Социальная инноватика в системе управления регионом (27.07.2009)

Автор: Бажин Игорь Иванович

6. Проведены эмпирические исследования по оценке уровня управленческих компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих различных категорий и рангов, подтвердившие гипотезу о том, что неудачи в осуществлении социальных реформ в значительной мере связаны с недостаточным уровнем навыков действующих управленцев в грамотной разработке, принятии и внедрении управленческих решений, а также нередко с размытой самоидентификацией, нечетким пониманием служащими своего места и роли в осуществлении социальных реформ.

7. На основе методологии и принципов социального проектирования разработаны социальные механизмы инновационной управленческой деятельности органов региональной и муниципальной власти, содержащие методологическую структуру и системокомплекс компонентов, направленных на обеспечение согласованности проводимых реформ с социальной средой.

8. Разработаны концептуальные основы построения стратегии изменений, базирующиеся на предпочтительности позитивного целеполагания и эффективном воспроизводстве, поддержании, развитии, совершенствовании и рациональном использовании интеллектуального потенциала российского общества.

9. На базе созданной методологической структуры инновационной управленческой деятельности органов региональной и муниципальной власти разработаны проектные технологии социального реформирования, доведенные до детального описания каузальной алгоритмизированной последовательности управленческих действий.

10. Разработана методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, позволяющая на основе формализованных критериев как детально оценить каждый компонент деятельности, так и комплексно оценить эффективность по соответствующему направлению деятельности и провести интегральную оценку по всему спектру деятельности органа исполнительной власти.

11. Проведен системный анализ структуры и содержания компонентов ресурсного обеспечения программно-целевого управления инновационными социальными преобразованиями. Показано, что в ресурсном обеспечении управления развитием территории ключевую роль играют не столько экономические, сколько социальные факторы, являющиеся информационным ресурсом и открывающие в современных условиях принципиально новые возможности повышения эффективности управления.

12. Разработана система образовательных программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, направленная на эффективную репродукцию кадрового обеспечения инновационной управленческой деятельности и создающая прочную методологическую основу для создания соответствующего образовательного стандарта в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

13. Предложены информационные механизмы согласования социальных реформ, позволяющие органам власти всех уровней соединить интеллектуальный потенциал персонала службы с современными коммуникационными технологиями. Здесь кроется мощный потенциал по выходу из замкнутого круга недоверия населения к власти через внедрение новых позитивных стереотипов, связанных с органами государственной власти и местного самоуправления.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение полученных в диссертационной работе результатов состоит в развитии научного знания об управлении социально ответственной региональной властью сложными социальными процессами при внедрении социальных реформ. При этом социальное развитие рассматривается в работе как качественное изменение ситуации путем нововведений и сознательных преобразований внутренних и внешних связей между людьми в процессах их совместной жизнедеятельности.

Проведенные исследования вносят научный вклад в изучение тенденций и концепций общественного развития, содержащего в себе инновационные процессы и явления, в том числе взаимодействие и взаимовлияние управления и социальной самоорганизации на региональном уровне, что не нашло еще должного отражения в рамках устоявшихся понятий социологии управления.

Практическое значение работы состоит в том, что конкретные модели и механизмы, разработанные автором на основе системной методологии социальной инновационной управленческой деятельности, применяются в деятельности ряда органов регионального и муниципального управления при внедрении социальных реформ. Практические результаты диссертационной работы в виде конкретных проектных технологий социального реформирования и созданной автором системы образовательных программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих могут быть использованы властными структурами для повышения эффективности инновационной управленческой деятельности, достижения гражданского согласия и развития диалога общества и власти.

Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений послужили:

1. Статистические материалы по проблемам социально-экономического развития регионов России, а также социологические исследования по проблемам социального реформирования, проведенные Институтом социологии Российской Академии Наук.

2. Проведенные автором социологические исследования:

2.1. Контент-анализ российского информационного пространства относительно социальных флуктуаций при внедрении социальных реформ. Осуществлено многомерное (как по географии, так и по спектру социальных реформ) исследование совокупности различных публикаций, результатов социологических опросов и цитируемых высказываний политиков, лидеров различных общественных объединений (в том числе и с использованием интернет-ресурсов) на тему социальных реформ за период с января 2004 г. по октябрь 2007 г.

2.2. Структурно-аналитическое социологическое исследование в виде контент-анализа нормативно-правовой основы инновационных социальных преобразований (региональных целевых программ социально-экономического развития), проведенное в сентябре-декабре 2008 г. Анализу были подвергнуты 50 региональных целевых программ. Выборка случайная, репрезентативная.

2.3. Социологическое исследование «Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих», осуществленное в Институте повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы 23-30 мая 2008 г. Опрошено 200 человек. Выборка целевая: опрашивались государственные и муниципальные служащие.

2.4.Социологическое исследование модифицированным методом включенного наблюдения «Оценка уровня управленческих компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих», осуществленное в Институте повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы в срок с 2003 г. по 2007 г., в течение которого повышение квалификации и профессиональную переподготовку в ИПК ВВАГС осуществили в общей сложности 7807 государственных гражданских и муниципальных служащих различных категорий и рангов. Выборка целевая: исследованию подверглись государственные и муниципальные служащие.

Результаты работы внедрены:

в концепции Приоритетных национальных проектов стратегического развития Российской Федерации в 2005 г.;

в методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ в 2008 г.;

при проведении экспертиз целевых программ Нижегородской области в 2005 - 2008 г.г.;

при разработке проекта закона Костромской области «О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области в структуре Администрации Костромской области» в 2005 г.;

при разработке проекта закона Нижегородской области «О наказах избирателей Нижегородской области» в 2006 г.;

в разработке целевой программы «Программа развития системы общего и дополнительного образования г. Саров на 2006-2010 годы»;

при разработке «Концепции жилищной политики Нижегородской области» в 2009 г.

