Социально-экономические проблемы формирования и развития многоукладной экономики в аграрном секторе АПК Таджикистана (теория, методология, практика) (27.04.2009)

Автор: Cадриддинов Насриддин Талбакович

1) транспорт и состояние дорог;

2) трудности получения разрешения на ведение дела (порою только сбор подписей займет более года времени);

3) нехватка полномочий партнера;

4) плохие поставки (особенно сельхозсырья);

5) медленная адаптация западной технологии;

6) плохая координация между партнерами;

7) нехватка валюты у республики и т.п.

Пункты 2,3 и 5,7 представляют собой болевые точки нашей экономики. Для преодоления этого имеются два варианта решения. Первый – совместные предприятия (СП) создаются в совершенно новых условиях, т.е. в условиях суверенитета и независимости республики, нуждающейся в передовом опыте хозяйствования и минимально замыкаются на действующие законодательства и хозяйственные и организационные порядки. Они развиваются в основном на своей собственной основе и формируют свои правовые нормы и процедуры с ориентацией на имеющиеся международный опыт в этом деле. Второй – СП создаются и развиваются не как закономерный процесс объективно требуемой развитием общества, а после проведения существенных экономических реформ в стране. Первый вариант малореален, так как абстрагироваться от народнохозяйственных и интеграционных интересов республики и её связей не удается, и их значение будет важно. Во втором же случае развитие реформы может в общем укрепить вопрос о целесообразности развития совместных предприятий (СП) в структуре сельской экономики. Возможны и промежуточные варианты решения, экспериментальные варианты, исходящие из потребностей каждого отдельного этапа хозяйственного развития. В целом же на данном этапе развития республики вопрос о необходимости развития СП должен решаться местами органами власти, исходя из особенностей регионов и зон республики, как особое требование многоукладной экономики.

Что касается сельского хозяйства нашей республики, то более перспективным у нас будет своя модель многоукладной аграрной экономики. Это, прежде всего, форма ведения хозяйства, взаимосвязи нового хозяйственного порядка и более эффективные типы и формы хозяйствования.

Не вдаваясь в подробности создания многоукладного сельского хозяйства, лишь отметим, что рост дехканских хозяйств, хозяйств населения и ЛПХ, интегрируя всё сельское хозяйство, перерастает в способ производства, становится ведущим в системе многоукладности, придавая ей динамизм и изменчивость. В этих условиях мы должны отвернуться от этих перспективных форм укладов. Использование отечественных сортов семян и породы животных способствуют и открывают свои рынки для поставки малокалорийных и недоброкачественных продовольственных товаров из-за рубежа и оставить за отечественным сельским хозяйством, в основном, торгово-посреднические функции, причем на уровне мелких и мельчайших форм предпринимательства. Развитие других форм пред-принимательской деятельности и, прежде всего, в сельском хозяйстве, а также в ремесленном производстве, на транспорте, искусственно сдержи-ваются рамками, отвечающими экономическим интересам иностранных фирм. Поэтому в условиях независимости и рыночных отношений более эффективна ориентация сельской экономики на национальный путь развития, который мы именовали «Модель многоукладной аграрной экономики».

Модель многоукладной аграрной экономики даст возможность сформулировать иное направление движения хозяйственного комплекса республики, стимулировать её резкий подъем за счет использования интеллектуальных преимуществ, которые у нас в значительной степени не реализованы, уникальных природных ресурсов, являющихся наиболее эффективной формой собственности в недалекой перспективе.

В конкурентной мировой экономике не может быть идеальных форм хозяйствования, в том числе, и формы укладов в структуре различных форм и типов совместных предприятий. Страна, располагавшая определенным запасом прочности и опытом хозяйствования, может рассчитывать только на развитие множественных форм собственности, куда входят и совместные предприятия (табл. 4).

Таблица 4.

Число совместных предприятий, зарегистрированных на территории Республики Таджикистан

1998 2000 2005 2006 2007

Республика Таджикистан 224 108 121 164 157

В том числе:

Согдийская область 71 40 30 20 19

Хатлонская область 6 3 6 6 7

г. Душанбе 130 62 79 129 122

ГБАО – – – - -

РРП 17 3 6 9 9

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан в 2008 г. Душанбе, 2008, с. -235.

Из таблицы вытекает, что совместные предприятия (СП) есть форма и результат развития и расширения интеграционных связей и отношений республики. Последняя, по своей особенности входит в круг стран с быстрорастущим населением, вызванной высокой рождаемостью. Вместе с тем отметим, что рождение СП в структуре многоукладной экономики процесс объективной и по мере необходимости они количественно и качественно могут увеличиваться и наоборот. В любом случае СП могут стать новыми факторами развития национальных производительных сил и форм производственных отношений, направленных на решение важнейших социально-экономических проблем в условиях независимости и суверенитета (табл. 5).

Нижеприведённая таблица свидетельствует, что рождение разнообразных форм малого бизнеса в структуре национальной экономики связано не только с независимостью и суверенитетом республики, но и

Таблица 5.

Основные показатели деятельности предприятий малого бизнеса

ед. изм. 2000 2005 2006 2007

Число действовавших предприятий малого бизнеса на конец года ед. 1342 1669 1801 2003

Численность работавших, в том числе:

– совместителей

– фонд оплаты труда (включая совместителей) тыс. чел.

млн. сом. 14,8

2,4 17,2

19,3 18,1

26,3 18,9

?????????T

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

в том числе реализован непосредственно населению млн. сом.

млн. сом. 25,2


загрузка...