Предотвращение аварийности и травматизма водителей сельскохозяйственных транспортных средств путем инженерно-технических мероприятий (27.04.2009)

Автор: Христофоров Евгений Николаевич

Христофоров Евгений Николаевич

Предотвращение

аварийности и травматизма водителей сельскохозяйственных транспортных средств путем инженерно-технических мероприятий

Специальность: 05.26.01 – Охрана труда (отрасль АПК)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Санкт – Петербург – Пушкин – 2009

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

Научный консультант: заслуженный деятель науки и техники РФ,

доктор технических наук, профессор

Шкрабак Владимир Степанович

Официальные

оппоненты: доктор технических наук, профессор

Голдобина Любовь Александровна

доктор технических наук, профессор

Дружинин Петр Владимирович

доктор технических наук, профессор

Юрков Михаил Михайлович

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

Защита диссертации состоится « 26 » июня 2009 г. В 13 ч 30 мин на заседании диссертационного совета Д220.060.05 при ФГОУ ВПО “Санкт – Петербургский государственный аграрный университет”, 196601, Санкт – Петербург – Пушкин, Академический проспект, д. 23, ауд. 2529. Факс (8- 812) 465-05-05, электронный адрес: uchsekr@ spbgau.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Санкт – Петербургский государственный аграрный университет»

Автореферат разослан « 26 » мая 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор технических наук, профессор Т.Ю. Салова

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы.

Принимаемые на федеральном и региональных уровнях меры по снижению аварийности и травматизма в сельскохозяйственном производстве позволили несколько стабилизировать положение, но не создали устойчивой тенденции их снижения – абсолютные цифры и относительные показатели остаются достаточно высокими. Ежегодно в АПК погибает около тысячи человек, более 20% погибших – водители сельскохозяйственных транспортных средств (СТС), основной причиной травматизма которых являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

Анализ показывает, что основной причиной аварийности и транспортного травматизма является нарушение водителями правил дорожного движения (ПДД). В качестве сопутствующих причин, – пренебрежение мерами безопасности, низкие эксплуатационные характеристики и неудовлетворительное техническое состояние автотранспортных средств (АТС), большинство из которых являются модификацией моделей освоенных более 20 лет назад и не отвечающих современным требованиям безопасности. Способствует росту числа ДТП техническое состояние дорожной сети, которое в сельской местности оценивается как критическое

Характерной особенностью дорожно-транспортных происшествий в АПК является совпадение и накопление ряда отрицательных факторов, определяющих функционирование многофункциональной системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС).

Большую долю в травматизм водителей СТС вносят травмы, полученные в результате самопроизвольного опускания грузовых самосвальных платформ автомобилей и прицепов.

Причины высокого уровня аварийности и травматизма среди водителей сельскохозяйственных транспортных средств носят сложный, комплексный характер и требуют проведения постоянных целенаправленных научных исследований.

Цель исследований – предотвращение аварийности и травматизма водителей сельскохозяйственных транспортных средств путем инженерно-технических мероприятий.

Объект исследования – аварийность и травматизм водителей СТС, процессы дорожного движения, сельскохозяйственные транспортные средства.

Методы исследования – исследования на основе теории вероятностей и математической статистики, общей теории систем, системного анализа реальных статистических данных, измерений и сравнений, прогнозирования по стандартным программам, эксперимента, методов стендовых испытаний.

Научную новизну исследований составляют:

– методологические основы снижения аварийности и транспортного травматизма в АПК;

– математические модели анализа аварийности и транспортного травматизма, полученные на основе теории вероятностей и математической статистики;

– обоснованные вероятностные и статистические показатели аварийности и транспортного травматизма, методы их расчета;


загрузка...