Эффективность управления земельно-имущественным комплексом на различных террирориальных уровнях.Теория,методика и практика (на примере Приволжского федерального округа) (27.04.2009)

Автор: Хаметов Тагир Ишмуратович

Хаметов Тагир Ишмуратович

Эффективность управления

земельно-имущественным комплексом на различных

территориальных уровнях. Теория, методика и практика

(на примере Приволжского федерального округа)

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством (землеустройство)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора

экономических наук

Москва – 2009

Диссертационная работа выполнена

на кафедре землепользования и земельного кадастра

ФГОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству».

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор,

Гальченко Светлана Альбертовна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор, чл.-корр. РАСХН

Пётр Фёдорович Лойко, профессор-консультант Учебно-методического центра «Земля» Российской академии госслужбы

при президенте РФ

доктор экономических наук, профессор Олег Борисович Леппке,

и.о. директора Всесоюзного научно-исследовательского

института экономики труда и управления в сельском хозяйстве

доктор экономических наук, профессор Нагаев Роберт Тимербаевич, Председатель совета директоров ООО «Институт недвижимости», профессор кафедры экономики сельского хозяйства Казанского государственного аграрного университета.

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

аграрный университет».

Защита диссертации состоится «25» июня 2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д.220.025.02 в Государственном университете по землеустройству по адресу: 105064, Москва, ул. Казакова, д. 15, ГУЗ, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного университета по землеустройству.

Автореферат разослан «____» мая 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент М.М.Демидова

Введение

Являясь объектом всеобщих интересов и фактором воспроизводственного процесса, земельно-имущественный комплекс (ЗИК, далее по тексту Комплекс) и его отдельные объекты становятся базовым элементом общественных и земельно-имущественных отношений. Поэтому современные подходы к формированию и использованию ЗИК должны быть основаны на системе земельно-имущественных отношений, которая позволит (при обеспечении высокого уровня условий жизни, развитии предпринимательской и иной деятельности) получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Земельно-имущественные отношения непосредственно затрагивают интересы страны, регионов, муниципальных образований, всех хозяйствующих субъектов и граждан. В этой ситуации объективной необходимостью является решение вопросов, связанных с теорией и методологией формирования эффективных информационных и экономических механизмов в системе управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях, а также разработка практических рекомендаций, направленных на обеспечение эффективного функционирования земельно-имущественных комплексов и их отдельных элементов.

Анализ экономической литературы позволяет сделать следующие выводы: в настоящее время отсутствует единая обоснованная система показателей анализа эффективности функционирования ЗИК на различных административно-территориальных уровнях, выбор показателей эффективности использования ЗИК неоднозначен, применение полной системы показателей анализа эффективности управления Комплексом осложняется отсутствием в необходимом объеме технико-экономической информации об объекте анализа; оценка эффективности управления Комплексом в условиях решения различных народно-хозяйственных задач сложна, так как в большинстве случаев сложно определить материальный вклад результата производства в конечный продукт деятельности региона (валовой региональный продукт, стоимость продукции и размеры собираемых платежей). По проблемам экономической эффективности производства также высказываются различные, нередко противоположные точки зрения. Нет четкой трактовки понятий эффективности, критерия и показателей экономической эффективности производства, не определено соотношение между этими категориями.

Система управления Комплексами на всех территориальных уровнях должна базироваться на принципиально новых экономических, организационных и информационных подходах, обеспечивающих эффективное регулирование земельно-имущественных отношений и управление недвижимостью. Особое значение при этом должен иметь системный анализ формирования ЗИК, а процессы его функционирования должны быть прозрачными, эффективными с учетом развития социально-экономических возможностей и рынка недвижимости территориальных образований.

Проблемы управления ЗИК и его элементами рассматривались многими учёными. В решение этих вопросов существенный вклад внесли ученые: А.А.Варламов, В.А.Вашанов, С.Н.Волков, С.А.Гальченко, И.В.Дегтярев,

А.Г. Здравомыслов, П.Ф.Лойко, О.Б.Леппке, С.С.Мишуров, Р.Т.Нагаев, А.П.Огарков, А.Э.Сагайдак, А.В.Севостьянов, В.Н.Хлыстун и многие другие ученые.

Отмечая наличие положительных результатов в исследованиях данной проблемы, нельзя сделать вывод о достаточной проработке комплексного и системного подходов к решению вопросов формирования эффективных экономического и организационного механизмов управления Комплексом. Детального исследования управления земельно-имущественным комплексом Российской Федерации и её регионов, муниципальных образований и отдельных хозяйствующих субъектов на основе системного подхода к его формированию и использованию, тенденции социально-экономического развития различных административно-территориальных образований до настоящего времени не проводилось. Вследствие этого многие теоретические и методические вопросы экономического и организационного механизмов управления земельно-имущественным комплексом разных территориальных уровней остаются неразработанными. Так, требуют разработки теоретические и методические положения развития системы управления Комплексом в структуре недвижимого имущества и системы земельно-имущественных отношений, формирования и эффективного функционирования Комплекса субъектов Российской Федерации, совершенствование правового обеспечения и информационно-экономического механизма управления Комплексом муниципальных образований, определения эффективности управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях.

Становится объективной необходимостью: выделение видов, групп и классификации земельно-имущественных комплексов по иерархии управления и функциональному назначению, составу и значению объектов недвижимости; обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей земельно-имущественные отношения; формирование и совершенствование учётно-информационной системы сведений о земельных участках и объектах капитального строительства в составе земельно-имущественного комплекса, а также его экономической оценки; создание территориальной информационной системы управления земельно-имущественным комплексом разных территориальных уровней на основе сведений государственных мониторинга земель и кадастра недвижимости.


загрузка...