КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА) (27.03.2014)

Автор: АБДУСАМАДОВА МУНИРА АБДУГАФАРОВНА

АБДУСАМАДОВА МУНИРА АБДУГАФАРОВНА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования (педагогические науки)

Душанбе - 2014

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова

Научный руководитель: Шарапов Шавкат Ахмадович - доктор

педагогических наук, профессор кафедры

педагогики и психологии

профессиональной деятельности

Худжандского государственного

университета им. академика Б.Гафурова

Официальные оппоненты Нугмонов Мансур – доктор

педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой методики преподавания

математики Таджикского

государственного педагогического

университета им. С.Айни

Абдуллозода Хикматулло – зав.

кафедрой педагогики и психологии

Таджикского государственного

института языков им. Сотима Улугзода

Ведущая организация: Курган-Тюбинский государственный

университет им. Носира Хусрава

Защита состоится « » _______________2014 г. в 09.00 часов на заседании диссертационного совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана 734024, г. Душанбе, ул. С. Айни, 45)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии ( HYPERLINK "http://www.aot.tj" www.aot.tj ).

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ HYPERLINK "http://www.referat" www.referat HYPERLINK "mailto:vak@mon.gov.ru" vak@mon.gov.ru

Автореферат разослан ____________ 2014 года

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор Негматов С.Э.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования и постановка проблемы.

Современная реформа системы образования Республики Таджикистан с учетом процессов глобализации, строительства гражданского общества и правового государства, а также развития рыночной экономики предполагает кардинальное улучшение качества преподавания всех учебных дисциплин в общеобразовательных школах и вузах. Для решения данной задачи в РТ создана объективно необходимая законодательная база, которая находит свое отражение в ряде официальных документов: Закон Республики Таджикистан «Об образовании (2013), «Концепция таджикской национальной школы» (1994), «Государственный стандарт образования Республики Таджикистан» (1996), «Закон об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» (2011) и др. В связи со сложившимися новыми социально-экономическими и образовательными условиями профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей требует пересмотра учебных планов, программ, учебников и учебных пособий по различным учебным дисциплинам, а также требует оптимизации и учета физиологических и психологических особенностей школьников и студентов. Вместе с тем требуется разработка новых подходов к обучению и воспитанию. Так, сложившаяся негативная традиция по разделению учебных дисциплин на главные и второстепенные, основные и неосновные создаёт значительные психолого-педагогические помехи в реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Наши многолетний наблюдения и анализ профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, анализ современного состояния преподавания учебных дисциплин в начальных классах показывает тенденцию переоценки или же, наоборот, недооценки роли и места тех или иных учебных дисциплин во всестороннем развитии личности младших школьников.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, определение целей и задач начального образования, разработка учебных планов, программ, учебников, учебных пособий для начальных классов, классификация правил, приёмов, методов и форм организации обучения учащихся начальных классов нашли отражение в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, С.А. Рачинской, В.П. Острогорского, П.А. Кропоткина, А.П. Вахтерова, Л.Ф. Тихомирова и др.

Проблемы отбора содержания обучения и реализации межпредметной и внутрипредметной связи в начальном образовании исследованы в трудах А. Лая и Джона Дьюи. Использование различных элементов педагогики сотрудничества в начальных классах обобщается в опыте учителей-новаторов Ш.А. Амонашвили и С.Н. Лысенковой.

Влияние эстетического воспитания на духовно нравственное становление младших школьников является предметом научного исследования Б.М. Неменского.


загрузка...