Развитие содержания подготовки к информационно-аналитической деятельности на основе семиотического подхода (27.07.2009)

Автор: Фомин Владимир Ильич

Укажем, что информационно-аналитическая деятельность специалиста экономического профиля – это деятельность, которая направлена не столько на умение находить, оценивать и использовать в своей профессиональной деятельности необходимую информацию, сколько на умение анализировать, структурировать информацию, владеть специальными методами анализа информации, выполнять ее качественно-содержательные преобразования, исследовать и прогнозировать развитие информационных процессов на основе формальных или полуформальных моделей в рамках современной социально-экономической сферы деятельности человека. В этом смысле информационно-аналитическую компетентность специалиста экономического профиля можно рассматривать как часть его профессиональной компетентности в предметной области и определять как готовность к решению профессиональных задач в социально-экономической сфере с помощью средств информатизации на основе семиотической обработки информации. Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволил сделать вывод, что развитие информационно-аналитической компетентности будущего специалиста предполагает структуризацию содержания обучения согласно шести концептуальным линиям (см. рис. и табл. 1) и наличие блоков теоретического и практического учебного материала, им соответствующих. Приведем графическое представление модели развития содержания подготовки (см. рис.).

Рис. Модель развития содержания подготовки к

информационно-аналитической деятельности

На рисунке цифрами обозначены блоки дисциплин ГОС ВПО: 1 – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и общие математические и естественнонаучные дисциплины; 2 – дисциплины общепрофессиональной и предметной подготовки и 3 – специальные дисциплины и дисциплины специализации. Пунктирными стрелками показаны взаимосвязи между новыми блоками содержания обучения. Тонкими сплошными линиями, идущими от новых блоков содержания обучения к дисциплинам, рекомендованным действующим ГОС ВПО, показана взаимосвязь учебного материала и место возможного изучения нового материала, определенного концептуальными линиями. Двойной рамкой выделен блок «Информационно-аналитическое моделирование профессиональных задач предметной области», методологически обобщающий знания и умения студентов, приобретенные в других предложенных в исследовании блоках, а также дисциплинах ГОС ВПО.

Заметим, что при модульной организации учебного процесса каждый из указанных блоков может выступать как отдельный модуль содержания обучения. Кроме того, возможна и такая организация обучения, когда отдельные темы и понятия того или иного блока будут изучаться внутри существующих дисциплин ГОС ВПО или как отдельный спецкурс.

Таблица 1.

Содержание обучения для формирования профессиональной готовности

будущего специалиста к информационно-аналитической деятельности

Линия Блок Учебные элементы

Линия 1. «Методология моделирования» Блок 1. «Теоретико-методологические проблемы моделирования в экономике» Системный и когнитивный аспекты методологии моделирования. Моделирование как метод научного познания. Понятие «модель» и «моделирование». Классификация моделей. Этапы моделирования

Социально-экономические модели. Основные понятия теории социально-экономических изменений. Формальные модели социально-экономических процессов

Место математического моделирования в экономической науке. Математическое моделирование и развитие экономической теории. Роль прикладных экономико-математических исследований

Вычислительный эксперимент. Структура и этапы. Вычислительный эксперимент в экономике

Линия 2. «Семиотическая» линия Блок 2. «Основы семиотики и семиотический подход к решению задач экономико-математического моделирования» Знак. Знаковая система. Знаковые ситуации. Треугольник Фреге. Интерпретатор. Тетраэдр семиозиса

Семиотика: синтаксис, семантика, прагматика. Семиотический подход к решению задач экономико-математического моделирования

Тип знаковой системы. Базисный знак

Письмо. Тип письма

Язык. Метаязык. Естественные и искусственные языки. Примеры языков предметных областей

Исчисление. Формальная система. Интерпретация. Формальный язык

Абстракция. Конструктивный процесс. Конструктивный объект. Абстрактные знаковые системы на примере формальных языков различных предметных областей, созданных человеком для моделирования окружающего мира и предметных областей в частности

Однородные функции и их свойства

Выпуклый анализ. Теоремы о неподвижной точке (теорема Брауэра, теорема Какутани). Теоремы отделимости. Теоремы о непрерывности выпуклой функции (на внутренности ее множества определения)

Экстремальные задачи. Теорема об огибающей. Теоремы о дифференцируемости значения экстремальной задачи. Теоремы о непрерывности решений задачи оптимизации. Теоремы Куна — Таккера

Продолжение табл. 1.

