Психологические основания и технология включения художественного творчества в процесс профессионального становления  студентов (27.07.2009)

Автор: Лопаткова Ирина Викторовна

2) оно способствует саморефлексии, расширению личностного позиционного репертуара, самоактуализации перспективных профессионально значимых способностей субъектов образования;

3) оно может быть включено в образовательное пространство вуза в различных формах в соответствии с целями мотивационно-побудительного, профессионально-деятельностного и рефлексивно-продуктивного этапов профессионального становления.

Научная новизна исследования.

В работе впервые представлены и научно обоснованы концептуальные психологические основания и технология включения художественного творчества в профессиональное образование студентов, что связано с решением крупной проблемы высшего образования: предоставления полноты психолого-педагогических условий становления творческой субъектности профессионала. В диссертационном исследовании впервые:

теоретически обосновано образное содержание профессионального становления студентов, результативно интегрирующееся в профессиональной идентичности и являющееся ее структурообразующим элементом;

идентичность определяется и описывается как одухотворенная личностно-значимыми смыслами, ощущениями, эмоциями и отношениями композиция тождественного и отличного, репрезентируемая в художественном воображении, действии и взаимодействии, создающая надпространственный и надвременной уровни преображенной художественностью субъекта реальности;

осуществлен сравнительный анализ и обнаружена аналогичность детерминант, содержания и формирования идентичности и художественного образа;

выделены и обоснованы внутренние и внешние свойства художественного творчества как психолого-педагогического средства становления профессиональной, личностной и социальной идентичности субъекта, способствующего ситуативному, инструментальному и парадигмальному самоопределению студентов в профессиональной деятельности гуманитарного направления;

обнаружены различия в статусах и содержании идентичности студентов с разным уровнем художественно-творческой актуализации;

впервые психологически обосновывается, разрабатывается и экспериментально апробируется технология художественного поля самоактуализации (его модель, принципы, параметры), включенная в образовательный процесс гуманитарных вузов в трех авторских формах: рефлексодрамы, интерактивных выставок, арт-лабораторий;

получено экспериментальное обоснование эффективности включения художественного творчества в образовательное пространство гуманитарных вузов как психолого-педагогического инструмента становления субъектности студентов на всех этапах профессионального становления;

Теоретическая значимость исследования состоит

в уточнении психолого-педагогических аспектов профессионального образования студентов гуманитарных вузов;

в проведении системного сравнительного анализа образа Я и художественного образа как элементов профессионального становления студентов;

в подтверждении понимания социально-личностной природы становления идентичности и взаимной детерминированности факторов ее формирования;

в рассмотрении и теоретико-практическом обосновании подхода к идентичности как творческой реальности;

в широком применении и развитии художественно-творческих технологий в образовательно-направленных исследованиях психолого-педагогических аспектов профессионального образования студентов;

в конкретизации значения детерминирующих внешних и внутренних факторов в формировании профессиональной идентичности;

в выявлении особенностей идентичности, самосознания, конфликтности, эмпатии, агрессивности, самооценки, самоотношения субъектов с разным уровнем художественно-творческой актуализации;

в теоретико-технологическом осмыслении содержания художественного творчества как необходимого элемента психолого-педагогического пространства профессионального становления студентов.

Эмпирическая база исследования. В исследовании, в целом, приняли участие 1980 студентов гуманитарных вузов г.г. Сергиев Посад, Дмитров, Талдом, Владимир, а также учащиеся СШ №14 и Российского художественно-технического колледжа игрушки г. Сергиев Посад.

Практическая значимость исследования связана с созданием и внедрением в практику вузовского образования художественно-творческого направления профессионального образования студентов на основе авторских форм и методов, формирующих, развивающих программ, учебных пособий и монографий, основанных на технологии художественного поля самоактуализации: «Художественный метод проектирования конструктивного восприятия и поведения в конфликтах», «Арт-терапия в работе с проблемами самосознания», «Рефлексодрама», «Интерактивные выставки», «Арт-лаборатории», которые актуализируют возможности художественного творчества в становлении идентичности и самосознания студентов-гуманитариев как основе их профессионального становления; в разработке и внедрении в программу образования студентов гуманитарных вузов факультативной дисциплины «Креативная имиджелогия»; в разработке и внедрении в практику вузовского образования художественно-творческих объединений дополнительного образования «Психологический театр», «Студия ?»; в разработке и внедрении в послевузовское образование программ «Креативная имиджелогия» и «Арт-метод в работе педагога-психолога». Полученные результаты могут быть использованы в разработке курсов лекций «Введение в специальность», «Психология творчества», «Психология самосознания», «Психология конфликта», «Арт-терапия», «Психология труда», «Практическая психология», а также при разработке и чтении спецкурсов и практикумов.

