Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности (27.07.2009)

Автор: Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович

Психологическая трансформация личности вводит в психологию движение, переход и может быть рассмотрена в двух движениях – движении идей, т.е. концептуально-парадигмальных трансформациях, и движении вещей, сущих, т.е. в онтологической трансформации личности как человека трансформирующегося, темпорального в культурно-историческом бытии в мире в «со-бытии» с Другими.

Рассмотрение личности в онтологическом горизонте трансформации бытия человека радикально проблематизирует категории субъекта, самости, идентичности, используемые в психологии для рассмотрения человека как личности и в концептуально-парадигмальном, и в онтологическом планах, найдя свое выражение в идее смерти субъекта, кризиса идентичности, исчезновения онтологической обеспеченности личности в самонаррации, дискурсивной практике.

Раскрытие феномена трансформации в существе бытия личности не только имеет негативный аспект исчезновения онтологии личности, но и заключает в себе позитивный аспект, создающий горизонт нового понимания онтологии личности в бытии человека трансформирующегося, временного, существующего в переходе по модусам жизненных миров и модусам существования и открывающегося как сингулярность на перекресте множества способов существования.

Данная фундаментальная проблема может быть поставлена вопрошанием – как онтологически-темпорально возможна личность как текущее единство форм и способов существования текущего многообразия.

Помощь в решении данной фундаментальной проблемы может быть основана только на подходе, раскрывающем существо личности существующего в мире в перекресте многообразия способов существования в горизонте работы личности. В бытийно-темпоральной, культурно-исторической работе личности связывается многообразие способов существования в ходе осуществления исторического бытия.

В структуре трансформации выделяется: 1) трансформирующаяся, преобразующаяся, конструирующаяся идентичность личности как временная формация; 2) работа различения, дифференциации идентичности на транзитные временные формы: «пре», «в» и «пост»; 3) работа связывания, связывающая транзитные формы; 4) работа личности, в которой в ходе работы различения и работы связывания идентичность преобразуется, превращается из одной формы в другую.

Работа личности объясняет трансформацию личности на многообразие в ходе конструирования идентичности, индивидуальности в единстве: 1) работы связывания и работы различения идентичности; 2) вертикальной и горизонтальной работы; 3) работы сознания, работы мотивации, смысловой работы и других феноменов, имплицированных в работу личности. Работа личности конкретизируется в переходе от трансформационной работы к транзитной работе, к бытийно-темпоральной работе, к культурно-исторической работе. В культурно-исторической работе личность осуществляет онтологическое конструирование самоидентичности, истории бытия личности в ходе усвоения и производства культурно-исторического опыта в работе приобщения и отчуждения, воспроизведения и развития опыта бытия, своего и чужого. В горизонт онтологического рассмотрения истории личности в культурно-исторической работе имплицировано конструирование нарративной идентичности, автобиографической идентичности.

Структурно-морфологически деятельность соотносительна мотиву, а динамически-трансформационно – мотивации, в которой различаются мотивационные образования и мотивационная конструирующая работа. Мотивационная работа дифференцируется на четыре модуса: работа инициации, работа селекции, работа реализации, работа постреализации – и два горизонта: премотивации и постмотивации – создающих транзитный круг.

Смысл личности необходимо дифференцировать на: 1) смысловые образования, структуры, системы и 2) смысловую конструктивную работу личности. Полноценное деконструирование и конструирование смысловых образований требует: 1) перехода от субстанциональных, онтологических смысловых форм, образований, структур, систем, форм жизни к трансформационной онтологии темпоральных фактических смыслов бытия личности; 2) темпорального понимания смысла; 3) эквивокальности, релятивности смысла личности как со-отнесения смысла для меня и смысла для другого; 4) перехода от униполярного смысла как жизненного смысла к эквивокальному смыслу, определяющемуся в со-отнесении смысла жизни и смысла смерти, смысла бытия и смысла небытия, L-смыслами и D-смыслами; 5) перехода от принципа иерархизации, генерализации, ассимиляции смысловых структур к принципу несинтезируемых, гетерогенных констелляций смысловых единиц жизни, бытия, существующих в смысловой работе связывания, удерживающего различие.

Предложен общепсихологический подход к пониманию экстремальности на основе разделения целостного индивидуального бытия личности на повседневный и неповседневный (в том числе, экстремальный) модусы бытия личности, которые дифференцируются на конкретные модусы бытия: трансгрессивный модус, предельный модус, анапсиотический модус, деструктивный модус, экстатический модус и др.

