Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах Западной Европы (27.07.2009)

Автор: Маклакова Елена Владимировна

МАКЛАКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре ЮНЕСКО «Общество знаний и новые информационные технологии» Российского Нового Университета

Научный консультант: академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов Александр Андреевич

Официальные оппоненты: член – корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Баранников Анатолий Витальевич,

доктор педагогических наук, профессор

Шишов Сергей Евгеньевич

доктор педагогических наук

Трубина Ирина Александровна

Ведущая организация: Вятский государственный гуманитарный университет

Защита диссертации состоится «22» октября 2009 года, в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 в Институте содержания и методов обучения РАО по адресу: 119435, Москва, Погодинская ул., д. 8

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Института содержания и методов обучения». Автореферат диссертации размещен на сайте: http://ismo.ioso.ru

Автореферат диссертации разослан «_____» _____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Дзятковская Л.Н.

д.б.н., профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

В начале XXI века все более актуализируется поиск путей качественных преобразований в системе высшего образования. В связи с вступлением человечества в постиндустриальное общество ? «общество знаний», растущим влиянием фактора глобализации во всех областях, включая образование, проблемы качества образования привлекают все большее внимание. В условиях глобальной модернизации образования важно определить подходы к анализу эффективности образовательных процессов в высшей школе за рубежом, прежде всего в университетах Западной Европы, с тем, чтобы в дальнейшем обоснованно подходить к оценке целесообразности переноса накопленного позитивного опыта в российскую образовательную систему.

В связи с этим необходимо проанализировать тенденции в оценке качества университетского образования, его совместимость с запросами рынка труда в условиях динамичного развития общества, вопросы оптимального соотношения общественной и профессиональной оценки качества образования. Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на постоянный рост востребованности опыта Западной Европы в области образования и значимости анализа этого опыта как фактора формирования позиций, определяющих направления модернизации образования и в нашей стране, анализ образовательных процессов университетов Западной Европы проводился только по отдельным аспектам проблемы (Е.В. Агеенко, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, В.А. Козырев, В.И. Корсунов, А.П. Лиферов, Н.Л. Шубина, И.Б. Марцинковский, Я.М. Нейматов и др.) и по отдельным странам. Проблеме оценки эффективности образовательных процессов в историческом аспекте в свете общественных преобразований и изменений нормативных требований не уделялось должного внимания.

Известно, что система образования каждой отдельно взятой страны имеет свои особенности и складывается на протяжении многих веков под влиянием значительного числа факторов, в том числе запросов рынка труда, уровня профессорско-преподавательского состава, потребности общества в научной элите и т.д. Подчеркнем в связи с этим, что многие ее компоненты в силу инерционности системы университетского образования часто отражают запросы и потребности «вчерашнего дня» и сохраняются в силу сложившихся традиций. Поэтому, указанное выше направление исследования, является актуальным, т.к. систему университетского образования не следует рассматривать как «данность», а исследовать в историческом аспекте, анализируя условия и факторы, определившие ее состояние на рубеже XX-XXI веков. Только в этом случае мы можем объективно оценить современный уровень ее развития и выявить, что действительно может быть полезно для практики нашей высшей школы, а что значимо и интересно только в ретроспективном плане. Отметим, что наблюдающиеся тенденции прямого переноса опыта зарубежных систем образования на российскую систему образования без учета исторического аспекта ее развития не всегда достигают желаемого результата.

К одному из направлений решения современных проблем системы высшего образования в Европе можно отнести и работу, проводимую международными организациями в университетах Западной Европы, что способствует координации образовательного процесса и повышению его качества. Результаты исследований (Дж. Колби, Р.Синг, М. Уитт, В.И. Байденко, Ю.Б. Рубин, В.С. Семашенко, Г.А. Ткач и др.) показали, что сложившийся в течение десятков лет опыт работы и одобренный всеми государствами-членами ООН и ЮНЕСКО механизм многостороннего межвузовского сотрудничества на сегодняшний день являются эффективной формой взаимодействия в сфере оценки качества образования, особенно с учетом развивающихся процессов глобализации. Однако в полной мере и эти вопросы не нашли адекватного отражения в соответствующих исследованиях.

