Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России (27.04.2009)

Автор: Балынская Наталья Ринатовна

рукописи

БАЛЫНСКАЯ НАТАЛЬЯ РИНАТОВНА

СПЕЦИФИКА УЧАСТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность 10.01.10 – Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Екатеринбург

Работа выполнена на кафедре истории журналистики факультета журналистики ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

Ковалева Маргарита Михайловна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Воробьев Алексей Матвеевич

доктор политических наук, доцент

Зырянов Сергей Григорьевич

доктор политических наук, доцент

Евдокимов Владимир Анатольевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова»

Защита состоится «30» июня 2009 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.212.286.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Уральском государственном университет им. А.М. Горького» по адресу: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 314.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

Автореферат разослан «_______»_______________2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук,

доцент Б.Б. Багиров

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Каждый новый этап развития общества имеет свою обусловленность и порождает определенные вызовы. Процессы политической, экономической, культурологической трансформации определяют содержание политического процесса современной России. Эти изменения происходят в условиях информационной революции, стремительно меняющей облик мира. Расширяется и преображается информационное пространство, а информация становится определяющим фактором прогресса.

Трансформации подвергаются традиционные типы социально-политических взаимодействий, модернизируются экономическая сфера, что приводит к системным изменениям в поведении всех участников общественных отношений. Ответная реакция на новые «вызовы» информационной эпохи формулируется в рамках политики, поскольку эта сфера служит соотнесению многочисленных интересов и выработке решений, определяющих вектор развития. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема информационной составляющей современного политического процесса, переосмыслению подвергается роль масс-медиа в жизни общества.

Медийный и политический процессы имеют единую природу – информационную, и именно это обстоятельство определяет состояние всей политической системы на современном этапе. Это явление оказывается в числе тех, которые не укладываются в привычные представления, существующие в рамках политологии, где средствам массовой информации (СМИ) традиционно отводится роль посредника в процессе передачи информации от властвующего субъекта подвластному объекту. В условиях переноса политических отношений в информационное поле СМИ все чаще выступают в иной роли; они меняют функции, становятся решающим фактором развития политического процесса. Такая постановка вопроса является принципиально новой для отечественных исследований в области СМИ и политики. Изучение различных проявлений и последствий участия СМИ в политическом процессе сталкивается с проблемами, которые не могут быть решены в рамках какой-то одной теории. Требует осмысления меняющееся содержание и структура политического процесса, также нуждаются в новой трактовке функции СМИ в этих условиях. Другими словами, необходимо комплексное изучение данной проблемы с учетом того, что в современных условиях СМИ являются не только участником политического процесса, посредником, но и актором, так как именно в этой сфере проявляется процесс выработки и принятия политических решений.

Вторая часть проблемы данного диссертационного исследования связано с необходимостью осмысления специфики участия СМИ как актора в политическом процессе. В связи с этим актуализируется также проблема трактовки самого термина «средства массовой информации», который в науке о масс-медиа употребляется как общее понятие, без разделения типов массово-информационной деятельности.

По мнению автора диссертационного исследования, СМИ представляют собой совокупность массово-информационной деятельности: PR, рекламы и журналистики. В данной диссертации предложено основание для дифференциации указанных типов. Ключевым для определения различий является понимание функциональной сферы. Условия различий можно определить, исходя из того, что PR-деятельность создает и продвигает политический продукт (текст), функция рекламной сферы – продать этот продукт, а функция журналистики – проанализировать политический факт, событие, явление.

Именно эти соображения легли в основу методики анализа журналистской практики в данной работе.

Кроме того, специфика участия СМИ в современном политическом процессе может бть определена, исходя из типологических особенностей государственных и негосударственных СМИ. По мнению автора диссертационного исследования, совокупность функциональных особенностей информации, бытующей в политическом пространстве, а также учет типологических особенностей указанных выше типов СМИ и определяют специфику их участия в политическом процессе современной России.

Решение данной проблемы является актуальной теоретической и практической задачей, как для политической науки, так и в рамках теории масс-медиа.

Состояние и степень разработанности проблемы.

Данная диссертация принадлежит к тому типу исследований, которые которые включены в проблемное поле исследований по теме «власть и средства массовой информации», активная разработка которой началась в в 90-е годы прошлого века.

В работах отечественных ученых А.И. Вертешина, А.М. Воробьева, А.А. Грабельникова, Е.Г. Дьяковой, Ю.А. Ермакова, И.И. Засурского, С.Г. Корконосенко, В.Ф. Олешко, В.Д. Попова, В.Н. Руденкин, Л.Г. Свитич, В.А. Сидорова и др. рассмотрены различные аспекты функционирования СМИ в условиях становления гражданского общества, проблемы взаимоотношений с органами власти, манипулирования общественным сознанием.

В зарубежной политологической науке проблемы развития информационного общества в эпоху глобализации исследуют J. Feather, R. Filder, R.L. Katz, H. lasswell, W.J. Martin, Y. Masuda, M. Mcluhan, J.C. Merill, О. Toffler и др.. К этой же группе исследований можно отнести работы F.C. Arterton, B.H. Bagdikian, E.Е. Dennis, E. Katsh, P.F. Lazarsfeld, T.E.Patterson.

В работах указанных авторов рассматриваются общие проблемы взаимодействия информационного и политического пространства. Однако, по мнению автора диссертационного исследования, в эпоху информационной революции нуждаются в новом осмыслении и такие понятия как «политический процесс» и «средства массовой информации». Естественно, что обращение к структуре политического процесса и его информационной составляющей потребовало изучения всего объема научной литературы, посвященной данным понятиям. В работе проанализированы теоретические разработки понятия «политический процесс» российских исследователей: С.М. Елисеевой, М.В. Жеребкина, М.В. Ильина, М.М. Лебедева, Е.Ю. Мележкиной, А.Ю. Мельвиля, А.И. Соловьева и др., а также – труды зарубежных авторов: А. Campbell, E.Е. Dennis, D. Easton, J. Habermas, D. Nimmo.


загрузка...