Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе (27.07.2009)

Автор: Гладилина Ирина Петровна

Гладилина Ирина Петровна

Педагогическая технология развития творческой одаренности молодёжи в высшей школе

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Москва, 2009

Работа выполнена на кафедре дизайна Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Сокольникова Наталья Михайловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бакланова Татьяна Ивановна

доктор педагогических наук, профессор

Горский Владимир Акимович

доктор педагогических наук, профессор

Легостаев Иван Иванович

Ведущая организация: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования

Защита состоится «18» ноября 2009 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Автореферат разослан 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук Туманова Т.В.

Социокультурное состояние страны, мировая экономическая ситуация требуют качественно новой парадигмы образования, направленной на развитие творчески одаренной, активной личности. Мобилизовать творчество каждого выпускника вуза в сегодняшних нестабильных условиях и использовать его для развития страны – ведущая задача российского государства по выходу из кризиса. Стратегия государственной молодёжной политики в современной России строится на уважении к личности, на развитии творческого потенциала. На рубеже XX(XXI вв. произошли значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях и системе ценностей. Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и эксперименты, во многом обусловленное усложнением самого мира, привели к необходимости нового концептуального обоснования развития творческой одаренности молодёжи.

Актуальность диссертации вызвана сложностью и недостаточной исследованностью творческой одаренности как психолого-педагогического и социального феномена, своеобразием её развития на отдельных возрастных этапах.

Развитие творческой одаренности молодежи в высшей школе все больше приобретает не только научно-теоретическое, но и практическое значение. В становлении профессионализма выпускников вузов одна из первоочередных задач заключается в формировании творческой личности.

Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между возрастающей потребностью общества в творческих личностях, готовых к самостоятельному, нестандартному решению проблем, творческому применению на практике профессиональных навыков и существующей системой высшего профессионального образования, не вполне реализующей потенциал высшей школы по развитию творческой одарённости студентов. Растет противоречие между востребованностью творческой инициативной молодежи в современной России, важностью, уже в студенческие годы, самостоятельно развивать и проявлять творческую одаренность и ограничением творческой самостоятельности студентов в условиях высшей школы рамками учебных планов и графиков, общепринятыми технологиями изучения дисциплин Государственного образовательного стандарта.

Противоречие также состоит в том, что на этапе создания и внедрения новых условий осуществления учебно-воспитательного процесса «методики» уже не могут играть решающую роль. На смену им приходят технологии. Как известно, педагогическая технология – это целостное образование, состоящее из трех основных частей: диагностической, интерпретационной и коррекционной. Педагогическая технология не является «массовой», она всегда предусматривает индивидуальный подход.

Таким образом, ведущее противоречие заключается в потребности общества в развитии творческой одаренности людей в процессе их подготовки в высшей школе, как основы их будущей эффективной профессиональной деятельности, и явной недостаточностью теоретических исследований творческой одаренности, особенно отсутствием педагогической технологии ее развития у молодёжи. Это порождает серьезную междисциплинарную проблему. Несмотря на существующие достижения в передовой педагогической технологии, ныне наблюдается недостаточный уровень технологии развития творческой одаренности, в частности решения проектно-творческих задач.

Анализ литературы по философии, педагогике, психологии, социологии, культурологии, методической литературы, изучение опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, выявление существующих противоречий помогли определить проблему исследования: каковы концептуальные основы, структура и компоненты педагогической технологии, направленной на развитие творческой одаренности молодежи в высшей школе?

Исходя из вышесказанного, постановка проблемы настоящей работы представляется актуальной.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития творческой одаренности молодёжи в высшей школе.

Объект исследования: методология, теория и практика развития творческой одаренности молодёжи в условиях высшей школы.

Предмет исследования: педагогическая технология развития творческой одаренности молодёжи в высшей школе, включающая необходимые для этого условия, пути и средства.

Гипотеза исследования: эффективная реализация педагогической технологии развития творческой одаренности студенческой молодёжи возможна при выполнении следующих условий:

- если образовательно-воспитательный процесс будет строиться на основе педагогической технологии, включающей, как ее составляющую, комплекс методов и средств развития творческой одаренности;

- если будут разработаны и реализованы основные принципы развития творческой одаренности молодежи в условиях высшей школы;

- если созданы педагогические ситуации, включающие студентов и профессорско-преподавательский состав в интерактивную, проектную, творческую деятельность;

- если осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на систему мотивационно-ценностных ориентаций студенческой молодёжи с целью развития их творческой одаренности;

- если будет разработана и внедрена структурная модель развития творческой одаренности молодёжи в условиях высшей школы;


загрузка...