Апробация результатов работы. Отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-методических и научно-практических конференциях: четвертой международной научной конференции «Актуальные проблемы науки и современное состояние развития российского общества» (Москва, 2003); Российской научно-практической конференции «Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2003); научно-практической конференции «Информационные технологии в образовательном процессе» (Сергиев Посад, 2005); IV Международном симпозиуме «Имиджелогия – 2006: Актуальные проблемы социального имиджмейкинга» (Москва, 2006); II Интернациональном конкурсе «Имидждиректория-2005» (Москва, 2006); Межвузовской научно-практической конференции «Профессионально- личностные аспекты деятельности психолога» (Сергиев Посад, 2007); Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии: идентичность и толерантность» (Сергиев Посад, 2008); Межвузовской конференции «Актуальные проблемы профессиональной подготовки и трудоустройства педагогов-психологов», (Москва, 2007); Научно-практической межвузовской конференции «Проблемы совершенствования качества образования в вузе» (Орехово-Зуево, 2008); Международной научно-практической конференции

«Психологические проблемы человека в условиях инноваций и социальных

изменений» (Москва, 2009); Международной научно-практической конференции «Управление процессом кадрового обеспечения инновационного развития высшего образования» (Киев, 2009).

Апробация идей осуществлялась в ходе чтения курсов лекций, проведения семинарских занятий и практикумов (1999-2009) по психологии творчества, психологии конфликта, арт-терапии, основам психоконсультирования и психокоррекции, профориентологии, психологии самосознания, различных спецкурсов в Сергиево-Посадском гуманитарном институте и его филиалах в г. Дмитров, г. Талдом, в МГГУ им. Шолохова, российско-германском Национальном институте им. Екатерины Великой. Ход и результаты исследования обсуждались на кафедре психологии Сергиево-Посадского гуманитарного института. Прикладной аспект исследуемой проблемы выразился во внедрении программ, разработанных на основе технологии художественного поля самоактуализации для студентов гуманитарных факультетов СПГИ, МГГУ, ВГПУ, а также в проведении формирующих программ в СШ 14 г. Сергиев Посад и в Российском художественно-технологическом колледже игрушки г. Сергиев Посад. Материалы диссертационной работы апробированы при написании методических пособий, учебных программ по практико-ориентированным и лекционным курсам.

Основные положения исследования изложены в монографиях, учебно-методических пособиях для студентов гуманитарных вузов, статьях и тезисах научных докладов общим объемом более 80 печатных листов.

Структура и объем диссертации. Работа выполнена на 384 листах, состоит из введения, 4 глав, заключения и библиографии. В структуру диссертации вошли два констатирующих эксперимента, включающих 7 исследований, формирующий эксперимент на основе авторских технологий, форм и программ, 33 таблицы, 18 рисунков, 7 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема диссертационного исследования, его объект и предмет, формулируется гипотеза, цель, задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, указываются положения, выносимые на защиту, освещаются формы апробации и внедрения результатов в практику.

