СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ (26.12.2011)

Автор: Васильева Марина Владимировна

2) адаптирована к условиям современной финансово-бюджетной политики;

3) расширяет подход к определению социального и организационного эффектов финансово-бюджетного контроля;

4) включает оценку, как количественных, так и качественных характеристик деятельности контрольного органа, рисков контрольной деятельности, что способствует формированию комплексного суждения о прямом эффекте контроля и его профилактической составляющей;

5) позволяет оценить эффективность органов финансового контроля с позиции институциональной эффективности в неразрывной связи с процессом стратегического планирования;

6) учитывает альтернативность контрольной деятельности;

7) позволяет получить достоверную, объективную и полную информацию об эффективности деятельности контрольного органа в целях принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию ресурсов контрольного органа и повышение эффективности деятельности

Множественность характеристик системы финансово-бюджетного контроля, различия в ресурсном обеспечении контрольных органов затрудняет применение унифицированных критериев и показателей для оценки эффективности субъектов контрольной деятельности.

Существенным дополнением инструментария оценки эффективности контрольного органа является прагматический критерий, который предлагается определять как:

где: Р– контрольно-целевой результат деятельности контрольного органа (совокупность экономического, организационного, социального эффектов); К – критерий результативности достижения целей (Цmax, Цmin); Оз – объем затрат на функционирование контрольного органа.

Для достоверной оценки качества финансового контроля в диссертации обоснована необходимость оценки наукоемкости контрольной деятельности. Предложенная в диссертации система показателей дает возможность не только достоверно оценить наукоемкость, но и планировать ее повышение в зависимости от задач контрольной деятельности.

На эффективность деятельности контрольного органа оказывает влияние качество, которое включает, с одной стороны, качество деятельности контрольных органов, а с другой, качество контрольного мероприятия.

Предлагаемый в диссертации метод оценки качественных показателей, позволяет производить оценку наличия и уровня развития взаимосвязанных элементов системы контроля и выносить суждение не только о наличии и уровне развития взаимосвязанных элементов системы финансового контроля, но и эффективности самой системы при условии применения различных формализованных приемов.

В диссертации разработана методика оценки эффективности деятельности контрольного органа, позволяющая получить достоверную, объективную и полную информации о результатах деятельности контрольного органа в целях принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию ресурсов контрольного органа и повышение эффективности и результативности деятельности.

Апробация предложенной методики на примере деятельности Счетной палаты Российской Федерации за период с 2006 по 2010 г. позволила комплексно оценить ее деятельность с позиции оценки количественных и качественных аспектов.

В диссертации разработан алгоритм оценки эффективности деятельности контрольного органа и алгоритм поиска решений по оптимизации ресурсов и повышению эффективности контрольной деятельности.

В исследовании предложена к практическому использованию модель, связывающая ключевые количественные и качественные параметры развития системы финансово-бюджетного контроля:

где: x - вектор переменных контрольной деятельности;

f и v - непрерывные функции заданных переменных;

z - параметр институциональных условий, научно-технологических стимулов;

s (x,z,t) - скорость институциональных или технологических изменений.

Четвертой группой проблем диссертационного исследования является выработка стратегических направлений повышения эффективности управления экономикой регионов на основе развития финансово-бюджетного контроля на региональном и муниципальном уровнях, разработка комплекса практических решений, направленных на совершенствование управления экономикой регионов.

В диссертации предложена краткосрочная стратегия совершенствования управления экономикой регионов на основе модернизации финансово-бюджетного контроля на региональном и муниципальном уровнях, основные направления которой определены, исходя из выделения в общей совокупности детерминантов именно тех, воздействие на которые, может дать наибольший профилактический эффект или в корне изменить систему взаимосвязанных причин и следствий.

