Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе (26.12.2011)

Автор: Волынкина Наталия Валериевна

Коммуникативно-исследовательский подход интегрирует принципы личностно-ориентированного подхода, поскольку сфокусирован на саморазвитие и самосовершенствование творческой личности, формирование ее духовно-нравственных качеств и развитие ИТС в процессе проектирования ею собственной жизненной стратегии.

Системный подход позволяет комплексно анализировать процесс развития ИТС в инфолингвистической системе, рассматривать его во взаимосвязи с остальными компонентами в виде составной части единого целого.

Диалектический подход проявляется в том, что логика развития ИТС построена на принципах диалектического познания закономерностей и алгоритмов в процессе работы над поставленной задачей, разрешение противоречия в которой является главной движущей силой перехода на качественно новый уровень и внутренним импульсом саморазвития и самосовершенствования личности.

Коммуникативно-исследовательский подход включает принципы деятельностного подхода, так как развитие ИТС непосредственно проявляется в деятельности и связано с выявлением проблемы, формулировкой ее противоречий и творческим ее решением.

Реализация принципов акмеологического подхода в процессе развития ИТС способствует интенсивному продвижению субъекта творческой деятельности к саморазвитию и самосовершенствованию, ценностно-смысловому раскрытию своей индивидуальности, к активному выстраиванию собственного образовательного маршрута, гибкой адаптации к стремительно изменяющимся условиям современной жизни.

Поскольку речь идет о развитии ИТС «вторичной языковой IT-личности», то в рамках инфолингвистической системы уместно использовать принципы коммуникативного подхода к изучению иноязычной культуры в процессе вхождения в информационное социокультурное пространство.

Синергетический подход позволяет интенсифицировать процесс развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе за счет получения сверхаддитивного эффекта от комплексного использования ресурсов информационной среды, социокультурной иноязычной среды и образовательной среды вуза.

Таким образом, цель и задачи инфолингвистической системы предопределили выбор наиболее оптимального, с нашей точки зрения, подхода, в рамках которого возможно эффективное развитие ИТС «вторичной языковой IT-личности» в высшей школе с использованием интеллектуальных и технических ресурсов информационного социокультурного пространства.

На основании выводов И.Я. Лернера об объективных и субъективных закономерностях в обучении, а также с учетом ведущих идей коммуникативно-исследовательского подхода, нами выявлены закономерности развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе. Данные педагогического эксперимента свидетельствуют о всеобщем характере и устойчивости проявления этих закономерностей на всех этапах развития ИТС учащейся молодежи в вузе.

Коммуникативно-исследовательский подход в инфолингвистической системе определяет технологическую, социокультурную, организационно-педагогическую, личностную закономерности и логично вытекающие их них принципы.

Технологическая закономерность определяется следующим образом: эффективное развитие ИТС обусловлено технологичностью работы над проблемой, решение которой дает качественно новое знание и служит основой развития системно-прогностического мышления в пространстве открытых задач. Из данной закономерности вытекают принципы проблемности, открытости, системно-диалектической деятельности и идеальности.

Принцип проблемности. Развитие ИТС происходит наилучшим образом, когда обучающиеся вынуждены иметь дело с проблемами и решать их эффективными методами с использованием программного и аппаратного обеспечения. Проблемы могут быть как языковыми, так и не связанными собственно с изучением языка. В первом случае язык сам по себе будет объектом исследования (например, в случае лексико-грамматических затруднений), во втором случае язык будет средством, и лингвистические навыки будут отрабатываться в ходе работы над междисциплинарной проблемой.

Система работы над проблемой строится таким образом, что творческая деятельность IT-студента, его опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, его чувства не остаются за порогом вуза, а учитываются при организации общения на занятии по иностранному языку.

Принцип открытости подразумевает не только транслирование знаний преподавателем и определение им их границ, а сталкивание обучаемого с проблемами, решения которых лежат за пределами дисциплины «Иностранный язык», и использование открытых задач в процессе становления им «вторичной языковой IT-личностью».

Принцип системно-диалектической деятельности предполагает работу со знанием, в том числе иноязычным, т.е. его применимость, поиск условий и границ использования, преобразования, расширения и дополнения, определение новых взаимообуславливаемых связей, рассматривание в разных моделях и контекстах с использованием информационных технологий.

Принцип идеальности означает максимальное задействование информационно-технических и личностных ресурсов (возможностей, знаний, интересов) самих обучаемых с целью повышения результативности и уменьшения временных и материальных затрат в процессе работы над проблемой с иноязычным материалом.

Социокультурная закономерность отражает объективную связь расширения возможности использования ресурсов информационного социокультурного пространства в контексте приобщения к культурным ценностям нового для обучающегося лингвоэтносоциума и оптимизации процесса развития ИТС «вторичной языковой IT-личности». Социокультурная закономерность находит отражение в принципах глобализации знаний, новизны и интегративности.

Принцип глобализации знаний подразумевает использование ресурсов информационного социокультурного пространства, в том числе глобальной иноязычной сети Интернет, для сбора информационного фонда в процессе работы над проблемой с целью решения творческой задачи.

Принцип новизны. Овладевая новым средством общения в информационном социокультурном пространстве при решении творческой задачи, IT-студент впервые открывает для себя, а затем получает непосредственный доступ к культурным ценностям нового для него лингвоэтносоциума. Каждая порция подлежащего овладению материала подается как факт культуры другого народа. Именно новизна самого факта культуры, способ его подачи, соответствующая технология работы, «вычерпывающая» весь его познавательный, интеллектуально-творческий и воспитательный потенциал, служат мощными факторами возникновения и поддержания личностного смысла обучаемого и развития его ИТС.

