СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ (26.12.2011)

Автор: Васильева Марина Владимировна

Научная новизна диссертационного исследования заключается в концептуальной разработке методологических положений по совершенствованию управления экономикой регионов на основе формирования эффективной парадигмы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля, имеющих важное стратегическое значение для социально-экономического развития регионов, синергетическим эффектом реализации которых является повышение эффективности регионального управления за счет результативного использования бюджетных ресурсов.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично соискателем и их научная новизна, состоят в следующем:

по специальности 08.00.05 –экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

1. Разработана методология управления экономикой регионов, основанная на формировании эффективной парадигмы финансово-бюджетного контроля, с учетом современных приоритетов и условий региональной экономической политики, таких как: переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и внедрению принципа программно-целевого планирования; тенденции изменения методов управления региональным развитием от традиционных, сфокусированных на государственной поддержке, к стратегии активного самообеспечения; создание инновационно-технологической матрицы региона, формирующей основу долгосрочной конкурентоспособности; условия неравномерности развития бюджетных механизмов в территориальном аспекте; сокращение источников доходов бюджетов во многих регионах и уменьшение бюджетных расходов, стагнации и увеличению расхождений в системе бюджетного планирования между целевыми показателями и результатами использования бюджетных средств, что позволило установить взаимосвязи, характеризующие возможности влияния финансово-бюджетного контроля на социально-экономическое развитие регионов; выявить особенности организации и направления активного воздействия на экономику регионов различных типов посредством применения адекватных форм и методов контроля для эффективного использования бюджетных ресурсов (п. 3.17).

2. Идентифицированы общие и специфические факторы, систематизированы и развиты принципы управления экономикой регионов, отличающиеся интеграцией принципов системного, ситуационного и компетентностного подходов, в комплексе определяющие тенденции организационно-институциональных преобразований процесса управления, заключающиеся в: 1) современных требованиях к разграничению полномочий и сфер компетенций между федеральной, региональной, муниципальной властью; 2) обеспечении роста экономического потенциала региона за счет интеграции и рационального использования внутренних конкурентных ресурсов на основе расширения внутрирегионального взаимодействия субъектов хозяйствования; 3) целевом регулировании в интересах достижения воспроизводственных пропорций ресурсных потоков в системе бюджетного финансирования; 4) модернизации модели финансово-бюджетного контроля в регионах и муниципальных образованиях; 4) появлении новых форм и инструментов, развитии технологии контроля; 5) смещении акцентов контроля на объекты с высокой степенью риска обнаружения финансовых нарушений и/или имеющие стратегическое значение для социально-экономического развития регионов (п. 3.10).

3. Разработана концепция совершенствования управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля, основанная на взаимосвязи «общность целеполагания деятельности федеральной, региональной, муниципальной власти, субъектов управления и бюджетной системы» ? «повышение системной эффективности контроля» ? «устойчивое социально-экономическое развитие регионов и бюджетная эффективность», отличие которой заключается в преобразовании бюрократической модели управления финансовыми ресурсами территорий в органическую модель, основанную на координации деятельности, как преобладающей форме взаимодействия органов власти и контроля разных уровней и институционализации финансовых отношений агентов сектора государственного (муниципального) управления. Реализация предлагаемой концепции позволит обеспечить синергетический эффект системы управления экономикой регионов на основе рационализации и повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации межбюджетных потоков, снижения расходов на контрольную деятельность, повышения бюджетной эффективности, а также обосновать выбор направлений и методов повышения эффективности управления с учетом современных целей социально-экономического развития территорий (п. 3.17).

4. Разработана концептуальная модель системы управления экономикой региона, в качестве основного элемента которой выступает оптимальная структура субъектов системы финансово-бюджетного контроля, предусматривающая четкое разграничение функций, полномочий и сфер компетенции между федеральными, региональными и муниципальными контрольными органами, улучшение взаимодействия субъектов контроля. Внедрение предлагаемой модели позволит создать предпосылки для совершенствования управления экономикой регионов на основе целевого и эффективного использования ресурсов региона, повышения институциональной эффективности финансово-бюджетного контроля за счет снижения трансакционных издержек вследствие устранения дублирования контрольных действий (п. 3.17).

