Формирование государственной инвестиционной политики социально-экономического развития и ее финансовое обеспечение (на примере Республики Татарстан) (27.04.2009)

Автор: Гайзатуллин Радик Рауфович

7. Разработаны методологические основы построения и совершенствования межбюджетных отношений в рамках модели стимулирования социально-экономического развития муниципалитетов.

8. Разработана организационно-экономическая модель бюджетирования, ориентированного на результат в процессе обеспечения приоритетов регионального развития, заключающаяся в использовании на региональном уровне методики идентификации предбюджетного процесса и оценки эффективности инвестиций в процессе бюджетного финансового обеспечения.

Личный вклад автора в диссертационное исследование заключается в следующем:

1. В работе систематизированы методологические подходы к исследованию социально-экономического развития территорий на основе реализации государственных инвестиционных программ.

2. Систематизированы экономические аспекты стимулирующей роли государственного и регионального бюджетов в формировании государственной инвестиционной политики.

3. Обобщены методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в разрезе их деления на проекты в реальном секторе экономики и проекты развития социальной инфраструктуры экономических систем мезоуровня (территорий и отраслей).

4. Систематизированы результаты обширного анализа практики реализации государственной инвестиционной политики повышения эффективности социально-экономического развития на примере Республики Татарстан.

5. Проанализированы приоритеты экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации.

6. Предложенная в работе совокупность методических разработок апробирована на данных экономических районов и входящих в их состав социально-экономических подсистем, на совокупности целевых программ социально-экономического развития, в результате чего сформулирован конкретный перечень рекомендаций в области оптимизации государственных инвестиционных потоков в Татарстане.

7. Автор принимал непосредственное участие в процессе разработки и внедрения в рамках республиканской бюджетной системы прогрессивных финансовых технологий бюджетирования, ориентированного на развитие и межбюджетных отношений.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации понятийной базы, развивающей существующую совокупность теоретико-методологических разработок в области оценки эффективности государственных инвестиционных проектов, а также в обобщении значительного теоретико-методологического массива данных в области управления социально-экономическим развитием мезоэкономических систем.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что совокупность методических разработок доведена до стадии практической реализации и апробирована на данных функционирования социально-экономических систем региона, в результате чего значительно расширен имеющийся прикладной организационно-экономический и финансовый инструментарий государственной инвестиционной политики на региональном уровне. Совокупность методик и алгоритм их использования имеют универсальный характер и могут быть использованы в практике государственного управления не только Республики Татарстан, но и любых регионов, а также в рамках отраслевых программ социально-экономического развития и государственно-частного партнерства.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании соответствующих тем дисциплин «Экономическая теория», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Экономическая оценка инвестиций» и ряда других.

Апробация работы.

Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на III Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности» в г. Казань в 2008 году, на международной научно-практической конференции «Инновационное развитие города: методология и практика», «Инновационное развитие Алтайского региона: социально-политическое, ресурсное и информационное обеспечение» в г. Бийск-Белокуриха в 2007 году, на V ежегодной международной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества» в г. Казань в 2007 году, на Международном семинаре «Актуальные проблемы управления государственными финансами» в 2008 году в г. Казани.

Основные результаты исследования внедрены автором в деятельности Министерства финансов Российской Федерации и Республики Татарстан, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан, Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан, Министерства финансов Республики Чувашия, Управляющей компании «АК-БАРС КАПИТАЛ», ОАО «Связьинвестнефтехим», о чем имеются соответствующие акты и справки о внедрении.

Всего по теме диссертации опубликовано 28 работ общим объемом 40,3 п.л., (личный вклад автора 39,7 п.л.), в том числе 2 монографии, 16 статей в ведущих рецензируемых изданиях ВАК Российской Федерации.

Объем, структура и содержание работы.

Диссертация изложена на 331 стр., состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, определена цель и сформулированы задачи исследования, раскрыта его теоретическая и методологическая основа, информационная база исследования, охарактеризованы положения, выносимые на защиту, обозначены элементы научной новизны, отмечен личный вклад автора в диссертационное исследование, показана теоретическая и практическая значимость полученных в ходе исследования выводов и предложений и направления апробации результатов исследования.

В первой главе «Теоретические и методологические основы формирования государственной инвестиционной политики стимулирования социально-экономического развития» рассмотрены теоретико-методические аспекты исследования и управления социально-экономическим развитием территориальных образований посредством соответствующих государственных программ, а также подробно проанализирована роль и способы участия системы федеральных и региональных финансов в формировании государственной инвестиционной политики.