Отечественные исследователи (Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, Л.Н. Гончаров, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров, В.А. Капранова, С.П. Чернозуб и др.), также как их зарубежные коллеги (П. Бурдье, Х. Симоенс, М. Ди Симоне, С. Геллерт и др.), уделяют немалое внимание развитию университетов Западной Европы в силу значимости их традиций и опыта. Однако, на наш взгляд, в этих исследованиях не обращалось достаточного внимания на выявление факторов, влияющих на эффективность образовательных процессов. Анализ эффективности университетского образования, возможностей его экстраполяции на российскую образовательную систему, форм внешней экспертизы качества образования, внедрения программ ЮНЕСКО в университетское образование Западной Европы не получил пока в них должного отражения. Это подчеркивает, что систематизация и изучение данных процессов находятся на этапе формирования, и исследования по данной проблеме нельзя считать законченными.

Для определения эффективности образовательного процесса необходимо исследовать совокупность ряда факторов: социальный заказ, динамику его развития; образовательные потребности личности; влияние информатизации общества на образование; требования рынка труда и др.

Современные энциклопедические издания дают следующее определение понятию «эффективность» – это относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к финансовым затратам, расходам, обеспечившим его получение. Однако, такое понимание эффективности далеко не всегда приемлемо для оценки системы образования, результаты функционирования которой могут быть отсрочены и проявятся через значительное время.

Мы связываем эффективность образования с его качеством. При этом мы, вслед за В.А. Кальней, С.Е. Шишовым, О.Е. Лебедевым, А.А. Кузнецовым, М.В. Рыжаковым и др., различаем качество образовательного процесса и его результатов. Качество образовательного процесса само по себе еще не гарантирует качество образования в целом, т.к. его цели и ценности могут не отвечать потребностям личности и общественным ожиданиям в сфере образования. В нашем исследовании качество образования мы определяем через социальную категорию, отражающую результативность образования, его соответствие потребностям личности, общества, государства. При таком понимании качества (эффективности) образования более четко проявляется роль историко-педагогического подхода к его оценке, влияние социально-экономических и культурно-исторических факторов.

Несмотря на стремление обеспечить быстрое и эффективное внедрение в образовательный процесс вузов европейских стран норм Болонского соглашения, при таком реформировании возникают определенные сложности, что в значительной мере связано с инерционностью образовательной системы в университетах Западной Европы. Кроме того, недостаточно учитываются национальные и социальные особенности образования стран-членов ЕС. Данные факторы повышают риск снижения качества университетского образования и ставят под вопрос целесообразность экстраполяции этого опыта на образовательную систему университетов Российской Федерации.

Таким образом, рассмотрение проблемы эффективности университетского образования в Европе, как в прошлом, так и в современности позволит определить тенденции его будущего развития, выявить и изучить составляющие данной системы, которые могут быть полезными для последующей ее адаптации к российскому высшему образованию с обязательным учетом его национальных особенностей. Анализ проведенных исследований показал, что проблема оценки эффективности образования приобретает все большую актуальность в связи с преобразованиями, происходящими в Европе. В рамках построения Единого Образовательного пространства Российская Федерация принимает активное участие в распространении идей и принципов проектов Европейского Союза, образовательных программ международных организаций. В целом, такие действия в значительной мере совпадают с направлениями модернизации отечественного образования, однако подробный историко-педагогический анализ совместимости данных программ с российской образовательной действительностью и их влияние на повышение качества образования не проводился. На актуальность данной проблемы указывает и появление в России независимых экспертных организаций, таких, как Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

Недостаточность исследований оценки эффективности образования в историческом срезе и растущая потребность в них в связи с проблемами реформирования европейской системы образования предопределили выбор темы исследования.

Таким образом, в настоящее время отчетливо проявляются противоречия между необходимостью оценки эффективности системы университетского образования в Европе, связанной, в частности, с потребностью интеграции российского высшего образования в Единое Образовательное пространство, и сложившимся подходом к такой оценке, не учитывающим в достаточной мере историко-педагогические факторы, значимые для качества оценивания эффективности этой системы. Данные противоречия определяют основную проблему, исследуемую в этой работе.

Цель исследования – сформировать подходы к анализу эффективности образовательных процессов университетов Западной Европы с учетом историко-педагогических особенностей и определить возможности переноса данного опыта в российскую систему образования.

Объект исследования – образовательный процесс в университетах Западной Европы в историческом аспекте.

Предмет исследования – историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательного процесса в университетах Западной Европы.


загрузка...