5. Разработана методика оценки эффективности деятельности субъектов государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля, которая основана на анализе зависимости между контрольно-целевым результатом и издержками контрольного процесса. Обоснован алгоритм комплексной оценки контрольного органа; предложен алгоритм поиска решений по оптимизации ресурсов, затрат и повышению результативности контрольной деятельности; расширены методические подходы к оценке результатов контроля за счет уточнения сущности и методов оценки эффектов, проявляющихся вследствие проведенного контрольного мероприятия (экономического, социального, организационного); предложена матрица оценки эффективности деятельности контрольного органа, обоснована последовательность выбора наиболее приемлемой структуры затрат по уровням системы контрольных органов, что в комплексе позволяет производить достоверную оценку эффективности и принимать управленческие решения по повышению эффективности работы субъектов финансово-бюджетного контроля. Предлагаемая методика отличается от имеющихся рекомендаций этапами формирования оценочных показателей и критериев, расширением инструментария за счет введения прагматического критерия оценки субъектов контроля, системным подходом к оценке эффективности деятельности контрольных органов, включающим анализ деятельности по качественным и количественным критериям и показателям (п. 3.21).

6. Разработана методика сравнительной комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основанная на применении инструментария методологии Data Envelopment Analysis (DEA), методов сумм, балльной оценки, метода расстояний, применение которой в системе государственного управления и контроля позволит ранжировать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования по уровню эффективности управленческих решений в бюджетной сфере, повысить качество регионального бюджетного планирования посредством повышения степени реалистичности целевых показателей, а также обеспечить достоверность прогнозируемых, непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств в регионах (п. 3.21).

7. Разработана краткосрочная стратегия совершенствования управления экономикой регионов на основе модернизации финансово-бюджетного контроля на региональном и муниципальном уровнях, включающая: программу повышения эффективности управления экономикой регионов посредством усиления влияния финансового контроля на региональные процессы; алгоритм оценки целесообразности создания самостоятельного органа финансового контроля в муниципальном образовании; мероприятия по предупреждению нецелевого использования средств, направляемых в регионы и муниципальные образования, с учетом особенностей контрольных мероприятий в дотационных регионах. Предлагаемая стратегия позволит создать предпосылки для повышения бюджетной эффективности в регионах и муниципальных образованиях, обеспечения субъектов управления достаточной и достоверной информацией об использовании финансовых ресурсов на территории субъектов Российской Федерации (п. 3.17).

По специальности 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит:

8. Расширено теоретическое представление о сущности и роли финансово-бюджетного контроля на основе определения его как дуального процесса, выделения инструментов достижения целей, идентификации проблем и особенностей системной организации финансово-бюджетного контроля. Дополнено определение категории «финансово-бюджетный контроль» как функции обратной связи в системе управления посредством выявления специфики процессного характера и конкретизации объекта и предмета финансово-бюджетного контроля в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Методологически обоснован состав элементов системы финансово-бюджетного контроля, определена их сущность и конкретизировано содержание, отражающее процесс взаимодействия элементов в системе, применительно к функциональной деятельности контрольных органов в условиях перехода к парадигме «управления результатами», что позволило расширить понятийный аппарат финансово-бюджетного контроля и создать предпосылки для уточнения компетенций субъектов контроля. Предложена авторская классификация финансово-бюджетного контроля по типам, видам, формам и методам, уточнены функции финансово-бюджетного контроля при исследовании их отличия от контрольных функций управления, что в комплексе развивает теорию финансов в сфере бюджетного управления.

9. Развиты методологические положения системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля посредством уточнения критериев, задач, условий эффективности и оптимальности, обеспечивающих результативный контроль на всех этапах и уровнях бюджетного процесса. Уточнено содержание эффективной системы финансово-бюджетного контроля за счет обоснования авторского подхода к содержанию и критериям системной эффективности финансово-бюджетного контроля.

10. Уточнена и дополнена система принципов финансово-бюджетного контроля с выделением в ней универсальных (контрольность, целостность, независимость, гласность, верховенство, компетентность) и прикладных (плановость, системность, непрерывность, демократический централизм, всеобщность, эффективность, законность, гуманизм, профессиональная компетентность, созидательность, ответственность, адекватность), сформированных в рамках внедрения предлагаемой модели финансово-бюджетного контроля и позволяющих завершить формирование эффективной системы финансово-бюджетного контроля.

