Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе (26.12.2011)

Автор: Волынкина Наталия Валериевна

Контр. 16,00 94,25 69,75

После Эксп. 20,75 115,25 44,00 10,277

Контр. 16,50 99,00 64,50

Разница между эксп. и контр. группами (в%) 22,6 20,2 -30,9

ТАУ Распределение по уровням значений результатов измерения

РИТС До Эксп. 7,50 67,00 55,50 0,0719

Контр. 7,25 65,75 57,00

После Эксп. 9,50 83,50 37,00 10,217

Контр. 7,50 67,50 55,00

Разница между эксп. и контр. группами (в%) 23,2 22,0 -29,8

Итого: Распределение по уровням значений результатов измерения

РИТС До Эксп. 69,00 444,75 386,25 0,0515

Контр. 68,00 448,00 384,00

После Эксп. 85,50 558,50 256,00 54,527

Контр. 70,50 464,75 364,75

Разница между эксп. и контр. группами (в%) 20,2 21,8 -28,7

В процессе экспериментального исследования было установлено, что внедрение инфолингвистической системы во всех вузах, принявших участие в эксперименте, дает значительный результат в виде увеличения количества испытуемых, имеющих креативно-устойчивый уровень, на 20,2% по сравнению с традиционным подходом, увеличение процента студентов с потенциально-продуктивным уровнем на 21,8% и уменьшение числа молодых людей с адаптационно-репродуктивным уровнем на 28,7% (рис.3).

Рисунок 3. Результат внедрения инфолингвистической системы развития ИТС в образовательный процесс высшего учебного заведения по всей выборке

В результате внедрения инфолингвистической системы в образовательный процесс высшего учебного заведения уровень развития ИТС вырос на 25,2% по сравнению с уровнем до начала эксперимента и на 20,4% по сравнению с традиционной системой. Разница в уровнях развития ИТС в контрольной и экспериментальной группах дает основание утверждать, что комплекс организационно-педагогических условий действительно влияет на положительную динамику развития ИТС учащейся молодежи в вузе, а разработанная система обеспечивает успешность данного процесса.

Особую значимость инфолингвистической системы показали результаты в экспериментальной группе студентов/курсантов, отражающие позитивные личностные и социально значимые изменения, которые характеризуют молодых людей как социально активных личностей, владеющих достаточной языковой и ИКТ-компетенцией и проявляющих себя как «Мы – творческие личности» в процессе вхождения в информационное социокультурное пространство. Немаловажным итогом их интеллектуально-творческой деятельности стало создание ими собственных оригинальных проектов, заслуживших награды, призовые места победителей олимпиад и конкурсов на студенческих/курсантских научно-практических конференциях, а также патенты на изобретения.

В заключении обобщены результаты диссертации, позволившие подтвердить выдвинутую гипотезу и решить поставленные задачи, сформулированы основные выводы, рекомендации, намечены перспективы дальнейшей разработки проблемы.

На основе полученных результатов научного исследования сделан ряд выводов.

Сформулированы теоретико-методологические основы развития ИТС: методологическим регулятивом развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе выступает коммуникативно-исследовательский подход, который интегрирует ведущие идеи личностно-ориентированного, системного, диалектического, деятельностного, акмеологического, коммуникативного, синергетического подходов и способствует формированию опыта глубинного общения творческой личности с окружающим иноязычным миром в контексте диалога культур на фоне интенсивных энергоинформационных потоков и динамичного развития мировой образовательной сферы.

Определен основной вектор педагогической деятельности по развитию ИТС учащейся молодежи в высшей школе с учетом социально-экономических предпосылок: подготовка мыслителей и творческих инноваторов, способных создавать конкурентоспособные интеллектуальные продукты, обеспечивающие стабильное социально-экономическое развитие страны; утверждение в сознании молодого человека в качестве одного из его жизненных ориентиров постоянного творческого самосовершенствования и самообновления, устремления к акмеологическим знаниям и духовно-нравственным ценностям в процессе овладения межкультурной и ИКТ-компетенцией.

Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия развития ИТС в контексте современной образовательной парадигмы: формирование духовно-нравственных ценностей; общефизическое развитие; обучение приемам и методам эффективного решения творческих задач (в т. ч. методам ТРИЗ); формирование навыков организации творческого труда (в т. ч. умение выстраивать собственную стратегию развития); развитие творческой интуиции; развитие системно-прогностического мышления.

Раскрыта концептуальная сущность развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе, представленная технологической, социокультурной, организационно-педагогической и личностной закономерностями и реализующаяся в принципах овладения системно-прогностическим мышлением. Выявлены черты интеллектуально-творческой деятельности и качества творческой личности, формируемые в процессе работы над проблемой с использованием информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов информационного социокультурного пространства.

Разработана и научно обоснована структурно-содержательная модель инфолингвистической системы развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе, представленная концептуальным, процессуальным и методико-технологическим блоками и раскрывающая возможности субъектов творческой деятельности в достижении позитивного результата;

Выявлены пути и средства реализации инфолингвистической системы, включающие мета-, макро- и мезотехнологии организации учебного процесса и формы, целенаправленно развивающие ИТС учащейся молодежи в вузе.

Экспериментально доказана эффективность внедрения инфолингвистической системы в образовательный процесс высшего учебного заведения.

Полученные в исследовании результаты и сформулированные выводы подтвердили правомерность первоначально выдвинутой гипотезы, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Проведенное исследование проблемы развития ИТС учащейся молодежи в высшем учебном заведении позволило сформулировать рекомендации по совершенствованию данного процесса, открывающие новые перспективы изучения темы:

осуществление обширной комплексной подготовки профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения к реализации инфолингвистической системы развития ИТС студентов в форме специализированных курсов, включающих IT-лекции и IT-семинары, повышая тем самым компетентность преподавателей в данной области и создавая условия для их личностного профессионального роста;

поиск новых оптимальных методов и средств развития ИТС студентов, имеющих в качестве дисциплинарного ядра учебные курсы профильной предметной подготовки;

разработка новых подходов к развитию ИТС молодых людей с учетом изменений в социальной, экономической и образовательной сфере жизни общества нового поколения.

Основное содержание диссертационного исследования

отражено в следующих публикациях:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

Волынкина, Н.В. Решение изобретательских задач как основа развития творческой личности [Текст] / Н.В. Волынкина // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2004. - № 9. - С.29-32 (0,5 п.л.).

Волынкина, Н.В. ТРИЗ и преподавание иностранного языка [Текст] / Н.В. Волынкина // Высшее образование в России. – 2005. - № 6. - С.160-161 (0,13 п.л.).

Волынкина, Н.В. Уровни творческого противоречия в рамках коммуникативно-исследовательского подхода к обучению иностранному языку в вузе [Текст] / Н.В. Волынкина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2007. - №1 (53). – С.202-204 (0,38 п.л.).


загрузка...