ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ: ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ПУТИ СГЛАЖИВАНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ (27.04.2009)

Автор: Костусенко Илья Ильич

Таблица 10. Распределение субъектов Российской Федерации в зависимости от доли ввоза (включая импорт) яиц и яйцепродуктов в региональных продовольственных ресурсах

Группы по доле ввоза в общем объеме

продовольственных ресурсов региона, % 1997 г. 2003 г. 2006 г.

регионов Доля

от итога, % Число

регионов Доля

от итога, % Число

регионов Доля

При малых объемах импорта яиц и яйцепродуктов в Российскую Федерацию, рассматриваемая тенденция обусловлена внутренними для страны факторами. В условиях достаточно высокой конкуренции крупные птицефабрики, имея сравнительные преимущества перед мелкими птицефермами в издержках производства, производительности труда и т.д., стали вытеснять их с межрегиональных рынков яиц.

Результаты исследования позволяют констатировать, что в структуре источников, формирующих ресурсы мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, прослеживается закономерность усиления межрегиональных различий в части доли их ввоза на территорию регионов в общих ресурсах.

Это обуславливается как территориальной дифференциацией платежеспособного спроса, так и усилением конкуренции на межрегиональных рынках продовольствия и неспособностью ее выиграть организациям в регионах с ослабленным в процессе рыночных реформ сельскохозяйственным производством.

Кроме того, межрегиональная дифференциация в распределении ввозимых ресурсов мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов формируется под влиянием приграничных территорий в связи с близостью морских портов и железнодорожных станций, в которые поступают замороженное в блоках мясо и сухое молоко в больших количествах.

В отношении картофеля и овощей распределение регионов по доле их ввоза недостаточно сильно трансформируется во времени, что обуславливается размещением их производства в хозяйствах населения и коррелирует с их численностью по субъектам Российской Федерации.

Таким образом, как показал анализ, под влиянием данных закономерностей проявляются следующие тенденции:

- число регионов с доминированием ввоза, значительную часть которого занимает импорт, при формировании продовольственных ресурсов мяса и мясопродуктов год от года увеличивается, что существенно ухудшает ситуацию с продовольственной безопасностью страны, усиливает ее продовольственную зависимость;

- количество и удельный вес регионов с высокой долей ввоза молока и молочных продуктов год от года растет, а с низкой – сокращается, что усиливает дифференциацию субъектов Российской Федерации по источникам формирования ресурсов и ведет к росту числа регионов, зависимых от ввоза данных продуктов из-за пределов их территории;

- в производстве яиц и яйцепродуктов отмечаются те же тенденции, что и в пространственной трансформации молока и молочных продуктов с одной лишь разницей, что в данном случае роль импорта практически равна нулю; вместе с тем, проявление указанной тенденции влечет за собой усиление интенсивности межрегиональных связей в процессе распределения продовольственных ресурсов яиц и яйцепродуктов, а также зависимость одних регионов от других;

- тенденции трансформации распределения субъектов Российской Федерации в зависимости от доли ввоза в продовольственных ресурсах в отношении овощей и бахчевых культур в четком виде не просматриваются, а относительно картофеля проявляются незначительно.

12. Совершенствование региональной агропродовольственной политики

В диссертации, с учетом результатов, полученных во 2-4 главах работы, определены объекты и субъекты региональной агропродовольственной политики.

Субъектами региональной агропродовольственной политики являются органы государственной власти федерального и регионального уровня, которые воздействуют на объекты политики, соответственно, посредством макро – и микроинструментов (рис. 8).

В качестве объектов политики для федеральных органов власти определены классы регионов с однотипными причинами, формирующими их избыточную поляризацию и высокий уровень продовольственной зависимости по тому или иному виду продовольствия.

Таких классов выделено семь:

1. Мегаполисы с доминантой многомиллионного города.

2. Регионы в зоне влияния мегаполисов (расстояние до 500 км).

3. Урбанизированные регионы с долей городского населения свыше 70% от его общей численности.

4. Регионы с высокой долей сельского населения (свыше 30%), благоприятными природными условиями для сельскохозяйственного производства.

5. Северные регионы со сложными и экстремальными условиями сельскохозяйственного производства.

6. Горные регионы.

7. Засушливые регионы с наличием полупустынь.

Для каждого класса регионов сформулированы цели региональной агропродовольственной политики, реализуемые органами федеральной власти посредством макро- инструментов, представляющих собой набор монетарных, фискальных и торговых регуляторов. Цели региональной государственной политики предлагается структурировать на цели в отношении продуктовой специализации сельского хозяйства, межрегионального обмена сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, типа динамики роста производства.

Органы федеральной власти, как субъекты в реализации региональной агропродовольственной политики, воздействуя на классы регионов посредством дифференцированных монетарных (субсидии, кредиты), фискальных (налоги, платежи), торговых (тарифы, квоты) инструментов обеспечивают формирование рациональных территориальных макропропорций с точки зрения продуктовой специализации сельскохозяйственного производства, межрайонного обмена продукцией и приоритетов в темпах развития регионов соответствующего класса.

Рис. 8. Принципиальная схема формирования региональной агропродовольственной политики

Осуществляя региональную агропродовольственную политику, органы федеральной власти должны исходить из глобальных целей ее реализации в перспективе до 2015-2020 годов:

- снижение пространственной дифференциации в уровне потребления основных продуктов питания, формируемых на основе продукции и сырья, произведенных в сельском хозяйстве;

- снижение уровня продовольственной зависимости регионов и страны в целом.

Для обоснования региональной агропродовольственной политики в диссертации предложено руководствоваться следующими принципами территориального разделения труда:

- минимизации совокупных затрат на производство и межрегиональный обмен всех видов основных агропродовольственных ресурсов;

- размещения производства сельскохозяйственной продукции в регионах с благоприятными природными условиями, избытком в сельской местности трудовых и земельных ресурсов;

- приближения производства малотранспортабельной продукции, в сильной степени независимого от природных условий, к местам ее массового потребления;


загрузка...