11. На основе обобщения и анализа мирового опыта организации финансово-бюджетного контроля, а также оценки эффективности деятельности отдельных отечественных и зарубежных контрольных органов выделены отличительные особенности и преимущества зарубежных моделей контроля в государственном и муниципальном секторе и доказана возможность реализации в отечественной практике: 1) функциональной и материальной независимости контрольных органов; 2) стандартизации контрольной деятельности; 3) ориентации контроля на результативность и экономичность; 4) законодательно установленных методик для измерения эффективности программ расходования государственных средств; 5) опыта эффективной организации контроля на региональном и муниципальном уровнях; 6) наделения контрольных органов правом законодательной инициативы. Внедрение вышеуказанных положений позволит создать предпосылки для эффективной модернизации системы финансово-бюджетного контроля.

12. Развиты методологические положения оценки эффективности системы финансово-бюджетного контроля за счет: 1) разработки в рамках системного подхода научно-обоснованных теоретических и методических рекомендаций оценки эффективности бюджетных расходов на основе критериев и показателей результатов деятельности бюджетополучателей, классифицированных по группам и направлениям использования бюджетных средств в условиях перехода на программные методы формирования бюджетов; 2) обоснования алгоритма системной оценки эффективности финансово-бюджетного контроля, основанной на взаимосвязи контрольно-целевого результата (социального, экономического, бюджетного, организационного), эффективности бюджетного менеджмента и эффективности финансово-бюджетного контроля, что позволит производить достоверную оценку системной эффективности финансово-бюджетного контроля и принимать на ее основе управленческие решения.

13. Разработан комплекс направлений развития системы финансово-бюджетного контроля, включающий: 1) предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы; 2) направления развития информационного обеспечения контрольных органов, позволяющие обеспечить предусмотренный законодательством уровень открытости и прозрачности ревизионных процедур и способствовать улучшению взаимодействия контрольных органов в процессе планирования контрольных мероприятий; 3) мероприятия по координации контрольных органов; 4) организационный механизм проведения стандартизации деятельности контрольных органов, предусматривающий оценку качества деятельности органа финансово-бюджетного контроля в целом или отдельных процедур контроля с целью признания их соответствия стандартам и критериям, гармонизированным с международной практикой финансово-бюджетного контроля, что позволит улучшить качественные характеристики и результативность контрольных мероприятий. Научно обосновано с использованием методики выбора приоритетов и подтверждено расчетами, что комплексная реализация предложенных мер способна обеспечить пролонгированный синергетический эффект (повышение эффективности деятельности контрольных органов, бюджетной эффективности за счет предупреждения нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств).

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Теоретические, методологические и концептуальные положения, предложенные в диссертации, существенно дополняют и расширяют теоретический аспект исследования финансово-бюджетного контроля, представляют комплексное системное решение важной научной проблемы повышения системной эффективности финансового контроля, определении перспективных направлений развития финансового контроля в бюджетной сфере и возможности их применения для приращения научного знания в теории государственных финансов.

Результаты исследования могут служить теоретической основой разработки концепций, стратегий и программ развития системы финансово-бюджетного контроля. Реализованное в работе углубленное концептуальное осмысление тенденций и моделей становления адекватного императивам экономического роста и мезоэкономическим реалиям механизма управления регионом является одним из приоритетных направлений совершенствования теоретического и методического инструментария институализации и функционирования региональной экономики. Полученные автором результаты могут служить теоретической и эмпирико-фактологической базой формирования научных основ региональной политики, опирающейся на согласование позиций федерального центра, субъектов федерации, муниципальных образований, других субъектов экономики, а также программно-прогнозных и проектных разработок, различного рода стратегий и механизмов развития экономики региона.

Практическая значимость результатов исследования заключается в доведении положений концептуального подхода к исследованию совершенствования управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы финансово-бюджетного контроля до практических рекомендаций посредством формирования методологических положений для разработки стратегических направлений, программ и стратегий модернизации региональных экономических процессов. Результаты могут быть использованы для совершенствования управления финансовыми ресурсами территорий и при разработке положений региональной экономической политики.

Применение содержащихся в исследовании разработок призвано способствовать повышению эффективности системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Основные выводы и рекомендации исследования ориентированы на широкое применение в качестве методического, организационно-экономического обеспечения и инструментария при разработке и реализации направлений развития финансово-бюджетного контроля, повышения результативности контрольных органов.