Эмпирически выявлено, что существование личности в экстремальном модусе бытия личности дуплицирует и фрагментирует идентичность личности на множественную идентичность. Для объяснения множественной идентичности предлагается представление о многоликости, многообразии различающихся исторических ликов, воплощений (принцип Протея), а для разрешения этой проблемы – культурно-историческая работа как практика культуры заботы, связывающей многообразие воплощений в целостность самости (принцип Прометея). Обнаружено, что смысловые конфликты вызываются гетерогенными, неассимилируемыми смысловыми структурами, создающими дуплицирование (или фрагментацию), бимодальную (эквивокальную) «L – D» (жизнецентрированные и смертецентрированные смыслы) смысловую структуру. Выявлено, что травматическое событие создает травматические и посттравматические реакции не прямо, а рекурсивно, отсроченно, в опосредствующей смысловой работе личности, перерабатывающей этот опыт в ретроспективной, актуальной и проспективной работе личности в единстве прошлого, настоящего и будущего. Показано, что жизненный опыт человека, испытанный им в предшествующей ситуации (преситуации, фактум), продолжает возвратно, рекурсивно развиваться в последующей ситуации, постфактум, обрабатываясь в работе личности (в том числе, нарративной) через призму текущего, активного, возвратного опыта и грядущего, потенциального, трансгрессивного опыта.

Предлагается смысловая концепция психологической травмы и утраты, в рамках которой психологическая травма рассматривается как конструирование травмы в культурно-исторической работе: 1) происходящей из горизонта бытия-небытия 2) в экзистенциальной позиции, направленной пассивно или активно на D-смысловую работу.

Предложена развернутая классификация модусов бытия личности в мире в горизонте темпоральной констелляции повседневного и неповседневного модусов бытия личности в мире. Экстремальная ситуация рассматривается не только негативно-психологически, но и позитивно-психологически в единстве трех аспектов: негативного, нейтрального, позитивного. Эти аспекты выражаются в феноменах страдания, стойкости, трансгрессии.

Содержание диссертационного исследования отражено в основных публикациях автора (общим объемом 162 п.л.- авт. вклад 151 п.л.):

Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ в Перечне ведущих рецензируемых журналов и изданий:

Магомед-Эминов, М.Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1984. - №1. - С. 57-59 (0,2 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации / М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Васильев // Вопросы психологии. – 1986. - №5. – С. 161-168 (0,5 п.л. - авт. вклад 0,25 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №4. - С. 26-35 (0,5 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Психология уцелевшего / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2005. - №3. - С. 3-19 (1,1 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Триада расстройство, стойкость, рост как последствие экстремальной ситуации / М.Ш. Магомед-Эминов // Акмеология. - 2009. - №1. - С. 53-63 (0,9 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Феномен посттравматического роста / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2009. – Вып.3 (71). - С. 111-117 (0,7 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация самоидентичности личности при горе / М.Ш. Магомед-Эминов // Развитие личности. - 2009. - №1. - С. 110-120 (0,5 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Определение экстремальной ситуации / М.Ш. Магомед-Эминов // Российский психологический журнал. - 2009. - №2. - С. 17-24 (0,9 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Повседневный и неповседневный жизненные миры личности / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник университета. Государственный Университет Управления. – 2009. - №4. С. 67-70 (0,5 п.л.).

Монографии и учебные пособия:

Магомед-Эминов, М.Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Методические рекомендации. Украинский институт усовершенствования врачей / М.Ш. Магомед-Эминов, Г.И. Кадук, А.Т. Филатов, О.Г. Квасова. – Харьков, 1989. - 36 с. (2 п.л. - авт. вклад 1 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация и контроль за действием / М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Васильев. – М.: МГУ, 1991. - 144 с. (9,0 п.л. - авт. вклад 4.5п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496 с. (15,5 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Методические рекомендации / М.Ш. Магомед-Эминов, Г.И. Кадук, А.Т. Филатов, О.Г. Квасова.- М.: АНОУМО «Инсайт, 2004. - 2-е изд, дополн. и исправл. – 200 с. (5,0 п.л. - авт. вклад 2.5.п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Экстремальная психология. Т.2. / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. – 576 с. (20,0 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Психология психической травмы. От «железнодорожного спинного мозга» к «травматическому неврозу» / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. – 200 с. (7,0 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Позитивная психология. Т. 1 / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2007. – 560 с. (37,0 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Позитивная психология. Т. 2 / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2007. – 624 с. (37,0 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Феномен экстремальности / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. – 218 с. (5,0 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Внутренняя работа: конструирование временной формы / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. – 218 с. (5,0 п.л.).

Научные публикации в других изданиях:

Магомед-Эминов, М.Ш. Влияние разных типов каузального приписывания на поведение: социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности / М.Ш. Магомед-Эминов // Материалы научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 1982. С. 66-68 (0,15 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация общения / М.Ш. Магомед-Эминов // Печатные материалы Луриевских чтений. - М.: МГУ, 1985. – С. 63-97 (0,7 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация и мотив / М.Ш. Магомед-Эминов // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебно-трудовой деятельности. Печатные материалы научно-практической конференции. – Новосибирск, 1985. - С. ЗЗ-35 (0,15 п.л.).

Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивационная регуляция поведения / М.Ш. Магомед-Эминов // Эмоционально-волевая регуляции поведения и деятельности. II всесоюзный семинар молодых ученых. - Симферополь, 1986. - С. 58-59 (0,1 п.л.).


загрузка...