Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова: лингвистический аспект (27.04.2009)

Автор: Ходус Вячеслав Петрович

Топос ТЕАТР в метапоэтике драматического текста А.П. Чехова

Определение театра

Теория театра

Театр и постановка пьес

Театр и его обустройство (хозяйство)

Театр и служение ему

Театральная публика

Театр и театральная жизнь

Театр — обитель

Театр как элемент жизненного ритуала

Театр в жизни обывателя: наслаждение, развлечение

Театр в реальном пространстве

Московский Художественный театр

Провинция

Таганрог

Театр и пресса

Театр и деньги

Театр в пространственном мышлении А.П. Чехова

Театр-идея: А.П. Чехов-режиссер

Народный театр

Театральные события и их приятие — неприятие А.П. Чеховым

По принципу энциклопедического представления рассматривается каждый раздел топоса. Это представление структурно и системно, но зафиксированное значение открыто для наращивания новых смыслов, так как в их формировании участвуют не только контекстные данные, но и более широкие пласты соприкосновения термина «театр» и его контекстов, которые можно в целом отнести к среде.

Среда формируется за счет множества мнений, множества представлений со стороны каждого понятия. Доминирующим субъектом представления термина «театр» является сам А.П. Чехов, так как наиболее частотно употребление этого термина в его письмах, где сам адресант является действующим лицом. Мысли героев также пропущены через авторское сознание, но тем не менее они существуют. Принимается во внимание и то, что письма адресованы корреспондентам А.П. Чехова, то есть написаны в определенной заданности по отношению к тому субъекту, которому они адресованы. Дискурсивная данность и контексты, в которых формируется семантическая изотопия «театр», возникают в процессе диалога А.П. Чехова с драматургами, артистами, режиссерами, литераторами, писателями, журналистами, художниками, учеными, академиками. Среда, в которой формируется театральное метапоэтическое мышление Чехова, соответствует энциклопедизму его осмысления топоса ТЕАТР. Опорные компоненты в целом коррелируют с опорными смыслами термина «театр» по данным словарей и энциклопедий. Разница — в объемном представлении и той живой жизни, в которую обращен метапоэтический дискурс А.П. Чехова.

Топос ТЕАТР имеет двусторонние позиции. С одной стороны, он обращен к формулированию опорных смыслов этого понятия и термина, с другой — к живой дискурсивной данности, к живой жизни, обыденная сторона которой представляет только фрагмент энциклопедического дискурса метапоэтики А.П. Чехова.

В исследовании представлена следующая структура описания каждого раздела топоса. Приведем пример анализа раздела «Определение театра», основанного на энциклопедическом подходе.

Определение театра

Участники дискурса — герои рассказов, автор, корреспонденты А.П. Чехова: И.Л. Леонтьев, А.С. Суворин, В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер-Чехова, А.С. Лазарев и др. Жанры — рассказы, эпистолярий.

Точных дефиниций, приближающихся к словарным, у А.П. Чехова нет, хотя многие высказывания строятся как определения понятия «театр». Это, как правило, предложения, составленные по модели N1 — (cop.) N1: «Современный театр — это сыпь, дурная болезнь городов» (И.Л. Леонтьеву (Щеглову), 7 ноября 1888 г.); «Современный театр — это мир бестолочи, Карповых, тупости и пустозвонства» (И.Л. Леонтьеву (Щеглову), 11 ноября 1888 г.).

В осмыслении театра участвует автор, мнение героя («Моя жизнь», «Душечка»). Многие мнения, высказывания даются через несобственно авторскую, несобственно прямую речь. Определение театра строится на растяжении смыслов.

«сыпь, дурная болезнь городов»

«мир бестолочи»

«змея, сосущая Вашу кровь»

«один из видов спорта»

«напудренная любовница»

(определение) «умственное наслаждение»

«истинное наслаждение»

«школа»

Мнение А.П. Чехова

Мнения автора, героя, публики

Иногда в письмах А.П. Чехов опирается на мнения тех, с кем находится в диалоге. Так, в письме О.Л. Книппер от 10 февраля 1900 года он пересказывает свой разговор с дамой: «Она обиделась и задумалась, как бы желая угадать, в какой среде усвоил я этот facon de parler, и немного погодя сказала, что театр есть зло и что мое намерение не писать больше пьес заслуживает всякой похвалы…» В данном противопоставлении доминанту положительных мнений составляют мнения героев произведений, отрицательных — самого А.П. Чехова.


загрузка...