Линия 3. «Математические основания анализа предметной области» Блок 3. «Математические основания экономического анализа» Элементы математической теории коллективного выбора. Предмет теории коллективного выбора. Индивидуальные предпочтения, профили предпочтений, правила агрегирования. Аксиомы агрегирования индивидуальных предпочтений. Аксиомы единогласия. Парето-оптимальность и независимость от посторонних альтернатив. Одноэлементность минимальной решающей коалиции. Теорема Эрроу о диктаторе

Парето-оптимальные распределения в модели экономического обмена. Модель экономического обмена. Характеристики экономических агентов. Допустимые распределения. Выпуклость множества достижимых уровней полезности. Парето-оптимальные распределения. Геометрическая интерпретация границы Парето. Внешняя устойчивость Парето-оптимальных распределений. Оптимумы Парето и выпуклое программирование. Парето-оптимальные распределения и цены

Ядро и равновесие в модели экономического обмена. Коалиция и блокирование. Ядро экономики. Нечеткие коалиции и нечеткое ядро. Геометрический смысл нечеткого ядра. Нечеткое блокирование и цены. Равновесные состояния. Бюджетные множества, множества спроса. Равновесные цены и равновесные распределения. Неблокируемость равновесных распределений. Моделирование условий совершенной конкуренции

Элементы теории кооперативных игр. Кооперативные игры нескольких лиц. Ядро кооперативной игры. Игры с побочными платежами. Теорема Бондаревой о непустоте ядра сбалансированной игры. Кооперативные игры без побочных платежей. Игра, ассоциированная с моделью экономического обмена. Конечно порожденные кооперативные игры

Условия существования экономического равновесия. Теорема Дебре-Скарфа и общая схема доказательства теоремы о существовании экономического равновесия. Условия сбалансированности игры рынка. Свойства монотонности ядер реплик и теорема существования экономического равновесия. Классическая модель Эрроу-Дебре и ее обобщения. Условия существования экономического равновесия в модели с производством

Продолжение табл. 1.

Линия 4. «Методы численного анализа предметной области» Блок 4. «Методы численного экономического анализа» (развитие действующего курса «Экономико-математические методы») Введение в математическое программирование. Общая характеристика проблематики, примеры простейших экономических ситуаций, приводящих к задачам математического программирования: задача нахождения оптимального плана производства, задача о рационе, задача оптимального раскроя, транспортная задача, задача о назначениях, задача о контрагенте. Линейная модель планирования

Нелинейное программирование. Общая задача нелинейного программирования. Локальный и глобальный оптимум. Выпуклые функции, дифференцируемость по направлениям. Понятие субградиента и субдифференциала. Задача выпуклого программирования. Функция Лагранжа. Сопоставление с классической задачей условной оптимизации. Дифференциальная форма признака оптимальности

Динамическое программирование. Принцип оптимальности. Формальное изложение метода: функция состояния, условно-оптимальные управления, рекуррентные соотношения Беллмана. Принципиальная блок-схема алгоритма. Условия эффективности метода. Примеры прикладных задач

Элементы теории расписаний. Задача коммивояжера. Метод ветвей и границ. Случайный поиск как метод оптимизации. Простой и направленный случайный поиск

Сетевое планирование. Основные понятия и правила построения сетевой модели. Расчет параметров сетевого графика и критического пути. Сетевые графики с вероятностными параметрами. Оптимизация сетевых графиков. Сети Петри

Матричные игры. Кооперативные игры. Игры с природой. Критерий Вальде. Критерии максимума, Гурвица, Сэвиджа

Элементы теории графов. Плоские графы. Эйлеровы графы. Гамильтоновы графы. Орграфы

Стохастическое программирование. Элементы теории систем массового обслуживания. Марковские случайные процессы

Информация и информационные процессы в экономической сфере. Технология и методы обработки экономической информации. Проектирование автоматизированных информационных систем, функциональные и обеспечивающие подсистемы (стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, описывающий процессы жизненного цикла программных средств, последовательность работ и задач, выполняемых определенными исполнителями). Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы

Окончание табл. 1.


загрузка...