Система комплексной медико-психолого-педагогической  и социальной реабилитации воспитанников учреждений интернатного типа (27.07.2009)

Автор: Басманова Елена Дмитриевна

Басманова Елена Дмитриевна

Система комплексной медико-психолого-педагогической и социальной реабилитациивоспитанников учреждений интернатного типа

14.00.09 – педиатрия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Екатеринбург - 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию на базе общеобразовательных интернатных учреждений г. Кемерово.

Научный консультант:

доктор медицинских наук, профессор Перевощикова Нина Константиновна

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор Санникова Наталья Евгеньевна

доктор медицинских наук, профессор Аверьянова Наталья Ивановна

доктор медицинских наук Малямова Любовь Николаевна

Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Защита диссертации состоится 21 октября 2009 г. в «10-00 » часов на заседании совета по защите докторских диссертаций Д 208.102.02, созданного при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу: 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО УГМА Росздрава, по адресу: 620028 г. Екатеринбург, ул. Ключевская, д. 17, а с авторефератом - на официальном сайте ВАК

Автореферат разослан «___» __________ 2009 года.

Ученый секретарь совета

по защите докторских диссертаций

доктор медицинских наук, профессор Гришина И.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Положительные сдвиги, произошедшие последние годы в социально-экономической сфере Российской Федерации, реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование» изменили отношение общества к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (Альбицкий В.Ю. c соавт., 2003, Баранов А.А. с соавт., 2007). Во многих регионах Российской Федерации успешно реализуются программы по созданию системы профилактики сиротства, профессионального сопровождения всех типов замещающих семей (Олиференко Л.Я., 2002, Щелина Т.Т., 2003, Захарова Ж., 2005, Рассохина И.Ю., 2005, Ослон В.С., 2006, Сулимова Н.В., 2006, Шакурова М., 2006). Несмотря на прилагаемые усилия, удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким (около 800 тысяч человек), большая часть из них находится на воспитании в семьях (545 тыс.), почти каждый третий ребенок – в государственных и негосударственных учреждениях интернатного типа (Зелинская Д.И, 2008). В Кемеровской области по данным официальной статистики ежегодно выявляется около четырех тысяч детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, лишенных родительского попечения. Большинство из них (70%), после соответствующей работы с родителями, возвращается в семьи или под опеку (на усыновление), остальные - жизнеустраиваются в учреждения интернатного типа (УИТ), потребность в которых остается пока еще высокой (Тулеев А.Г., 2009., Федорова И.Ф., 2009).

Отягощенный наследственный фон, неблагоприятный медико-биологический анамнез, негативный жизненный опыт проживания в социопатических семьях, соматическая ослабленность, педагогическая и социальная запущенность накладывают определенный отпечаток на здоровье воспитанников интернатных учреждений, их психологический и социальный статус (Арямов И.А., 1991, Березовский И.В., 1995, Мухина В.С., 1995 Васильков А.А., 2001, Баранов А.А. с соавт., 2007, Бобылева И.А., 2007, Болотников И.Ю., 2007). Согласно литературным данным уровень общей и инфекционной заболеваемости воспитанников УИТ значительно превосходит аналогичный показатель детей, воспитывающихся в семьях (Гасиловская Т.А., 2002, Филькина О.М. с соавт., 2005, Конова С.Р., 2006, Орленко С.А., 2007, Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 2007, Хацкель С.Б., 2008). Существующая на протяжении многих десятилетий система призрения сирот, их сепарация от общества, сопровождаемая развитием синдрома госпитализма, приводит к задержке и искажению формирования психических функций, отклонениям в поведении, отражается на социальной адаптации и качестве жизни детей (Анисимова И.В.,1992, Бессонова Т.В., 1998, Дементьева И.Ф., 2000, Барябина Е.Н., 2001, Бобылева И.А., 2007). Хорошее материальное обеспечение интернатных учреждений не всегда устраняет негативные последствия неблагоприятного медико-социального анамнеза, воспитания ребенка вне семьи (Пиклер Э, 1989, Боулби Дж., 1991, Ляксо А.Д с соавт., 2006). Создание комплексных моделей медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников интернатных учреждений, позволяющих эффективно воздействовать на медицинские и социально значимые показатели, остается одной из актуальных задач здравоохранения.

Выполнение настоящего исследования определено запросом здравоохранения и образования Кузбасса, является фрагментом научно-практической программы региона «Образование и здоровье», получившей статус областного закона (№112-03 от 20.12.2004 года).

Цель исследования - на основе изучения комплексной оценки состояния здоровья, совершенствования системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения, разработать эффективные пути реабилитации воспитанников учреждений интернатного типа.

Задачи исследования:

1. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков учреждений интернатного типа, изучить структуру заболеваемости.

2. Оценить физическое развитие воспитанников, провести анализ причин, приводящих к его нарушению и разработать программу реабилитации.

3. Изучить особенности нервно-психического развития и психоэмоционального статуса воспитанников УИТ, выявить истоки формирования девиант-

ного поведения и возможности его предупреждения.

4. Исследовать фактическое питание детей и подростков интернатных учреждений, распространенность алиментарно-зависимых состояний и разработать пути их коррекции.

5. Оценить качество жизни и адаптацию выпускников УИТ в социуме, возможности выбора их жизненного пути. Разработать и реализовать систему комплексного медико-психолого-социального сопровождения детей и подростков как в интернатном, так и в постинтернатном пространстве.

Научная новизна: На основе комплексного изучения здоровья воспитанников общеобразовательных УИТ разработана новая концепция реабилитации детей и подростков, охватывающая как интернатное, так и постинтернатное пространство.

Выделены наиболее актуальные проблемы в состоянии здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – широкая распространенность патологии опорно-двигательного аппарата, алиментарно-зависимых состояний, расстройств поведения, сопровождающихся нарушением школьной и социальной адаптации, высокий удельный вес воспитанников УИТ с задержкой роста во все возрастные периоды.

Доказана необходимость индивидуальной оценки фактического питания с помощью компьютерной программы «Анализ питания здорового человека», разработаны пути коррекции алиментарно-зависимых состояний в учреждениях интернатного типа.

Установлены причины формирования школьной и социальной дизадаптации у воспитанников УИТ, разработаны пути их медико-психолого-социальной коррекции. Научно доказана эффективность нового метода - транскраниальной электростимуляции опиоидных структур мозга в комплексной программе реабилитации детей с синдромом нарушенной школьной адаптации.

Впервые научно обоснована и реализована в условиях интернатных учреждений комплексная программа реабилитации детей с вторичной задержкой роста («Низкорослые дети»), положительно воздействующая на морфо-функциональные и психолого-социальные параметры воспитанников.

Доказана необходимость комплексного сопровождения подростков-выпускников УИТ в последующей самостоятельной жизни за пределами интернатного учреждения (проект «Выпускник УИТ. Судьба. Качество жизни»).

Положения, выносимые на защиту:


загрузка...