Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе (27.07.2009)

Автор: Гладилина Ирина Петровна

Стремление к получению новой информации, фактов Самостоятельный поиск новой информации с целью саморазвития Стремление к поиску, которое требует внешнего стимулирования Стремление к поиску новой информации нет

смелость Постоянные решительные действия, направленные на преодоление трудностей Ситуативное проявление самостоятельных решительных действий В ложных ситуациях теряется

Готовность к риску Склонность браться за дело, результат которого неопределен Осторожность при принятии решения Страх поражения

Инициативность Проявление инициативы по собственному желанию Ситуативное проявление инициативы Ориентация на решение других

Способность к исследовательской деятельности Использование во время поиска новой информации научных методов исследовательской деятельности Явный интерес с исследовательской деятельности, но осуществляет под руководством педагога Отсутствует стремление к исследованию проблем на научном уровне

Способность к выдвижению гипотез, генерированию новых идей Умение выйти за пределы определенных границ и выдвигать новые идеи Редко выдвигает субъективно новые оригинальные идеи Трудности в анализе причинно-следственных связей; низкая способность к выдвижению субъективно новых идей

Развитое воображение, фантазия Создает новые образы, идеи Фантазия и воображение не выходят за пределы реального Фантазия носит репродуктивный характер

Умение анализировать, интегрировать и синтезировать информацию Видение составных частей; умение сравнивать предметы, понятия, выделять главное, делать выводы Ошибки при делении целого на части; самостоятельное осмысление информации перемешивается со второстепенными делами Нет способности к самостоятельному анализу; неумение выделить главное

Способность к преодолению инерции мышления Свободное преодоление стереотипов мышления Быстрое переключение одной программы действий на другую при помощи извне Сложности при выходе за границы стереотипов даже при помощи извне

Способность к выявлению противоречий Владение операциями самостоятельного нахождения нового, что отрицает старое, несовместимое с этим новым Нахождение противоречия путем неоднократного сравнения при помощи извне Нахождение противоречий под руководством педагога

Способность межличностному общению Активен в работе в коллективе, способен к организации сотрудничества Тесный контакт с 3-4 людьми, с другими общается выборочно Тесносотрудничает только с 1 человеком; возможна конфликтность отношений

Опираясь на научные исследования С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других, мы пришли к выводу о том, что акты поведения в процессе деятельности по развитию творческой одаренности можно рассматривать как системные единицы. Изучение исследуемого процесса привело нас к выводу о необходимости взять в качестве единиц анализа творческой одаренности студентов их действия, акты поведения и результаты выполнения творческих заданий. Использование этих единиц анализа дает возможность исследовать творческую одаренность студента в движении.

Исходя из нашего определения понятия творческой одаренности, мы выделили следующие ее компоненты: мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-деятельностный, креативный (творческие способности).

Мотивационный компонент: мотивация самовыражения, способность мотивировать самого себя, осознание молодым человеком личностной значимости знаний и умений. В этом определении мы опирались на исследования сущности учебной мотивации (Чирков В.И. 1991, Лукьянова М.И. 1998 и др.) и исследования, посвященные развитию и повышению мотивации. Мы также полагаем, что мотивация, обуславливающая возникновение проблемных ситуаций и обеспечивающая личностную вовлеченность учащихся в процесс творческой деятельности, важна для развития творческой одаренности.

Эмоционально-волевой компонент: способность регулировать свое настроение и не позволять стрессу воздействовать на специальные способности и личностное поведение; способность проявлять волевые качества, сочувствие и оказывать поддержку. Студенты, у которых развиты эти навыки, преуспевают во всех видах деятельности, связанных с отношениями со сверстниками или взрослыми. Самопознание – способность отслеживать свои чувства, – очень важна. Человек, который понимает, что он чувствует, лучше управляет принятием решений. Управление эмоциями – уникальная способность, позволяющая быстро справляться с неудачами. Эмоциональный самоконтроль – важнейшая способность, обеспечивающая успешность развития творческой одаренности.

Интеллектуально-деятельностный компонент: познавательный интерес к изучению учебных дисциплин, гибкость мышления; желание совершенствовать знания, умения и навыки для достижения более высоких результатов; готовность к изучению теории и освоению новых знаний на практике, проявление активности в использовании знаний, умений и навыков будущей профессии при выполнении творческих и проблемно-исследовательских работ; участие в работе над исследовательскими проектами; развитие исследовательской деятельности, социальной активности.

Креативный компонент (творческие способности): развитое творческое воображение, оригинальность замысла, умение его раскрыть; способность находить решение новых проблем, использовать для этого уже известные способы деятельности, применять имеющиеся знания в новых условиях; специальные способности к социальному творчеству и др.

Такое разделение компонентов условно, так как реально они взаимосвязаны между собой. Недостаточное развитие одного из компонентов неизбежно влияет на характеристику других, снижая общий уровень проявления творческой одаренности личности.

К условиям эффективности развития творческой одаренности молодежи в высшей школе экспериментально отнесены:

Психологические

Создание соответствующей творческой атмосферы;

Доброжелательность педагога;

Отсутствие жесткой критики в адрес студента;

Создание условий для конструктивного взаимодействия студентов независимо от уровня их творческой одаренности;

Обеспечение студентов возможностью активно задавать вопросы, выдвигать оригинальные идеи, гипотезы;

Использование личного примера педагога к творческому решению проблем.

Педагогические

Создание «инкубатора» развития творческой одаренности молодежи в условиях вуза;

Обеспечение студентов необходимым дидактическим материалом, который способствует развитию творческого интереса, любознательности;

Использование педагогом современных технологий поиска и обработки информации, активное привлечение обучающихся к работе с разными информационными базами данных;

Педагог должен придерживаться позиции консультанта, позволяя студентам выстраивать творческий процесс саостоятельно.

Культурологические

Привлечение студентов к использованию культурного наследия в процессе творческой деятельности;

Использование основы народной культуры в формировании творческой одаренности;

Социологические

Формирование личности, профессионала-патриота и гражданина России, который четко ориентируется в современных условиях и перспективах социокультурной динамики XXI века;

Воспитание навыков самообразования и самореализации, лидерской позиции личности;

Развитие национальной самоидентификации личности, в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности во благо России.

Поставленная в нашем исследовании задача — определить показатели и критерии уровней развития творческой одаренности учащейся молодежи решена и описана в третьей главе. Были выделены следующие уровни сформированности творческой одаренности молодежи: «высокий», «средний», «низкий». Основанием для их выделения послужили количественные и качественные характеристики проявления творческой одаренности в соответствии с выделенными в ходе теоретического анализа компонентами (мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-деятельностный). При этом было принято, что у студента высокий уровень развития творческой одаренности, если она проявляется по всем компонентам и большинству их показателей. К среднему уровню развития творческой одаренности мы отнесли студентов с большими различиями в ее проявлении: тех, у кого преобладают только два компонента, кто реализует только половину перечисленных показателей и др. Низкий уровень развития творческой одаренности наблюдается, если студент не достигает большинство показателей.

Кроме этого, для оценивания развития проявления показателей творческой одаренности молодежи в высшей школе были введены следующие уровни: устойчивый – сформирована потребность в творчестве; ситуативный – потребность в творчестве носит неустойчивый характер; потенциальный – низкий уровень развития творческой одаренности.


загрузка...