Основные положения и результаты диссертационного исследования могут использоваться при изучении дисциплин «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика и управление», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», при разработке методического обеспечения образовательных программ, включая учебники, учебные пособия и методические рекомендации при подготовке специалистов, бакалавров и магистров экономики и менеджмента, а также в ходе переподготовки и повышения квалификации работников государственных органов, бюджетных учреждений и предприятий.

Непосредственное практическое значение имеют следующие разработки диссертанта: программа «Основных направлений развития муниципального финансового контроля в Российской Федерации»; модельная методика оценки эффективности контрольных органов; концепция формирования эффективной системы финансово-бюджетного контроля.

Рекомендации исследования используются в работе контрольно-счетных органов Волгоградской области для повышения эффективности их деятельности.

Апробация результатов исследования. Авторские разработки использованы: 1) в ходе реализации гранта РГНФ № 06-02-20280 г/В на тему «Методологическое, методическое и нормативно-правовое обеспечение совершенствования бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях в условиях реформирования бюджетной сферы в РФ.» (2006 г.); 2) в работе Комитета по финансово-бюджетной политике и казначейства по Волгоградской области (2003 г.), Контрольно-счетной палаты Волгоградской области (2010-2011 гг.); 3) в практике деятельности Администрации городского округа – город Волжский (2011 г.); 4) для совершенствования системы внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения МСК «Свет»; 5) в учебном процессе НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»; 6) в Волгоградском государственном университете на программах профессиональной подготовки специалистов по государственным и муниципальным финансам, а также при чтении магистрантам учебных дисциплин: «Государственный финансовый контроль» и «Аудит эффективности» (2007-2011 гг.).

Основные положения и выводы исследования докладывались научной общественности на международных научно-практических конференциях «Образование, наука и модернизация» (г. Москва, 2010); «Российская экономика: от кризиса к модернизации» (г. Сочи, 2010 г.); «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста» (г. Сочи, 2010 г.); «Вековой поиск модели хозяйственного развития России» (г. Волжский, 2004, 2005, 2009, 2010, 2011 гг.); «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» (г. Анапа, 2008, 2009, 2011 гг.) «Успехи современного естествознания» (г. Дагомыс, 2006 г.); «Опыт и проблемы социально – экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие»; «Актуальные проблемы юридических наук»; «Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность» (г. Пенза, 2007 г.), региональных научно-практических конференциях, межвузовских конференциях, семинарах и круглых столах: «Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации» (г. Ростов-на-Дону, 2008-2009 гг.). Положения исследования получили высокую оценку на Всероссийской Олимпиаде, проведенной Молодежным Союзом Экономистов и Финансистов (г. Москва, 2005 г.).

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 70 публикации, общим объемом 312,3 п.л. (авторский объем 215 п.л.), в том числе: восьми монографиях, из которых, четыре - авторские (авторский объем 128,5 п.л.); четырех учебных пособиях (авторский объем 37 п.л.), в том числе, двух учебных пособиях с грифом УМО; 39 статьях, опубликованных в журналах, рекомендуемых ВАК РФ (авторский объем 37,7 п.л.), 19 научных статьях и тезисах (авторский объем 11,8 п.л.).

Логическая структура и объем диссертационной работы. Цель, задачи, логика и концепция диссертационной работы обусловили формирование ее структуры. Диссертация состоит из введения, трех разделов, содержащих семь глав, 18 параграфов, заключения, библиографического списка, двадцати приложений.

Структура диссертационной работы:

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля

ГЛАВА 1 Методология системного исследования управления экономикой регионов

1.1. Формирование современной системы управления экономикой регионов

1.2. Макроэкономические ориентиры, целевые установки, факторы и принципы регионального управления

1.3. Государственный и муниципальный финансово-бюджетный контроль как функция управления экономикой регионов: механизм и направления воздействий применительно к регионам различного типа

ГЛАВА 2 Методологические основы эффективности системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля

2.1. Элементная структура системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля

2.2. Сущность, содержание и критерии оптимальности и эффективности системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля

2.3. Принципы системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля

ГЛАВА 3 Трансформация государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля в условиях децентрализации системы управления


загрузка...