организаций в оценке эффективности образования.

В четвертой главе «Инновационные компоненты методической системы, направленные на повышение качества образования в университетах Западной Европы» проанализированы новые направления, практические формы и методы оценки эффективности образовательного процесса с учетом инерционности университетской образовательной системы, показаны примеры и раскрыты возможности экстраполяции реализуемых инноваций на российскую систему образования.

В заключении рассматриваются основные результаты и формулируются общие выводы по проведенному исследованию.

В приложениях приводятся схемы высшего образования в Западной Европе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, методы и этапы работы, раскрыта его научная новизна, практическая и теоретическая значимость, сформулированы основные положения диссертации, которые выносятся на защиту.

Первая глава «Историко-педагогический анализ становления и развития образовательных процессов в университетах Западной Европы» посвящена анализу этапов развития университетского образования в Европе. Университеты, как первые культурно-образовательные центры, с момента своего появления формируют традиции высшего образования в Европе. Исторически университетское образование считалось эталоном высокого качества: университеты были единичными просветительскими центрами в Европе и готовили научную и государственную элиту. Таким образом, с момента генезиса университетов до наших дней основное предназначение данных учебных заведений состояло в распространении высокого знания и культуры, в воспроизводстве интеллектуальной элиты общества, в развитии культуры мышления. За исследуемый период число высших образовательных заведений значительно возросло, возникла необходимость не только поддерживать достигнутый уровень качества образования, но и развивать системы его контроля как важнейшего инструмента повышения качества.

В главе проанализированы исторически сложившиеся методы и формы образовательной деятельности университетов Западной Европы на разных этапах развития на протяжении значительного отрезка времени. В результате выявлена инерционность университетского образования. Для конкретизации понятия «университет» в главе характеризуются типы учебных заведений и выявляются основные приоритеты деятельности университетов, в частности такие, как:

- качественная подготовка специалистов, отвечающих потребностям рынка труда;

- развитие и передача культурного и научного наследия, гуманистическая направленность образовательного процесса;

- участие в образовательном процессе выдающихся ученых и общественных деятелей;

- использование научно-исследовательской базы университетов для разработки правовых и нормативных документов в сфере образования и других областях.

Для определения последующей оценки эффективности университетского образования было проанализировано в историческом аспекте понятие университета, сложившееся в средневековой Европе. Средневековый университет являлся авторитетом в сфере образования и науки, дипломы которого признавались во всех европейских государствах, и который, благодаря этому интернациональному статусу, привлекал в свои стены студентов и преподавателей из всех частей Европы. По сложившейся традиции университет сосредотачивал в себе существовавшие в то время отрасли научного знания и организовывал их в структуру факультетов.

Исследованы социально-исторические предпосылки зарождения университетов: первые университеты возникли спонтанно, в результате естественной эволюции центров образования в отдельных городах Европы. В дальнейшем университеты закономерно основывались государственными или церковными деятелями.

В ходе исследования было выявлено, что основные задачи университета в исторической перспективе в качестве гаранта образования высокого уровня состоят:

- в осуществлении фундаментальных академических исследований (творческая);

- в профессиональной подготовке специалистов (педагогико-прикладная);

- в распространении знаний среди населения (просветительская, общеобразовательная);

- в распространении культурных ценностей (культурологическая).

Исследование историографии позволило сделать выводы о том, что европейские университеты по мере своего развития планомерно становились двигателями общественно-культурного прогресса, отражением меры цивилизованности нации; относительно высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные школы, обеспечивающие условия роста, передачи и воспроизводства знаний – все это придавало университетам национальное, международное значение и признание высокого качества образования. Анализ показал, что одна из образовательных проблем, с которыми университеты столкнулись на разных этапах своего развития - непрерывная динамика потребностей общества в специалистах разных профилей, что определило уровень удовлетворения этих потребностей, как один из важнейших показателей качества университетского образования.

В главе проведен всесторонний историографический анализ, который показал, что в литературе по истории отдельных европейских университетов отсутствуют обобщающие современные труды. Поэтому в настоящем исследовании нами синтезированы труды по отдельным периодам или вопросам истории университета, а также обобщающие труды исследователей прошлых эпох. Проделанная работа позволила проследить связь этапов и явлений образовательных процессов и изучить оценку эффективности образовательных процессов на разных этапах. Таким образом, собранная и систематизированная библиография по истории европейских университетов представляет собой один из наиболее полных списков существующих на настоящий момент работ в данной области.

Анализ эволюции университетов показал, что на протяжении истории европейских университетов наблюдались периоды спада и расцвета в учебном процессе и научной деятельности. Они неоднократно подвергались преобразованиям и последующему реформированию. В ходе исследования было установлено, что развитие университетов периодично и напрямую зависит от внешних социальных факторов.

Для исследования воздействия устойчивых традиций высшего образования были выявлены и обоснованы основные этапы исторического реформирования некоторых университетов Европы (на примере Римского университета), влияющие на оценку эффективности образовательных процессов.

Исследование историографии помогло выявить и систематизировать преобразования в университетах Европы в разные периоды истории в области контроля качества образования со стороны религиозных властей. В ходе анализа было определено, что одной из характерных черт европейского университета в разные периоды его существования является постоянная связь с властью как государственным органом контроля качества образования ? присутствие государственных и религиозных структур в управлении университетом.

В ходе анализа были выявлены исторические особенности внутренней организации университетов Европы. Для структуры университета были характерны институты магистрата, включавшие в себя ректора и деканов факультета, и консистория, состоящая из назначаемых правительством заведующих факультетами. Для европейских университетов на протяжении истории было характерно управление со стороны папских структур власти и со стороны Коллегии консисторских адвокатов.

Обосновано, что среди факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, можно прежде всего назвать:

- учет социально-экономических преобразований общества на разных этапах развития университетов, влияющих на качество образования через его реформирование для удовлетворения запросов общества;

- устойчивую организационную структуру университета, не восприимчивую к воздействию временных преобразований;

- высокое качество профессорско-преподавательского состава, необходимое для достижения результативности образования;

- взаимодействие университетов, обеспечивающее широкий обмен информацией;

- независимый внешний контроль со стороны государственных и общественных структур;

- традиционность образования, стандартные учебные программы и планы, необходимые для гарантии качества образования;


загрузка...