Определению психолого-педагогических аспектов профессионального становления студентов гуманитариев, выделению как его структурообразующего элемента образного содержания, результативно интегрирующегося в идентичности, его элементов и детерминант становления посвящена первая глава работы «Теоретико-методологические проблемы включения художественного творчества в процесс и содержание профессионального становления студентов». Профессиональное образование включает процесс становления личности профессионала в ходе триангуляции ее содержания с содержанием будущей профессиональной деятельности. При этом под становлением понимается процесс осознания и отрефлексирования имеющихся и самораскрытия перспективных возможностей профессионального развития. Первостепенное значение для психологии образования имеют вопросы изучения психологического содержания профессионального становления студентов. Анализ личностно-ориентированного, деятельностного, акмеологического, функционального и развивающего подходов к его определению показал, что в настоящий период развития научно-практических знаний в данном направлении интенсивно изучаются ведущие компетентности, ставятся и решаются вопросы подготовки знающей, конкурентоспособной, толерантной к кризисным и конфликтным ситуациям, коммуникативной личности профессионала. При этом редко выделяется образное содержание профессионального становления, несмотря на то, что оно не только ориентируется на образные структуры, но и осуществляется через них. Опираясь на образы-представления (образы-предвосхищения, образы-ориентиры) о себе и своем профессиональном настоящем и будущем студенты отбирают элементы поступающей к ним информации, интегрируя их в новые образы. Образы являются основой и структурообразующим элементом профессиональной, личностной, социальной идентичности студентов, которая детерминирует как процесс профессионального становления, так и личностную готовность к эффективной профессиональной деятельности. Следовательно, образы являются как целью, так и средством становления личности будущих специалистов. В ходе исследования было выявлено, что основными образами, детерминирующими профессиональное становление студентов, являются: образ Я в интеграционном единстве прошлого, настоящего и будущего; образ профессии; образы-идеалы; образы, составляющие картину мира; образы значимых других, образы-мечты, образы-цели. Все в целом составляет образное содержание профессионального становления, синергетическое по своей основе, но требующее специальных условий для осознания и рефлексии. Следовательно, профессиональное образование должно включать технологии, основанные на восприятии, создании и трансляции образов, предположительно, интегрируемых и результативно включаемых в идентичность. Эта идея потребовала проведения сравнительного анализа подходов к определению и содержанию идентичности. Он показал, что авторы выделяют ее многокомпонентность, динамическую целостность, творческую синергетическую природу, обусловленность личностно-социальным взаимовосприятием, наличие формы, в которую объединены синтетически все элементы, полюсность и внутреннюю конфликтность, заданную их противоположностью.

Идентичность понимается как образ своей уникальности в тожественности с миром и содержит впечатления, хронотопы, прототипы, эмоции, отношения, предположения, оценки. Детерминация образного содержания не могла состояться без рассмотрения теории о структуре образа сознания (А.Н. Леонтьев, Ф. Василюк), а также трудов К. Роджерса, М. Куна, Т. Макпартлэнда, А. Налчаджяна. В результате было подтверждено, что содержание идентичности фиксируется в образах, интегрирующих продукты идентификации, воображения, аттракции и других процессов ее становления. Образы являются динамичной формой организации элементов идентичности, что позволяет рассматривать их как ее структурообразующий элемент и констатировать, что содержание и процессы формирования идентичности будут определяться свойствами образа.

В психологии образ-Я и идентичность рассматриваются в тесной взаимосвязи. Образ-Я как ядро идентичности рассматривается как система отношений, включающая содержания (роли, позиции, отношения) и их качественную характеристику (какой Я в сравнении с собой и другими), как продукт социально-личностной активности. Идентичность как образ-Я, обеспечивает включение личности в социум с сохранением индивидуальности, как частичного отличия от социального типа.

Образное содержание профессиональной идентичности представляет собой конструктивно конфликтную область интеграции и взаимодействия всех ее элементов. Например, оценки своей самостоятельности, состоятельности и уникальности в профессиональном самоопределении; принятия ответственности за нахождение смысла в профессиональной деятельности и реализацию ценностей; личностного и социального отношений и оценок профессии. Конфликтность связана с расхождениями в оценке субъективного и объективного образов профессиональной перспективы; с возможностями профессионального развития и условиями реализации профессионального и жизненного сценария. Мобильны и конфликтны также и отношения между образами. В образном содержании профессиональной идентичности актуализируется оценка своей тождественности делу, фиксируются представления об уровне профессиональной определенности и целостности, уровне интеграции в профессиональную группу и стиле профессиональной деятельности. Оно способствует осуществлению субъективного единства как функционального образа - Я, так как объединяет профессиональные типажи, образы-представления о личности в профессии, о содержании и формах профессиональной деятельности. Множественные элементы идентичности репрезентируются в сознании субъекта образами, продуцируемыми во взаимодействии с художественной средой: идеалы, эталоны, композиция желаемых идеальных и возможных социальных диспозиций, ролевые типажи. Идентичность, в целом, можно рассматривать как творческий продукт психосоциальной художественной личностной активности, творчески образующий элемент, продуцирующий преобразующую энергию субъекта. Образное содержание идентичности мы считаем художественным по своей основе, так как в нем динамично интегрируется когнитивное и эмоциональное, настоящее и перспективное, личностное и социальное (см. рис. 1). Рассматривать идентичность как субъективно-творческую реальность, позволяют: ее динамичное образное содержание; включенность элементов бессознательного; необходимость проекции, трансляции и демонстрации образа; социально-личностная основа; сочетание реального и приписываемого. Ей присуща высокая потенциальная возможность конфликтности; конструктивность как имманентно присущее стремление к построению формы, направленной на выстраивание позитивности; естественная незавершенность и открытость; ролевая ориентация компонентов, каждый из которых является продуктивным как в направлении образования смыслов, так и в направлении образования отношений, эмоций, и, в дальнейшем, коммуникаций и взаимодействия.

