Система комплексной медико-психолого-педагогической  и социальной реабилитации воспитанников учреждений интернатного типа (27.07.2009)

Автор: Басманова Елена Дмитриевна

Биопотенциалы сердца (ЭКГ) изучались с помощью одноканального электрокардиографа ЭК-1Т-03М2, головного мозга - многоканального электроэнцефалографа французской фирмы «Alvar electronic». Ультразвуковое исследование органов брюшной полости и щитовидной железы проводилось на аппарате SHIMASONIC SDL-310.

Костный возраст детей определялся по Rn-грамме левой кисти и лучезапястного сустава (Вельтищев Ю.Е., Кисляк Н.С., 1979). Минеральная костная масса (ВМС) и костная минеральная плотность (BMD) исследовались на денситометре фирмы «General Electric Medical Sustems/Lunar» серии DРХ (модель NT с программой еnCore 2002) в стандартных точках.

Фактическое питание детей изучалось расчетным и ретроспективным методами (Мартинчик А.Н. с соавт., 1996, Маев И.В., 1999, Walker W.A., 1997), дополняемыми индивидуальной оценкой нутритивного статуса с помощью компьютерной программы «Анализ состояния питания здорового человека» (Института питания РАМН).

Исследование нервно-психического и психофизиологического статуса детей и подростков осуществлялось в соответствии с требованиями приказа Минздрава России №621 «О комплексной оценке здоровья детей» (от 30.12.2003 г). Познавательная активность ребенка определялась тестовыми заданиями по методике Д. Векслера, готовность детей к школе - психометрическим тестом Керна-Йерасика (Рзянкина М.Ф., Молочный В.Г., 2005), интеллектуальное развитие - по шкалам прогрессивных матриц Равенна в адаптации И.С. Авериной (Институт общей и педагогической психологии РАО), степень адаптации первоклассников к школе - с помощью шкал депрессии, социальных контактов, познавательной деятельности, дисциплины, реакции агрессии и гнева, игровой деятельности, двигательной активности (Рзянкина М.Ф., Молочный В.Г., 2005). Показателем успешности обучения детей служил средний балл успеваемости по основным предметам.

Уровень тревожности у младших школьников изучался по методике Р.Теммла - М.Дорки - В.Амена и А.М. Прихожан, у старшеклассников - Спилберга Ч.Д. – Ю.Л.Ханина (Дубровина И.В., 1995). Социальная адаптированность и вегетативная устойчивость оценивались с помощью личностного двухфакторного опросника (СВ-«социум-вегетатика»), разработанного М. Гавлиной (Баранов А.А. с соавт., 2005). Оценка качества жизни осуществлялась на основании специальных опросников для детей различных возрастных групп, модифицированных Цыбульской И.С. с соавторами, 2006. Характер взаимоотношений ребенка с родителями (воспитателями) оценивался с помощью теста-опросника А.Я. Варги и В.В. Столина (табл. 2).

Таблица 2

Виды и объем клинико-инструментального исследования детей

Методики исследования Основная

группа Контрольная группа Количество исследований

Клинико-анамнестическое исследование 630 650 1280

Оценка физического развития 630 650 1280

Индекс Вервеке 80 70 150

Индекс Варги 80 70 150

Функциональные пробы:

проба Штанге

проба Генче

динамометрия

спирометрия

индекс Робинсона

Уровень биологической зрелости:

зубная формула

половое развитие

Оценка нервно-психического развития 630 650 1280

Общеклинические анализы 630 650 1280

Железистый комплекс 52

Показатели фосфорно-кальциевого обмена: кальций и фосфор сыворотки крови, щелочная фосфатаза, экскреция кальция с мочой

Гормональный профиль: ТТГ, Т3, Т4, ЛГ, Т, ФСГ, СТГ 106

Уровень йодурии 149 98 247

Уровень экскреции витаминов с мочой: аскорбиновая кислота, рибофлавин

114 60 174

Уровень оксипролина и гликозоаминогликанов в суточной моче

Местный иммунитет: секреторный Ig A, Ig A, Ig G 230

Назоцитограмма 100

ЭКГ 630 650 1280

Костный возраст 112

Денситометрия 30

УЗИ щитовидной железы 160

ЭЭГ 160

Оценка фактического питания: расчетный метод (по меню-раскладкам),

анкетно-опросный метод,


загрузка...