В учебный процесс Института повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы в виде системы образовательных программ, разработанных на ее основе и внедренных курсов лекций «Управление изменениями», «Разработка управленческих решений», «Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципальных образований», «Диагностика систем управления», «Организационная культура муниципального управления» и др. и более чем 20 учебников и учебных пособий.

Апробация работы

Основное содержание работы отражено в семи монографиях: «Социальная инноватика в системе управления регионом» (Н.Новгород, 2009), «Социальная инноватика регионального и муниципального управления» (Н.Новгород, 2008), «Проектные технологии социального реформирования» (Н.Новгород, 2008), «Управление развитием исторического центра крупного города: методологические аспекты» (Н.Новгород, 2005), «Проектно-логисти-ческое управление ресурсным обеспечением» (Н.Новгород, 2005), «Принципы взаимодействий информационных образов и событийных пространств» (Н.Новгород, 2001), «Социальная ответственность власти на пути к информационному обществу» (Н.Новгород, 2001), в 10 учебниках, а также в ряде статей, публикаций и докладов.

Результаты диссертационной работы обсуждались на: Первой международной конференции «Социология инноватики: теория и практика» (РГИИС, Москва, 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее» (РАГС, Москва, 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Від кон-флікту до порозуміння: теорія і практика громадського суспільства» (ин-тут гуманитарных и социальных наук, Львов, 2007 г.), Международной конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», (Н.Новгород, 2008 г.), IУ Международной научно-практической конференции «Сучасні інформаційні технології в економіці та управлінні підприємствами, програмами та проектами» (ХАИ, Алушта, 2006 г.), 32-ом академическом симпозиуме «Законы развития человеческого общества» (ННГАСУ, Н.Новго-род, 2004 г.), 31-ом Академическом симпозиуме 6-ой Международной Нижегородской ярмарки идей «Законы педагогической сферы общества» (ННГАСУ, Н.Новгород, 2003 г.), Международной конференции «Інформаційні технології в економіці, менеджменті і бізнесі. Проблеми науки, практики і освіти» (ЕУФИМБ, Киев, 2002 г.), Международной конференции «Образование взрослых – шаг России в XXI век» (ННГАСУ, Н.Новгород, 1999 г.), Международном симпозиуме «Наука и религия: диалог мировоззрений» (ВВАГС, Н.Новгород, 1999 г.), научно-практической конференции «Россия и россияне – выбор пути» (ННГАСУ, Н.Новгород, 2000 г.).

Структура диссертационной работы соответствует логике решения поставленных задач и включает введение, пять глав, заключение, библиографию, содержащую 389 источников. Объем работы составляет 348 страниц, в том числе 24 таблицы и 43 рисунка.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе 1 «Инновационные преобразования в развитии регионального социального ландшафта» показаны изменения, которым подвергаются сегодня региональные общности. Мощь сдвигов во всех сферах жизни ведет к тому, что зарождаются организации нового типа – структуры с межсетевым взаимодействием, отличающиеся от корпорации двадцатого века ничуть не меньше, чем та – от мануфактуры феодальных времен.

Это должно найти отражение в деятельности органов государственного и муниципального управления, включая создание методологических основ и принципов социального проектирования, моделей и механизмов адаптации к социальным изменениям, обеспечивающих адекватность вносимых деятельностью органами власти инноваций, гарантирующую согласованность их с социальной средой.

В параграфе 1.1 «Глобальные вызовы и дизайн социального ландшафта региона» описаны отличия нового общества: ориентация на знания; цифровая форма представления объектов; виртуальная природа объектов; молекулярная структура социального пространства; интеграция и межсетевое взаимодействие; устранение посредников; конвергенция сфер коммуникации, вычислительной техники и информационного наполнения; инновационная природа объектов и процессов; трансформация отношений изготовитель-потребитель; динамизм бизнес-процессов и процессов управления; глобализация экономики; обострение противоречий.

Интеграция России в мировое сообщество делает актуальной проблему инновационного развития социума и личности, адекватно отражающей стремительно осуществляемые социальные изменения. Социальная инноватика применительно к управлению (в том числе – государственному) - это деятельность по трансформации вызовов инновационной (изменяющейся) социальной реальности в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, системную интеграцию в культуру общества.

Понимание основных признаков изменений, происходящих в современном мире, помогает осознать возможности организаций и региональных общностей в эффективной адаптации к ним, как для сохранения стабильности, устойчивого положения в конкурентной среде, так и для достижений более амбициозных целей – завоевания лидерства в рыночной среде. Отчетливое понимание предстоящих перемен и использование соответствующих адаптивных действий позволяют властной структуре не только изменяться самой, но и предпринимать шаги по активному изменению среды, социального ландшафта.

Социальный ландшафт представляет собой сложившуюся систему социальных отношений на уровне региона и входящих в него муниципальных образований. Структура этого ландшафта, его компоненты и конфигурация определяются установленными межмуниципальными связями-отношени-ями, отношениями уровня «органы МСУ – органы власти субъекта РФ», имеющими свою специфику в каждом регионе.

Дизайн социального ландшафта подразумевает установление на региональном уровне и в среде муниципальных образований новых социальных отношений, отвечающих вызовам изменяющегося современного мира.

Таким образом, использование адаптивных процедур, разработка взаимосвязанных с ними эффективных стратегических альтернатив, построение адекватных организационных структур и технологических принципов позволяет органам государственного и муниципального управления, работающим в среде, подверженной масштабным и динамичным изменениям, не только успевать реагировать на эти изменения, но и пытаться активно воздействовать на внешнюю среду путем грамотного дизайна социального ландшафта, дизайна, обеспечивающего наращиваемый успех в управлении территорией.


загрузка...