В наиболее концентрированном виде ее суть сводится к следующему:

1) усиление контроля государства за всеми источниками расходования бюджетных средств, выполнение принципов ответственного управления общественными финансами, связанных с налогово-бюджетной прозрачностью, а также наличие эффективной системы исполнения бюджета способствует снижению уровня нецелевого использования бюджетных средств;

2) необходима реализация политики идеологического воздействия с целью недопущения коррумпирования государственных и муниципальных служащих;

3) требуется совершенствование норм бюджетного, административного, уголовного законодательства, предусматривающих функционирование системы государственного финансово-бюджетного контроля и меры ответственности за нарушения, совершаемые в сфере бюджетных отношений;

4) повышение эффективности системы финансово-бюджетного контроля, предполагающее: завершение формирования эффективной системы финансово-бюджетного контроля; повышение эффективности и качества бюджетного менеджмента, в том числе на уровне внешнего и внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств (организацию методологического обеспечения систем внутреннего контроля, включающее разработку стандартов и форм отчетности внутреннего аудита; расширение практики аудита эффективности в регионах; разработку на федеральном уровне критериев целесообразности организации самостоятельных органов внешнего и органов внутреннего финансово-бюджетного контроля на региональном и местном уровнях и урегулирование порядка создания и организации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, на основе сформулированных принципов; предоставление контрольно-счетным органам права правотворческой инициативы, что предполагает внесение изменений в ст.46 Федерального закона № 131-ФЗ; е) результативность деятельности органов, в чью юрисдикцию входит профилактика и пресечение нецелевого использования бюджетных средств (правоохранительных и контрольных органов);

5) решение методологических вопросов деятельности по предотвращению нецелевого использования бюджетных средств, включая дальнейшее совершенствование терминологического аппарата и правовой квалификации данного вида нарушений, расширение практики предварительного контроля, проведения аудита эффективности, обеспечивая выявление и пресечение нарушений бюджетной дисциплины, создавая условия для привлечения правонарушителей к ответственности;

6) реализация в рамках деятельности Минфина России: мониторинга нецелевого использования бюджетных средств, включающего мониторинг исполнения федеральных целевых программ, с целью выявления из них наиболее рисковых с точки зрения нецелевого использования, включающий составление рейтинга главных распорядителей бюджетных средств - результаты которого необходимо использовать в процессе планирования контрольной деятельности;

7) повышение профессиональной квалификации должностных и иных лиц, недопустимость халатного исполнения должностных обязанностей, которые могут привести к нецелевому использованию бюджетных средств;

8) осуществление права законодательной инициативы и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

9) оперативное приведение законов субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образований, регулирующих организацию и деятельность контрольно-счетных органов в соответствие с федеральным законодательством;

10) распространение практики «прозрачности» финансовых потоков и публичной отчетности расходования бюджетных средств;

11) обеспечение неотвратимости и усиления ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и объективного применения уголовного и административного законодательства.

В диссертации разработаны ключевые направления развития системы финансово-бюджетного контроля в Российской Федерации:

1) совершенствование законодательной и нормативной базы с целью закрепления понятийного аппарата системы, ее элементного состава, признаков классификации по типу, видам, формам, методам, бюджетным правонарушениям; исключение дублирования функций субъектов системы финансово-бюджетного контроля посредством установления подробного перечня полномочий субъектов контроля и четкого механизма взаимодействия субъектов контроля на федеральном и местном уровнях; повышение уровня репрессивности предусмотренных бюджетным, административным, уголовным законодательством наказаний; законодательное закрепление подхода к методологии оценки эффективности контрольных органов; определение места Счетной палаты и контрольно-счетных органов в системе разделения властей; закрепление за Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований функций бюджетного аудита (аудит законности, аудит эффективности, аудит бюджетной отчетности), а также государственного и стратегического аудита; совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с целью закрепления подробного юридического статуса контрольно-счетных органов, их организации и т.п.;

2) направления совершенствования информационного обеспечения контрольных органов, основы формирования эффективной информационно-технологической платформы, включающие в себя развитие единой интегрированной системы, структуризацию информационных потоков, что позволит обеспечить оптимально допустимый уровень открытости и прозрачности ревизионных процедур и способствовать улучшению взаимодействия контрольных органов в процессе планирования контрольных мероприятий;

3) оптимизация функций и структуры системы финансового контроля путем включения в систему принципов сетевого и проектного управления наряду с реализацией принципа иерархичности; мероприятия по улучшению взаимодействия и координации контрольных органов;

4) стандартизация общих и специальных процедур контроля, осуществляемого органами финансово-бюджетного контроля, на основе типологизированного подхода при условии соблюдения принципов адекватности и совместимости;

5) внедрение процедуры институциональной аккредитации контрольных органов, предусматривающей оценку качества деятельности субъекта финансово-бюджетного контроля в целом или отдельных процедур контроля, с целью признания их соответствия стандартам и критериям, гармонизированным с международной практикой обеспечения качества финансово-бюджетного контроля.


загрузка...