Рис. 1. Содержание идентичности

Идентичность представляется как одухотворенная личностно-значимыми смыслами, ощущениями, эмоциями и отношениями композиция тождественного и отличного, репрезентируемая в художественном воображении, действии и взаимодействии, создающая надпространственный и надвременной уровни преображенной художественностью субъекта реальности.

Далее дается обоснование психологических возможностей воздействия художественного творчества на становление личности: оно способствует созданию неформальной эксклюзивной реальности, направленной на осуществление коммуникации с собой и окружающим миром, расширяет личностный позиционный репертуар, является сферой актуализации возможностей. В нем репрезентируется и развивается идентичность автора, которая эффективно, динамично и целостно транслируется в художественной форме. Человек взаимодействует с объектом и его окружением на трех уровнях: утилитарном, теоретическом и художественном. Для осуществления контакта на каждом из них используется свой особенный код, язык. Теоретический уровень, обращающийся к содержанию, а не к форме,- знаки – символы, смыслы. Утилитарный уровень (значение имеет практическое освоение, отношение) – конкретные вещи, предметы как знаки. Их сравнение с аспектами профессионального становления студентов (содержательные (когнитивные), социальные (коммуникативные) и личностные позволяет сделать предположение о том, что художественный уровень взаимодействия способствует их интеграции.

В целях уточнения и обоснования механизма воздействия художественного творчества на профессиональное становление студентов, была разработана модель воздействия художественного творчества на формирование профессиональной идентичности, основанная на совокупности результатов анализа подходов к ее содержанию и детерминантам становления (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Хайдеггер, И. Кон, К. Левин, В. В. Столин, Е.А. Климов, Е.П. Белинская, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер). Приведем ее краткое описание.

Пассивно художественный этап формирования образного содержания профессиональной идентичности осуществляется в ходе восприятия субъектом художественных образов окружающей действительности, что оказывает опосредованное влияние на формирование образов-представлений о себе, социуме, деле, событии, обладающих разной степенью динамичности и актуализации в сознании, действиях и эмоциях субъекта. Детерминирующими его результативность факторами являются жизненная ситуация, социальная оценка профессии, авторитетные другие, деятельность и опыт субъекта, эстетичность элементов окружающей среды.

Основным элементом художественного творчества является художественный образ. Это одухотворенная художественной формой композиция знаний, эмоций, отношений к какому-либо объекту, специфический, сопровождающий и доступный с самого раннего детства способ общения, познания и самопознания. В силу этого, он способен актуализировать не замеченную ранее информацию об объектах идентификации, не разрушая целостность Я, а расширяя ее. Взаимодействие личности с художественными образами искусства, литературы, фольклора, дизайна и др., в процессе которого происходит качественная трансформация образного содержания идентичности, осуществляется в трех ракурсах: 1 – восприятие информации, преподнесенной в художественных образах, следствием которого является прояснение содержания, увеличение количества и качества идентификационных параметров; трансформация оценки и отношения к ним; 2 – создание художественных образов, влекущее качественные изменения Я как в процессе творчества, так и за счет их последующего восприятия и отрефлексирования. Продуктом являются дополнительные характеристики воспринимаемых сторон Я. 3 – трансляция своего содержания в художественных образах с последующей самоэкспликацией. Данный этап обозначим как активно художественный. Детерминирующими его эффективность факторами являются качество воспринимаемых художественных образов и активность художественно-творческой актуализации личности.


загрузка...