Психологические основания и технология включения художественного творчества в процесс профессионального становления  студентов (27.07.2009)

Автор: Лопаткова Ирина Викторовна

ЛОПАТКОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

Психологические основания и технология включения художественного творчества в процесс профессионального становления студентов

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре психологии

НОУ ВПО «Сергиево-Посадский гуманитарный институт»

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор,

Гинзбург Михаил Романович,

Психологический институт РАО

доктор психологических наук, профессор Крупник Ефим Пинхусович,

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

доктор психологических наук, профессор

Рождественская Наталья Андреевна,

ГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Защита состоится 26 октября 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 9А, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского психолого-социального института.

Автореферат разослан « 15 » сентября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук Н.П. Молчанова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования и постановка проблемы. Современное высшее образование определяет в качестве своего основного ориентира развитие у студентов ключевых компетенций. Это диктует необходимость кардинальной смены парадигмы российского образования: изменение подходов к построению содержания профессионального образования, технологий обучения и воспитания в высших учебных заведениях (В.В. Давыдов, 1986; 1996; Ф.Т. Михайлов, 2000; В.В. Рубцов, 1996; 2000, 2004; В.И. Слободчиков, 1994; 2000, 2005; Г.А. Цукерман, 1996, 1998, 2001 и др.). Так поставленная задача развития высшего образования предельно обостряет вопрос о самой возможности становления субъекта учебной и профессиональной деятельности на этапе вузовского обучения. Парадигмальная трансформация высшего образования в России («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), требует большего внимания к психологическим аспектам профессионального становления студентов. В традиционной парадигме, направленной на передачу профессиональных знаний, его предмет в психологическом плане сужается до познавательной сферы личности. Это кардинально расходится со стратегическим ориентированием высшего образования на формирование личностной готовности к эффективной профессиональной деятельности. Применение традиционных методов профессионального образования уже не представляется перспективным, так как в этом варианте не используется в полной мере субъектность студентов, что является необходимым условием становления личности профессионала. Возрастает необходимость разработки и включения в образовательное пространство вуза технологий развивающего образования (В.В.Давыдов, В.И.Панов), в ходе которого личность будущих профессионалов является и целью, и средством профессионального становления. Это позволит не только учесть сформированные к периоду обучения в вузе особенности интеллектуальной, эмоциональной, личностной, духовно-нравственной сфер субъектов образования, но и их неактуализированный профессионально значимый потенциал. Профессионально значимую информацию студентам необходимо присвоить не только на знаниевом и операциональном уровнях, но и на уровне соотнесения своих психологических особенностей с аналогичными требованиями будущей профессиональной деятельности, т.е. на уровне субъектности, личностно-социальной активности, позволяющей интегрировать множественные аспекты информации о себе и будущей профессии. Следовательно, одной из социально значимых задач современного образования является проектирование образовательных технологий, эффективных в направлении самоосуществления (самопонимания, самопознания и амплификации Я) будущих профессионалов.

Несмотря на явную динамику в направлении поиска и создания инновационных образовательных технологий большинство из них ориентировано на создание информационного пространства, в котором реализуется знаниевая парадигма и транслируются репродуктивные обучающие стратегии. Существующая до сих пор установка на сохранение традиционных рамок и традиционных педагогических задач высшей школы тормозит процесс профессионального становления психологически компетентного специалиста. Признавая реальность глобальных перемен в мире, смену экономического и социо-культурного развития, пора уже оставить иллюзии "усовершенствования", "дальнейшего развития", "качественного улучшения", "принципиального обновления" существующего уклада организации образования (В.Я. Ляудис). Пора признать, что есть два направления развития образования – в духе традиционного уклада его организации и в духе инновационной стратегии, опирающейся на учет реальных перемен в характере общественного запроса к личности и к изменившейся роли личности в общественном прогрессе.

Профессиональное образование студентов без учета необходимости создания психолого-педагогических условий, способствующих актуализации личностного потенциала, само-бытности, само-деятельности (В.И. Слободчиков, 1994, 2001) личности, которые не только являются значимыми для профессионального становления, но и во многом определяют результативность формирования личности будущего профессионала, - это интенция затягивания образовательного кризиса.

Продуктивное обучение, соответствующее духу эпохи перемен, ориентировано на развитие субъектности студентов, целостности их личности, раскрытия их «подлинной» (Э.Фромм) идентичности. Следует отметить, что для реализации этих социально и личностно-значимых образовательных целей необходимы специальные психотехнические приемы. Однако технологическому оснащению психологических, личностно-развивающих аспектов образовательного процесса уделяется гораздо меньше внимания, как учеными, так и практиками. В настоящее время активно создаются психолого-педагогические программы, направленные на приобретение профессиональных знаний, развитие профессионально важных качеств и умений, но в них не уделяется должного внимания образовательным технологиям как средству становления и расширения личностно-творческого потенциала студента в зависимости от специализации (гуманитарной, естественно-научной, технической или творческой) его обучения.

