Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования (27.01.2012)

Автор: Ахметзянова Гулия Наильевна

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

в соответствии с его основными этапами на всероссийских образовательных форумах, на международных, всероссийских, региональных конференциях. Всего представлено более 20 докладов и сообщений.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании научно-методического семинара кафедры социальной работы, педагогики и психологии факультета социальных и гуманитарных технологий КНИТУ.

Основные идеи и результаты исследования были представлены и получили одобрение:

на всероссийских форумах: на 10-ом юбилейном всероссийском образовательном форуме «Образовательная среда – 2008» (г.Москва); на всероссийском образовательном форуме «Образовательная среда – 2009» (г.Москва); на всероссийском форуме «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. Социальное партнерство в системе непрерывного образования» (г.Казань, 2008); на общегородском образовательном форуме (г. Набережные Челны (апрель 2008));

на международном форуме «III тысячелетие – новый мир» – Форум по проблемам науки, техники и образования (г.Москва, 2009);

на международных конференциях: научно-техническая конференция «Информационно-вычислительные технологии и их приложения» (г.Пенза, 2005), научно-техническая конференция «Новые информационные технологии в образовании» (г.Екатеринбург, 2008), «Инноватика–2008» (г.Ульяновск, 2008), научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: глобальные тенденции развития» (г.Казань, 2008), конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (г.Москва, 2008), научно-практическая конференция «Развитие региональной образовательной среды «РОИС-2008» (г.Санкт-Петербург, 2008), International Scientific Conference «Transport problems 2009»: Under the honorary patronage the Silesian Governor and Mayor of Katowice City. Silesian University of Technology Publication Faculty of Transport (Katowice, Poland, 2009), The 5th Earli Sig 14 Learning and Professional Development Conference. Diversity in Vocational and Professional Education and Training. Ludwig Maximilians Unifersitat (Munich, Germany, 2010); VIII International Scient?????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????????????

на всероссийских конференциях: научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г.Москва, 2008), научно-практическая конференция «Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий» (г.Сочи, 2008), научно-практическая конференция «Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития» (г.Красноярск, 2009), научно-практическая конференция «Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий» (г.Сочи, 2009), научно-практическая конференция «Модульно-компетентностный подход в разработке образовательного контента и обеспечении качества подготовки выпускников в условиях ИКТ-обучения» (г.Москва, 2009);

на региональных конференциях: научно-практическая конференция «Инновационный потенциал довузовского образования как фактор повышения эффективности и качества подготовки абитуриентов» (г.Волгоград, 2008), «Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект» (г.Москва, 2010).

Материалы исследования внедрены в педагогический процесс подготовки выпускников для автомобильной отрасли в автомеханическом колледже, на автомеханическом факультете ИНЭКА, в профильных классах МОУ СОШ № 21, 25, 38, 47, 58, 60 в специальных и элективных учебных курсах, в тематике школьных и студенческих работ научных работ, разрабатываемых совместно с базовыми предприятиями автомобильной отрасли в ходе учебной и целевой подготовки.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования представлены в 3 монографиях, 21 статье в научных изданиях (из них 15 по перечню ВАК), более 20 докладах и выступлениях на конференциях различного уровня, в 30 учебных и учебно-методических пособиях.

Личное участие автора в получении научных результатов выразилось

в постановке проблемы, выдвижении ведущих идей, разработке концепции и стратегии исследования, обосновании методологии проектирования системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, разработке теоретической модели педагогической системы, разработке структуры, содержания базовых компетенций выпускника профильного инженерного класса и поуровневой профессиональной модели специалиста автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, разработке структуры и содержания информационно-технологической подготовки на всех уровнях образования, в непосредственном участии в организации и проведении экспериментальной работы.

На защиту выносятся:

Концепция формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, обусловленная социально-экономическими процессами в обществе, тенденциями развития автомобильной отрасли, основанная на следующих идеях: компетентностно-ориентированное профессиональное образование, его непрерывность и многоуровневость, интеграция научно-образовательной среды, производства и бизнеса автомобильной отрасли являются определяющими факторами стратегического развития автомобильной отрасли; информационная компетенция, как одна из обязательных составляющих профессиональной компетентности специалистов, формируется последовательно и непрерывно в ходе информационно-технологической подготовки.

Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, отражающая положенные в ее основу идеи, принципы, включающая основные структурные компоненты (требования внешней среды, целевой, организационно-структурный, содержательный, технологический, результативно-диагностический), обеспечивающая подготовку специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования. Ее направленность определяется тенденциями социального развития и потребностями региона, образовательными потребностями обучающихся, возможностями вуза.

Стержневым в педагогической системе является компонент, отражающий социальное взаимодействие высшего учебного заведения, предприятий отрасли и общеобразовательных школ, реализуемое в различных формах: профессиональная ориентация, профильное обучение, учебно-методическая, научно-исследовательская работа, целевая подготовка, повышение квалификации и переподготовка.

Структура и содержание информационно-технологической подготовки специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, осуществляемой непрерывно и последовательно (компьютерная грамотность ? информационная грамотность ? информационная компетенция ? информационная культура), связанной с решением задач обеспечения жизненного цикла автомобильной техники (исследование рынка, разработка дизайна, конструкторские разработки, прочностные расчеты, разработка технологий и производство, организация продаж и сервиса, эксплуатация и перевозки, реновация и утилизация) и основанной

на преемственности содержания дисциплин информационно-технологической подготовки, их интеграции с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.

Доказательство того, что разработанная на основе выделенных подходов и принципов теоретическая модель педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования может быть успешно реализована и позволяет сформировать профессиональную компетентность, необходимую для научной, производственной и инновационной деятельности с ориентацией на потребности современного общества и автомобильной отрасли.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы (332 источника), 22 приложений общим объемом 83 стр. Объем текстовой части диссертации составляет 337 стр.

с 13 таблицами и 34 рисунками. Логика ее построения отражает последовательность решения основных задач исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрены основные характеристики научного аппарата: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методологические основы, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описаны этапы исследования, достоверность и обоснованность результатов, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки разработки педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования» рассмотрено современное состояние теории и практики исследуемой проблемы; дан теоретико-методологический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в процессе непрерывного образования на основе изучения философских, психолого-педагогических, нормативных материалов; проанализированы общие модели реализации зарубежного и отечественного опыта ведущих вузов автомобильного профиля по формированию профессиональной компетентности специалистов в процессе непрерывного образования.

Проведенный нами анализ различных источников показал, что современное состояние автомобильной отрасли характеризуется как неоднозначное: с одной стороны, происходит бурный рост рынка, обусловленный ростом покупательского спроса населения, а с другой стороны, сокращается доля отечественных производителей

на автомобильном рынке. Кризисные явления, наблюдаемые в отрасли, привели к спаду производства, снижению объемов выпуска автомобилей. Усиливается дефицит высококвалифицированных профессиональных кадров. Кадровый потенциал автомобильной отрасли необходимо пополнять специалистами, инженерными и научными работниками, адаптированными к новым реалиям ведения автомобильного бизнеса, по специальностям, востребованным отраслью. В особенности остро эта проблема стоит для города Набережные Челны, градообразующим предприятием которого является ОАО «КамАЗ», где высока потребность в конструкторских кадрах, владеющих современными методами инженерного анализа, в инженерах-технологах, способных к разработке инновационных технологий изготовления и реновации изделий. В городе и регионе остается высокой потребность в квалифицированных специалистах, эксплуатирующих и обслуживающих автомобильную технику в дилерско-сервисных сетях, сертифицированных по стандартам производителей. При этом наблюдается дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, падение престижа технического образования. Все это обуславливает поиск новых форм организации образовательной системы и обеспечения качества подготовки соответствующего кадрового потенциала

с использованием комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов автомобильного профиля.

В исследовании нами показано, что в своем становлении концепция непрерывного образования прошла несколько этапов, характеризующихся своим уровнем методологического и теоретического опыта, выработаны концептуальные идеи, определены сущность, структура, основные принципы непрерывного образования (целенаправленность обучения и воспитания, целостность, базовое образование, многоуровневость, дополнительность базового и последипломного образования, маневренность, преемственность, интеграция образовательных структур, гибкость организационных форм). Современный этап развития непрерывного образования охарактеризован многими исследователями как процесс, в котором формула «образование на всю жизнь» заменяется новой формулой «образование через всю жизнь», переносятся акценты с обязательности получения образования на стремление постоянно поднимать свой уровень образования в течение всей жизни.