Принцип интегративности. Большая часть творческих заданий, направленных на развитие ИТС в процессе изучения иноязычной культуры, включает не только лингвистическую направленность. Язык используется как одно из средств для нахождения решения проблемы с выходом в другие сферы знаний. Акцент делается на овладении процессуальными умениями (на то, как выполнить задание). В диссертационном исследовании установлено, что гипертрофированный акцент на лингвистических факторах неизбежно ведет к отказу от учета ряда неязыковых параметров, таких как мотивация, социокультурный опыт, развитие интеллектуально-творческой и эмоциональной сфер личности.

Автором отмечается: реализация принципов технологической и социокультурной закономерностей в рамках инфолингвистической системы зависит от соблюдения организационно-педагогических условий, оптимизирующих развитие ИТС.

Данные педагогического эксперимента позволяют вывести организационно-педагогическую закономерность: эффективность развития ИТС прямо пропорциональна качеству организационно-педагогической деятельности, стимулирующей автономное саморазвитие творческой личности и ее полифункциональность в образовательном процессе. Из данной закономерности вытекают принципы дифференцированности, автономности, взаимообучения.

Принцип дифференцированности. Поскольку изучение иноязычной культуры в инфолингвистической системе является нелинейным, то каждый студент имеет возможность получить все, на что он способен на данный момент времени, и добавить «новые узлы» в семантической сети собственных знаний. Информация, представляемая на каждом занятии, имеет множество уровней, за счет этого обучение становится более индивидуальным.

Принцип автономности. Одним из важнейших свойств коммуникативно-исследовательского подхода является возможность создания автономности IT-студента, который приобретает необходимые навыки для решения творческой задачи без поддержки со стороны IT-преподавателя (или с его минимальной помощью).

Принцип взаимообучения. IT-студенты, которые уже овладели основными навыками решения творческих задач в процессе изучения иноязычной культуры, получают возможность возложить на себя часть функций преподавателя. Помимо увеличения автономности обучающихся, такой подход приводит к полезным дискуссиям, в результате которых молодые люди получают более глубокое понимание сути явления.

В диссертации установлено, что выявленные закономерности и принципы, связанные с технологичностью работы над проблемой, ролью социокультурного ресурса и организационно-педагогическими условиями реализации данных аспектов, являются основой развития личности как творческого стратега своей жизнедеятельности.

На основе анализа теоретико-методологических исследований данной проблемы и результатов педагогического эксперимента в диссертации выявлена личностная закономерность: эффективность процесса развития ИТС обусловлена способностью субъекта творческой деятельности непрерывно осуществлять функцию самоконтроля и самокоррекции данного процесса с целью достижения личностно и профессионально значимых целей. Из обозначенной закономерности вытекают принципы рефлексивности, формирования собственной жизненной стратегии.

Принцип рефлексивности заключается в осмыслении личностью собственной поисково-творческой деятельности с целью выявления методологической сущности интеллектуально-творческого опыта и в соответствии с этим прогнозирование дальнейшего личностного развития в различных аспектах жизнедеятельности.

Принцип формирования собственной жизненной стратегии. На основе развития способности к рефлексии формируется активная позитивно-созидательная позиция творческой личности, направленная на осуществление собственного личностно-стратегического планирования, в процессе которого молодой человек получает возможность активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться.

Таким образом, выявленные закономерности и вытекающие из них принципы обнаруживают определенную автономность, но в то же время находятся во взаимосвязи. В контексте раскрытия теоретико-методологической сущности инфолингвистической системы они определяют цель, содержание, организацию исследуемого процесса.

В диссертации отмечается, что коммуникативно-исследовательский подход позволяет в полной мере осуществить личностно-развивающую, системно-прогностическую, социокультурную и синергетическую функции системы.

Личностно-развивающая функция предполагает развитие ИТС через технологичность работы над проблемой и ее личностно-развивающий контент.

Системно-прогностическая функция проявляется в том, что обучающийся, владея системным «многоэкранным» мышлением, осознает себя диалектически изменяющимся в потоке времени субъектом и, анализируя свое личностное состояние во временных точках прошлого и настоящего, проявляет способность к прогнозированию контуров своего будущего профессионально-личностного становления, к творческому построению собственной жизненной стратегии.

В процессе вхождения в информационное социокультурное пространство, реализуя свой интеллектуально-творческий потенциал, молодой человек непосредственно приобщается к духовно-нравственным, культурным ценностям иных лингвоэтносоциумов, тем самым направляя свою позитивно-созидательную деятельность на преобразование духовно-нравственной, ценностной стороны своей личной жизни и окружающего мира. В этом проявляется социокультурная функция системы.

Синергетическая функция инфолингвистической системы определяет такую интеграцию личностно-развивающей, системно-прогностической и социокультурной функций, которая в результате дает сверхаддитивный эффект, позволяющий интенсифицировать процесс развития ИТС и мотивировать молодого человека на активное внедрение приобретенного интеллектуально-творческого опыта в свою дальнейшую жизнедеятельность. Данный тезис можно выразить в виде следующей формулы:

где k>1- коэффициент синергии;

f1- эффект личностно-развивающей функции;

f2- эффект системно-прогностической функции;

f3- эффект социокультурной функции;

- математическая сумма эффектов всех функций системы;


загрузка...