Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе (26.12.2011)

Автор: Волынкина Наталия Валериевна

на уровне общенаучной методологии: концепция личностно-ориентированного образования (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, C.R. Rogers и др.); концепция развития профессионального образования (Г.А. Берулава, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев, В.А. Сластенин, С.Н. Чистякова и др.); идеи системного (А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, И.В. Ривина и др.) и акмеологического (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, Е.Б. Перелыгина) подходов; концепция творческого развития личности в образовательном процессе (В.И. Андреев, Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, С.Д. Латушкин, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев и др.); теория деятельностного подхода к развитию личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.А. Львовский, С.Л. Рубинштейн и др.); педагогические технологии, развивающие интеллектуальные и творческие способности (В.В. Агеев, Г.С. Альтшуллер, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, И.М. Улановская, В.Д. Шадриков и др.); теория проблемного и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, В.С. Лазарев и др.); теория интеграции в образовании (М.Н. Берулава, С.К. Бондырева, Н.Д. Никандров, А.П. Тряпицына и др.); концепция современного педагогического образования (Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.В. Хуторской и др.); синергетический подход в образовании (И.В. Блауберг, H. Haken и другие);

на уровне конкретно-научной методологии: системный, коммуникативный, когнитивный подход в обучении иноязычной культуре (И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, H.E. Piepho, V. Swain и др.); концепция развития вторичной языковой личности (Н.Д. Гальскова, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева, К.Н. Хитрик и др.); концепция медиаграмотности (В.Н. Каптелинин, В.Г. Кинелев, Л.Ю. Невуева, М.А. Семенова и др.);

- на уровне методики и техники исследования: методологии и методы психолого-педагогических исследований (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, Ю.В. Сенько и др.).

Эмпирической базой исследования являлись: Воронежский институт правительственной связи, Тольяттинская академия управления, Кузбасский государственный технический университет, Томский политехнический университет (Институт международного образования и языковой коммуникации), Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института. В исследовании приняли участие 1800 студентов и курсантов.

Хронологические рамки исследования определились рядом этапов.

Первый этап (2000 - 2002 гг.) – констатирующий – посвящен изучению и анализу отечественной и зарубежной литературы, изучению состояния вузовской практики по исследуемой проблеме, сбору эмпирического материала, выявлению противоречий между существующей практикой и теорией развития ИТС студентов, разработке теоретико-методологической стратегии, определению понятийно-терминологического поля, разработке программы экспериментальной работы.

Второй этап (2002 – 2004 гг.) – теоретико-моделирующий – был нацелен на обоснование и разработку теоретико-методологических и технологических основ концепции, ее содержательно-смысловое наполнение, моделирование целевых, содержательных и процессуальных параметров инновационной системы, разработку диагностического пакета для осуществления мониторинга развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе.

Третий этап (2004 – 2009 гг.) – формирующий – проведение педагогического эксперимента с целью подтверждения выдвинутой гипотезы в рамках реализации разработанной концепции, внедрение инфолингвистической системы, апробация креативных технологий и форм, осуществление замеров уровней развития ИТС, корректировка концепции, разработка и апробация методических рекомендаций.

Четвертый этап (2009 – 2010 гг.) – итогово-аналитический – обобщение, анализ и систематизация результатов исследования, статистическая обработка фактического материала, выводы об эффективности разработанной инфолингвистической системы и состоятельности гипотезы в целом, оформление результатов исследования в диссертационной работе.

Методы исследования. В ходе исследования на каждом этапе использовалась своя система научно-исследовательского поиска. На констатирующем этапе применялись: понятийно-терминологический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы, нормативной документации, логико-историческая ретроспектива, контент-анализ, системный анализ исследуемой проблемы.

На теоретико-моделирующем этапе – абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, концептуализация, проектирование инфолингвистической системы, моделирование процесса развития ИТС.

Формирующий этап включал констатирующий и формирующий эксперимент, метод поперечных срезов, педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, ранжирование, метод экспертных оценок и самооценки, сравнительной характеристики.

Итогово-аналитический этап предполагал использование таких методов как: методы статистического анализа и математической обработки, табличной и диаграммной интерпретации данных, сравнение и сопоставление, аргументирование, структурирование эмпирической фактологии.

Научная новизна исследования определена тем, что в нем раскрыто новое направление в педагогической науке - инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе, а также:

на уровне конкретизации и уточнения:

сформулированы теоретико-методологические основы развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе, отражающие сущность коммуникативно-исследовательского подхода как методологического регулятива исследуемого процесса, интегрирующего ведущие идеи личностно-ориентированного, системного, диалектического, деятельностного, акмеологического, коммуникативного и синергетического подходов;

определен основной вектор педагогической деятельности по развитию ИТС учащейся молодежи в высшей школе с учетом современных социально-экономических предпосылок: подготовка мыслителей и творческих инноваторов, способных создавать конкурентоспособные интеллектуальные продукты, обеспечивающие стабильное социально-экономическое развитие страны; утверждение в сознании молодого человека в качестве одного из его жизненных ориентиров постоянного творческого самосовершенствования и самообновления, устремления к акмеологическим знаниям и духовно-нравственным ценностям в процессе овладения межкультурной и ИКТ-компетенцией;

на уровне дополнения:

выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия развития ИТС в контексте современной образовательной парадигмы, заключающиеся в формировании духовно-нравственных ценностей; общефизическом развитии; обучении приемам и методам эффективного решения творческих задач (в т.ч. методам теории решения изобретательских задач); формировании навыков организации творческого труда (в т.ч. умении выстраивать собственную стратегию развития); развитии творческой интуиции и системно-прогностического мышления;

выявлены черты интеллектуально-творческой деятельности, проявляющиеся, прежде всего, в умении мыслить диалектически, т.е. мыслить противоречиями в процессе работы над проблемой, и качества творческой личности, формируемые в процессе работы над проблемой с использованием информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов информационного социокультурного пространства;

на уровне преобразования:

раскрыта концептуальная сущность развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе, представленная технологической, социокультурной, организационно-педагогической, личностной закономерностями и реализующаяся в принципах овладения системно-прогностическим мышлением;

разработана и научно обоснована структурно-содержательная модель инфолингвистической системы развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе, включающая концептуальный, процессуальный и методико-технологический блоки и раскрывающая возможности субъектов творческой деятельности в достижении позитивного результата;

выделены организационно-педагогические условия эффективного развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе: субъект-субъектное «со-творчество» IT-студента и IT-преподавателя в образовательном процессе; актуализация содержательного наполнения процесса развития ИТС при обеспечении его системности и целостности; единство социокультурного, научно-методического, технологического и информационно-ресурсного сопровождения процесса развития ИТС в высшей школе;

разработана педагогическая технология развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе, включающая этапы, переход между которыми фиксируется с помощью специально разработанных критериев и их показателей, уровней, раскрывающих содержание каждого из этапов, и ведущие механизмы реализации процесса развития ИТС на каждом этапе;

выявлены пути и средства реализации инфолингвистической системы, включающие мета-, макро- и мезотехнологии организации учебного процесса и формы, целенаправленно развивающие ИТС учащейся молодежи в вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

обоснована совокупность теоретико-методологических подходов (личностно-ориентированный, системный, диалектический, деятельностный, акмеологический, коммуникативный, синергетический) к исследованию сущности и содержания процесса развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе;

коммуникативно-исследовательский подход к развитию ИТС учащейся молодежи в высшей школе, представленный закономерностями (технологической, социокультурной, организационно-педагогической, личностной), принципами (системно-диалектической деятельности, проблемности, открытости, идеальности, глобализации знаний, новизны, интегративности, дифференцированности, автономности, взаимообучения, рефлексивности, формирования собственной жизненной стратеги) и функциями (личностно-развивающей, системно-прогностической, социокультурной, синергетической), дополняет существующие методологические основы педагогических исследований в области развития ИТС и выступает как одно из перспективных направлений модернизации образовательного процесса в высшем учебном заведении;

в научный оборот введены, содержательно раскрыты и обоснованы понятия «интеллектуально-творческие способности», «системно-прогностическое мышление», «информационное социокультурное пространство», «вторичная языковая IT-личность», что расширяет понятийно-терминологический аппарат и семантическое пространство педагогических исследований;

выявленные и обоснованные психолого-педагогические условия развития ИТС в контексте современной образовательной парадигмы открывают возможности для междисциплинарных исследований в сфере духовно-нравственного, физического, интеллектуального и творческого саморазвития личности;

расширены психолого-педагогические представления относительно концептуальной сущности развития ИТС, заключающейся в овладении системно-прогностическим мышлением через реализацию технологии работы над проблемой;

разработанная инфолингвистическая система конкретизирует в педагогических исследованиях научно-методическое обеспечение процесса развития ИТС учащейся молодежи в высшей школе (педагогическая технология, включающая теоретико-эмпирический, тренировочно-конструктивный, оперативно-практический и рефлексивно-оценочный этапы; содержание, отражающее духовно-нравственный, интеллектуальный, организационно-коммуникативный аспекты развития ИТС; организационно-педагогические условия, оказывающие существенное влияние на качество и эффективность работы по развитию ИТС в высшей школе);

выявленные в исследовании мотивационно-когнитивный, компетентностный, оперативно-процессуальный, рефлексивно-оценочный критерии и их показатели, а также креативно-устойчивый, потенциально-продуктивный и адаптационно-репродуктивный уровни развития ИТС способствуют измерению эффективности данного процесса в высшей школе.

Исследование обогащает и систематизирует научную информацию о ведущих направлениях развития личности в педагогической науке.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования его результатов при разработке концептуальных и методических основ высшего профессионального образования, в процессе совершенствования учебных программ по иностранному языку и профилирующих дисциплин, при определении путей и средств, оптимизирующих процесс развития ИТС учащейся молодежи в вузе.

Материалы исследования прошли эмпирическую проверку, подтвердившую их эффективность, и могут быть использованы в учебном процессе как базового языкового образования, так и при получении дополнительного высшего образования по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Теоретические положения и выводы исследования отражены в программно-методической документации, которые нашли применение в практике профессиональной подготовки студентов в других вузах. Материалы исследования использовались в разработке содержания программ по дисциплине «Иностранный язык».

Инфолингвистическая система развития ИТС учащейся молодежи может быть использована как в гражданском (языковом и неязыковом), так и в военном учебном заведении, а также при обучении будущих учителей иностранных языков в вузе. Материалы исследования могут найти применение в практике обучения молодых людей в средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях, а также в процессе повышения квалификации преподавателей и учителей иностранного языка.

Положения, выносимые на защиту.


загрузка...