Бытовой жанр Делфтской школв живописи 1650-1690-х гг. (27.06.2012)

Автор: Дмитриева Анна Алексеевна

ДМИТРИЕВА Анна Алексеевна

БЫТОВОЙ ЖАНР ДЕЛФТСКОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ 1650–1690-х гг.

Специальность 17.00.04 (

изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Санкт-Петербург - 2012

Работа выполнена на кафедре истории западноевропейского искусства

исторического факультета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет»

Официальные оппоненты: Доктор искусствоведения

Александра Викторовна Трощинская

(главный хранитель Музея ФГБОУ ВПО

«Московская государственная художественно- промышленная академия им. С.Г. Строганова»)

Доктор искусствоведения

Иван Иванович Тучков

(профессор, зав. кафедрой всеобщей истории искусства исторического факультета ФГБОУ ВПО

«Московский государственный университет им.

М.В. Ломоносова»)

Доктор искусствоведения

Виктор Георгиевич Власов

(доцент кафедры истории русского искусства исторического факультета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»)

Ведущая организация: Государственный Эрмитаж

Защита состоится «_____» октября 2012 года в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПА им.

С.Г. Строганова. Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан «___» _______________ 2012 г.

Учёный секретарь

Диссертационного совета,

кандидат философских наук Н.Н. Ганцева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

XVII столетие по праву признано Золотой эпохой и временем расцвета голландской живописи. Среди многообразных по сюжетам картин устойчивые позиции принадлежали произведениям бытового жанра, который к середине XVII в. завоевал прочное положение в голландском искусстве. Одним из ведущих центров развития голландской живописи являлся Делфт, где в 1650-х годах сформировалась уникальная художественная школа, с присущим ей тематическим и стилевым своеобразием.

Делфт приобрел широкую известность как центр производства фаянсов, по композиционным и колористическим решениям подражавших дорогому китайскому фарфору. Однако, в отличие от Амстердама, взявшего в XVII в. все бразды правления голландской экономикой и финансами, или «ученой» столицы Нидерландов — Лейдена, Делфт находился в стороне от деловой жизни страны. Выступая оплотом старой аристократии, он привлекал внимание зажиточного бюргерства, представители которого стремились найти здесь уединение от суеты крупных городов, пополняя ряды богатых рантье.

Именно в творчестве живописцев делфтской школы голландский бытовой жанр достиг кульминации своего развития. Ее ведущими представителями были Карел Фабрициус (1622–1654), Ян Вермер (1632–1675) и Питер де Хох (1629–1684), с яркой наглядностью воплотившие в картинах культ голландского частного быта. Черпая вдохновение в мотивах повседневной жизни и обогащая живопись новыми композиционными и сюжетными замыслами, они, вместе с тем, с реалистической точностью отображали современное им предметное окружение.

Творчество этих трех мастеров, разных по художественному темпераменту и тематическим задачам, нашло широкий резонанс в искусстве других голландских жанристов. Среди них оказались Хендрик ван дер Бурх (1627–около 1666), Питер Янссенс Элинга (1623–около 1682), Эманюэл де Витте (1617–1692), Эсайас Бурсе (1631–1672), Якобус Врел (годы жизни неизвестны, работал около 1654–1662 гг.), Ян Верколье (1650 –1693), Корнелис де Ман (1621–1706). Некоторые из них, как в свое время К. Фабрициус и П. де Хох, приехали в Делфт из других городов, либо воспринимали тематику и стилистику делфтской живописи в Амстердаме, трансформируя и перерабатывая в своих произведениях особенности творческой манеры П. де Хоха и Я. Вермера.

Данная диссертация посвящена проблеме тематической специфики и семантической интерпретации бытового жанра в искусстве названных мастеров. Ее актуальность обусловлена важной ролью делфтской художественной школы в развитии голландского бытового жанра, а также отсутствием комплексных исследований по данному вопросу, которые воссоздавали бы широкую панораму сюжетного разнообразия памятников.

Научная новизна исследования. Представленная работа – первое в российской историографии фундаментальное исследование бытового жанра делфтской школы живописи середины – второй половины XVII в. Впервые проводится целенаправленное комплексное изучение обозначенной проблемы. Определяется перечень художественных приемов и методов, выработанных ведущими мастерами делфтской школы.

В круг анализируемых явлений введен большой материал, ранее не рассматривавшийся в отечественном искусствознании и оставшийся на периферии интереса зарубежных ученых. Так, впервые подробно исследуется творчество Я. Врела, П. Янссенса Элинги, Э. Бурсе, Э. де Витте, Я. Верколье, Х. ван дер Бурха. Уточняется атрибуция и хронология создания значительной части памятников и факты биографии мастеров. Вводятся в научный оборот произведения как из крупных музейных собраний, так из частных коллекций. Подробный разбор многих из них ранее не осуществлялся и проводится впервые.


загрузка...