Частное школьное образование в России в контексте новой образовательной парадигмы (26.12.2011)

Автор: Устинова Екатерина Владиславовна

- между возрастающей потребностью российского общества в новом качестве школьного образования, соответствующего представлению о нем в рамках компетентностного подхода и неспособностью государственной системы школьного образования создать условия для овладения выпускниками важнейшими социокультурными навыками (компетенциями);

- между объективным процессом роста сферы частного школьного образования в России и отсутствием в отечественной педагогике теоретико-методологических оснований педагогической деятельности в условиях негосударственной образовательной системы.

Это определило выбор темы исследования, его целей и задач, формулировку рабочей гипотезы.

Проблема исследования обусловлена необходимостью выявления сущности востребованной в рамках информационного общества новой парадигмы образования, которая становится сегодня основой не столько государственной, сколько частной системы школьного образования. Перспективы развития частного школьного образования в современной России в условиях внедрения в педагогическую практику принципов личностно-ориентированной парадигмы могут быть грамотно оценены на основе историко-педагогического анализа основных исторических этапов эволюции российской частной школы, пережившей период своего расцвета в дореволюционную эпоху. Анализ исторического прошлого российской частной школы может дать возможность осознать ряд инвариантных проблем частного образования, понять особенности его функционирования в обществе, что может быть учтено в деятельности современных частных школ. В результате, могут быть скорректированы направления развития системы частного образования современной России.

Объект исследования – исторические формы частного школьного образования в России (XIII – начала XX вв., конца XX – начала XXI вв.).

Предмет исследования – выявление инвариантных и исторически вариативных черт частного школьного образования в России, обусловленных социокультурными особенностями российского образовательного пространства и сменой образовательных парадигм, определение основных направлений развития частного школьного образования в современной России в контексте новой образовательной парадигмы с учетом опыта деятельности дореволюционных частных школ.

Цель исследования – выявить закономерности исторического развития частного школьного образования в России и, на основе этого, разработать новую педагогическую концепцию развития данной формы образования в современных российских условиях.

Гипотеза исследования заключается в следующем: возрождение феномена частного школьного образования в России является объективным следствием кризиса традиционной (государственной) формы образования, проявляющегося не только в организационном плане, но и в плане парадигмальных оснований построения всей образовательной системы (знаниевая парадигма). В связи с этим дальнейшее развитие отечественного частного школьного образования необходимо осуществлять на основе и в контексте новой образовательной парадигмы, ключевыми атрибутами которой являются следующие:

- инновационность, ориентированная на развитие творческого потенциала личности учащихся и предусматривающая создание в школе инновационной образовательной среды, открытой и оперативной по отношению к актуальным запросам общества;

- новый, посреднический тип коммуникации, осуществляющейся между учителем и учеником в образовательном пространстве школы;

- личностная ориентированность, выдвигающая в качестве генеральной цели образования формирование не абстрактного «усредненного» человека, но уникальной, неповторимой личности и индивидуальности;

- индивидуальный подход к образованию, основанный на глубоком изучении индивидуальных психолого-педагогических особенностей каждого ученика и проявляющийся в формировании и реализации индивидуальной образовательной траектории развития учащегося;

- диалогическая форма обучения, требующая от педагога реализации субъектно-авторской модели педагогической деятельности и направленная на актуализацию личностных функций учащихся, накопление опыта реализации ценностного выбора, рефлексии и творческого решения проблем;

- органичное продолжение и дальнейшее развитие ряда определенных традиций, выработанных в историческом опыте развития системы частного школьного образования в России (сочетание в образовательных программах государственных стандартов и вариативности; ориентация учебных программ на перспективу дальнейшей социальной деятельности выпускников; привлечение общественности к решению проблем школы и др.).

Цель и гипотеза обусловили постановку исследовательских задач:

1. Выявить степень изученности развития частного школьного образования России в дореволюционной, советской и современной отечественной историографии.

2. Определить сущность новой образовательной парадигмы, соответствующей современным социокультурным трансформациям и востребованной системой частного образования России в к. XX – н. XXI вв.

3. Выявить соответствующие новому типу социальности основы педагогической деятельности российский частных школ, показать особенности инновационной педагогической деятельности, направленной на реализацию личностно-ориентированной образовательной парадигмы, в условиях современной частной школы.

4. На основе неопубликованных архивных материалов ГУ ЦАНО восстановить историю частного школьного образования на территории Нижегородской губернии в дореволюционную эпоху, определить особенности развития частных школ губернии в контексте российской системы частного образования.

5. Определить формы взаимодействия дореволюционной частной школы и государства, на этой основе выделить основные исторические периоды эволюции частного школьного образования в России.

6. Выявить основные проблемы возрождения феномена частного школьного образования в России в к. XX – н. XXI вв. в новых социально-экономических условиях.

7. Определить перспективные направления развития социально-педагогической деятельности негосударственных образовательных учреждений России в н. XXI в.