В профессиональном становлении студенты ориентируются на свои представления о будущей профессии и о себе самом, значит, оно имеет образное содержание и подразумевает необходимость создания психолого-педагогических условий для восприятия, создания и трансляции образов желаемого профессионального будущего. Эффективная профессионализация осуществляется не только на основе того, что обусловлено прошлым опытом субъекта и уже сформировано, но и того, что еще только предвосхищается, что обусловлено представлениями, интуитивными предчувствиями будущего, того, что не отрефлексированно в настоящем. Отсюда вытекает необходимость определения образного содержания профессионального становления будущих специалистов гуманитариев и разработки образовательных технологий, инициирующих его актуализацию и репрезентацию в целях инструментального, парадигмального и ситуативного самоопределения в профессии на этапе вузовского образования. В нем концентрируются множественные присвоенные в процессе профессионального образования элементы информации, что требует психолого-педагогических условий, инициирующих его актуализацию и репрезентацию; активизирующих творческую энергию, проявление чувственной активности субъектов и пр.

Исходным основанием для решения проблемы профессионального становления студентов является определение комплекса таких условий, которые должны иметь личностно-центрированную и творческую направленность. В них должны учитываться эксклюзивность и уникальность каждого субъекта образования, что позволяет в полной мере использовать его потенциал в направлении становления профессиональной идентичности. В соответствии с этим необходимо проектирование такого содержания образования (образовательной среды), которое обеспечивает освоение полной нормативной структуры профессиональной деятельности, и тем самым делает процесс самоопределения и саморазвития студентов более интенсивным. На этой основе должны быть построены образовательные технологии, что в свою очередь позволит выстроить образовательную модель, содержащую целостную психолого-педагогическую технологию, обеспечивающую становление (последовательное преобразование) субъектов профессионального образования. Такой подход к решению задач современного высшего образования определяет психолого-педагогическую актуальность данного исследования.

Таким образом, выявление (выделение) базовых характеристик профессионального становления студентов-гуманитариев, проектирование на их основе образовательных ситуаций развития, образовательных технологий должно составить основу проектирования развивающей образовательной среды в гуманитарном вузе. Образовательная среда может быть признана развивающей, если в ней созданы условия для развития всех субъектов образования: вуза и группы как учебных общностей, профессионально-педагогической общности, других социальных групп и индивидов в них входящих, совместно решающих общие образовательные задачи. Поскольку известно, что в разных образовательных средах по-разному формируются субъектные способности (С.К. Бондырева, 2005, 2008; Н. В. Бакланова, 1994; В.В. Давыдов, 1986, 1996; Н. В. Кузьмина, 1970; В.В. Рубцов,1996, 2000; В.А. Сластенин, 2008; В. И. Слободчиков, 1994, 2000; Ю.В. Громыко,1998; В.И. Панов, 2001,2005; В. А. Ясвин, 2001), то проблема становления творческого субъекта профессиональной деятельности может быть решена именно в контексте художественного творчества. Несмотря на солидную доказательную базу, свидетельствующую о его значительном влиянии на развитие личности и социума (С. Х. Рапоппорт, 1978; М.Е. Марков, 1970; Б.М. Неменский, 2007; А.А. Мелик-Пашаев, 1998,2008; Е.П. Крупник, 1989,1999 и др.), оно до сих пор рассматривается в процессе высшего образования только в связи с внеучебной, досуговой деятельностью (исключением являются художественные вузы). Крайне редко психологические возможности художественного творчества изучаются и применяются в образовательном процессе с психотехнических позиций, несмотря на то, что искусство призвано - по определению – продуцировать и транслировать образы, и тем самым способствовать эффективности и результативности высшего образования, особенно гуманитарного. Таким образом, в системе высшего образования практически упущен художественно-творческий компонент, существенно определяющий профессиональное становление будущих специалистов. К настоящему времени не определено его значение и возможности в профессиональном становлении и развитии личности будущих специалистов, недостаточно изучены и психологически обоснованы процессы и психолого-педагогические факторы его воздействия.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости теоретико-методологической разработки психологических оснований и эмпирически выверенных путей включения художественного творчества студентов в процесс их профессионального становления с целью разрешения противоречий:

между применяемыми в системе высшего профессионального образования образовательными технологиями подготовки студентов к профессиональной деятельности и требованиями, предъявляемыми ее содержанием к их общим способностям;

между творческими целями и репродуктивным способом обучения в высшей школе;

между признанием уникальных возможностей художественного творчества в становлении и развитии личности и неэффективном его применении в профессиональном образовании студентов-гуманитариев;

между признанием необходимости развития ведущих компетентностей будущих специалистов, становления образа Я-профессионала и психолого-педагогической неразработанностью образного содержания профессионального становления;

между потребностью перспективного самоопределения и развития субъектности в профессиональном пространстве и отсутствием релевантной этому психотехники;

между необходимостью в продуктивной профессиональной подготовке высококвалифицированных и мобильных специалистов и отсутствием концептуального психологического обоснования инновационных технологий, соответствующих этим требованиям.

Нам представляется перспективным для разрешения означенных противоречий рассмотреть вопрос о концептуальном осмыслении психологических возможностей художественного творчества студентов в их профессиональном образовании.


загрузка...