Мы полагаем, что непрерывность образования как закономерность развития системы образования является основой создания и реализации единого образовательного пространства «Школа-НПО-СПО-ВПО» подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для автомобильной отрасли на основе интегрированной системы обучения, инновационных образовательных технологий и методик с ориентацией на потребности работодателей. Такая интегрированная система обучения, цели и задачи которой нами определены

на всех уровнях образования от общего (полного) в сети профильных классов до ВПО и дополнительного образования, направлена на формирование образовательного автомобильного кластера в городе Набережные Челны и должна обеспечивать: реализацию концепции «Образование в течение всей жизни», системы формирования профессиональной направленности; индивидуализацию выбора образовательной траектории; ориентацию на конкретный вид последующей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями работодателей; сочетание теоретического обучения с практической производственной деятельностью; участие работодателей

в учебном процессе (формирование профессионального заказа, формирование набора профессиональных компетенций, составление учебных планов дополнительной целевой подготовки, утверждение рабочих программ специальных дисциплин, тем курсовых и дипломных проектов, проведение мастер-классов, руководство производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием); переподготовку и повышение квалификации персонала и преподавателей; управление качеством обучения на всех уровнях и ступенях обучения (контроль качества и мониторинг результатов учебного процесса, анализ результатов мониторинга и принятие обоснованных управленческих решений по улучшению качества обучения).

В исследовании показано, что непрерывность образования обусловлена социально-экономическими процессами в обществе, прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий: развитием экономики и производства, сопровождающимся возрастанием роли человеческого капитала

в социально-экономическом развитии общества; формированием рыночной экономики, что привело к появлению рынка труда и требует существенных изменений содержания профессионального образования; падением престижа технического образования, что вызвало дисбаланс спроса и предложения на рынке труда и выразилось в острой нехватке высококвалифицированных кадров технического профиля; развитием техники и технологий и связанными с ним повышенными требованиями работодателей

к компетенциям специалистов; активной государственной позицией по повышению конкурентоспособности автомобильной отрасли, направленной на совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, качества подготовки в образовательных учреждениях в соответствии с изменяющимися требованиями рынка; растущими объемами информации и быстрым ее устареванием, что с течением времени ведет к снижению уровня профессиональной компетентности и требует дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки; переходом

к информационному обществу, что требует формирования информационной компетенции как одной из важнейших общепризнанных компетенций будущих специалистов для любой, в том числе и автомобильной, отрасли, использования средств информационных технологий для интенсификации учебного процесса, повышения эффективности системы образования; изменением отношения общества к образованию как к социальной ценности, характеризующимся желанием самосовершенствоваться и самореализоваться, что обуславливает появление новых потребностей и запросов

к системе образования и, как следствие, требуются новые формы, содержание обучения и средства их реализации.

Установлено, что за последнее десятилетие система российского образования претерпела значительные изменения, затронувшие все важнейшие элементы образовательной системы. Для достижения целей образования и решения поставленных задач на законодательном уровне создаются механизмы, направленные на кардинальные изменения содержания, процесса и качества отечественного образования. Несмотря на наблюдаемые сегодня кризисные явления в системе образования, проявляющиеся

в различных формах, наметились направления дальнейшего совершенствования высшего образования. Ведущей тенденцией в образовании является переход

от квалификационной, «знаниевой» модели к компетентностной модели. Проведенный нами анализ различных подходов к толкованию понятий «компетентность» и «компетенция» позволяет сделать вывод о том, что компетентностный подход носит сложный характер в его определении и оценке. Основу этих понятий составляет деятельностная сущность, многие исследователи трактуют профессиональную компетентность как готовность, способность личности к тому или иному виду деятельности. Основными компонентами являются когнитивные, методологические, технологические, социально-личностные составляющие. Единой, общепринятой классификации компетентностей не существует, каждая имеющаяся ныне классификация построена на своем классификационном признаке и ориентирована


загрузка...