Во второй главе «Методология оценки эффективности государственной инвестиционной политики экономического роста на макро и мезоуровне» приведена систематизация методологических посылов исследования эффективности инвестиционных программ, направленных на решение социально-экономических проблем; исследована специфика оценки эффективности государственных инвестиций в реальном секторе экономики и выявлены особенности исследования результативности инвестиционных проектов развития социальной инфраструктуры

В третьей главе «Анализ практики реализации государственной инвестиционной политики повышения эффективности социально-экономического развития Республики Татарстан» выявлены основные тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан в разрезе показателей, отражающих экономическую природу инвестиционного процесса воспроизводства; осуществлен факторный анализ и интерпретировано содержание отдельных аспектов влияния параметров региональной инвестиционной программы на эффективность социально-экономического развития Республики Татарстан; исследована структура государственных инвестиционных программ социально-экономического развития Республики Татарстан.

В четвертой главе «Модель формирования эффективной региональной инвестиционной программы социально-экономического развития» научному исследованию и обобщению подверглись региональные приоритеты инвестирования программ социально-экономического развития (на примере Республики Татарстан), что стало исходным моментом описания алгоритма предложенной комплексной методики оценки целесообразности и эффективности региональных инвестиционных программ социально-экономического развития, а также дано обобщение предлагаемого варианта и критериев эффективности финансового инструментария государственных программ социально-экономического развития.

В пятой главе «Оценка и прогнозирование потенциала эффективности влияния государственных инвестиционных программ на социально-экономическое развитие Республики Татарстан» содержатся рекомендации в области направлений совершенствования исполнения инвестиционной миссии государственного бюджета в виде повышения инвестиционного характера государственных расходов бюджета Республики Татарстан, дана оценка потенциала влияния государственных инвестиционных программ на развитие градо(отрасле)образующих предприятий и их экономический ареал в разрезе экономических районов Республики Татарстан, а также представлены результаты прогнозирования социально-экономического развития Татарстана, уточненного на основе предлагаемой методики оценки эффективности государственных инвестиционных программ.

В заключении подведены основные итоги и представлены полученные результаты исследований.

III. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (п. 4 управление инновациями и инвестиционной деятельностью):

Результат 1. Раскрыто экономическое содержание категории «инвестиционная миссия государственного бюджета», под которой понимается сохранение или достижение эффективных пропорций создания региональной добавленной стоимости, как с учетом возможного перегрева экономики, так и ее спада.

Предлагаемая трактовка категории «инвестиционная миссия государственного бюджета» рассмотрена в работе как самостоятельная научная категория, используемая в контуре региональной модели стимулирования экономического развития, посредством разработки и реализации соответствующих целевых инвестиционных программ.

Суть данной категории состоит в обеспечении устойчивости территориального развития на основе участия системы региональных финансов в воспроизводстве с позиций сохранения или достижения эффективных пропорций создания региональной добавленной стоимости,

как с учетом возможного перегрева экономики, так и спада, и базируется на использовании бюджетирования, ориентированного на результат.

Количественным критерием оценки миссии бюджета является показатель доли валового внутреннего продукта (валового регионального продукта (ВРП), перераспределяемая государством, а также пропорции постоянной и переменной частей бюджета (расходной и доходной). Анализ практики реализации миссии бюджета экономически развитыми странами свидетельствует о наличии фазового перехода эволюции данного процесса. Так, при перераспределении ВРП в размере до 20% невозможным становится выполнение стимулирующей функции экономического развития. Наиболее оптимальным при этом выступает уровень перераспределения, близкий к 50%. И ключевую роль здесь играет бюджет, через который перераспределяется сегодня до 15% ВРП.

????????????

'действия мультиплицирующего эффекта государственных вливаний в экономику, депрессивно отражается на экономических процессах в регионах.

Рис. 2 Оценка последствий «перегрева» в результате избыточного инвестирования социально-экономических процессов в экономике

Экономический механизм влияния «перегрева»/спада на региональные экономические процессы также исследован нами в работе, включен в соответствующий алгоритм и схематично отражен на рис.2, что подтверждает целесообразность его учета в практике оценки эффективности государственной инвестиционной политики и составных инвестиционных программ.

Результат 2. Доказана методологическая целесообразность использования категории «выпуклой экономической эффективности» при оценке и ранжировании государственных инвестиционных программ и проектов, основанная на использовании принципа мультипликатора при определении влияния объекта инвестирования (поддержки) на социально-экономический ареал его деятельности.

Данная категория целесообразна к использованию при оценке и ранжировании государственных инвестиционных программ и проектов, основанной на использовании принципа мультипликатора при определении влияния объекта инвестирования (поддержки) (в качестве которого экономически целесообразно рассматривать регионообразующее предприятие (отрасль, вид экономической деятельности) на социально-экономический ареал его деятельности, а также учета последствий возможного перегрева (спада) в пределах регулируемой социально-экономической системы.


загрузка...