Методологической основой исследования являются диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего, единства традиции и новации.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования в диссертации использован комплекс взаимодополняющих методов:

- общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, экстраполяция, интерпретация, прогнозирование, логико-исторический анализ, методологический анализ научных понятий; анализ и обобщение научно-литературных и архивно-исторических источников, документов и практического опыта и др.);

- общепедагогические теоретические методы (логико-педагогический анализ, теоретическое обобщение и интерпретация результатов педагогических и историко-педагогических исследований);

- экспериментальные педагогические методы (анализ нормативных и информационных документов учреждений образования, архивных исторических источников, государственных образовательных стандартов, статистических материалов, результатов и экспертных описаний учебной деятельности; педагогическое наблюдение; методы опроса (анкетирование, беседа, интервью, экспертная оценка).

Исследование опирается на положения системологии, востребованной в рамках постнеклассической науки, в контексте анализа феномена частной школы как открытой системы. Данный подход позволил обосновать ряд закономерностей в развитии российской частной школы, коррелирующей в своей истории как с развитием социальных структур и общества, в целом, так и с развитием педагогической науки и философской антропологии. Более того, положения системологии дали возможность говорить не только о субъективных, но в большей степени – объективных факторах социокультурной динамики частных форм образования в России.

Изучение деятельности российских частных школ осуществлялось также на основе историко-педагогического анализа, что позволило рассмотреть дореволюционную историю частного школьного образования как основу его современных форм, открыть ряд исторических принципов развития частного образования в России, выявить истоки специфики современной российской частной школы на фоне частного образования других стран.

Для определения причин формирования новой образовательной парадигмы в современном обществе использована методология синергетики, позволившая обосновать неизбежность перехода в рамках информационного общества к новому социокультурному типу образования.

Эмпирическую базу исследования составил ряд частных (негосударственных) образовательных учреждений общего образования (школы, гимназии, лицеи) г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области; всего – 15 учреждений. В разноплановых исследованиях, направленных на выявление педагогической специфики и перспектив развития отечественного частного школьного образования, участвовали педагоги и администрация указанных учебных заведений, учащиеся и их родители, а также привлеченные эксперты (ученые и специалисты-практики в области педагогики, организации образования, управления образованием, нормативно-правовой базы образования и т.д.).

Историко-педагогическую источниковую базу исследования составили, в первую очередь, неопубликованные архивные материалы Центрального архива Нижегородской области (66 источников). Кроме этого в данную базу вошли: нормативно-правовые документы и законодательные акты в сфере образования; уставы, положения, программы, планы, иные документы и архивные материалы различных образовательных учреждений; материалы историко-педагогических и исторических исследований многих отечественных и зарубежных авторов, представленные в списке литературы.

Исследование опирается на следующие концепции и идеи:

- методология педагогических и историко-педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бережнова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, В.М. Кроль, С.В. Кульневич, З.И. Равкин, М.Н. Скаткин, В.А.Сластёнин, Л.А. Шипилина и др.);

- концепции современного образования, педагогики и науки в целом (К.Д. Ушинский, Н.Г. Алексеев, В.С. Библер, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.А.Вербицкий, О.В. Долженко, В.К. Загвоздкин, В.П. Зинченко, И.И. Кондратко, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, А.Ж. Кусжанова, Н.А. Лурия, Н.А. Лызь, В.Я. Нечаев, Е.Е. Плотницкая, М.М. Поташник, В.В. Сериков, Н.В. Смирнова, В.Н. Турченко, Х.Г. Тхагапсоев, Д.И. Фельдштейн, Ф.Р. Филиппов, Ф.Э. Шереги, Д. Белл, М. Вебер, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, Т. Кун, И. Лакатос, М. Мастерман, Р. О'Дей, А. Орнштейн, Т. Парсонс, К. Поппер, Э. Тоффлер, Э. Фромм, К. Ясперс и др.);

- педагогические теории развития и изучения личности ребенка (А. Дистервег, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) и др.;

- теории инновационной деятельности (И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Кругликов, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин, Б.В. Сазонов, А.И. Субетто, Х. Арлет Енс, И. Пригожин, И. Стенгерс и др.);

- методологию проектирования структуры, содержания, методов и форм образования (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.);

- концепции исторического развития образования в целом и частного школьного образования в частности (И. Алешинцев, И.В. Берельковский, А.С. Воронов, Ш.И. Ганелин, А.Н. Ганичева, Г.В. Грачев, В.В. Григорьев, М.И. Демков, Э.Д. Днепров, Б.Ф. Егоров, С.Ф. Егоров, Н.С. Зенченко, В.О. Ключевский, Н.А. Константинов, С.В. Кодрле, Н.И. Крайнева, А.М. Лаурсон, Н.В. Литарова, К.И. Львов, Е.Н. Медынский, П.Н. Милюков, М.В.  Михайлова, Л.В. Можкова, В.В. Нефедов, Н.Д. Никандров, Е.Ю. Ожегова, Е.А. Прокофьева, С.В. Рождественский, С.В. Сергеева, В.У. Сланевский, А.И. Соболевский, В.А. Солоницын, В.Я. Струминский, Н.В. Флит, В. Чарнолуский, Е.П. Чувашев, Г. Шмидт и др.);

- компетентностный подход к образованию (И.А. Зимняя, М.В. Рыжаков, А.В. Хуторской, Дж. Равен и др.);


загрузка...