Личность в переговорах: субъектно-бытийных подход (26.12.2011)

Автор: Танасов Георгий Георгиевич

7. Оформленная в исследовании методология реализовалась в конкретной стратегии эмпирико-экспериментального исследования:

а) эксперимент (игровой и естественный) сочетался с опросными процедурами, как формализованными, так и более свободными, погружающими в дискурс-практики обыденности;

б) задания опросных процедур ориентировали респондентов на актуализацию и воспроизведение конкретного опыта контакта с конкретным оппонентом, а не на абстрактно-обобщенный образ Другого;

в) авторские двухфокусные анкеты предполагали анализ оцениваемого образа в сравнении, относительно Другого (равный статус оппонента/ оппонент с более высоким статусом; оппонент-мужчина/оппонент-женщина).

Практическая значимость исследования

В работе раскрывается личностный, бытийный аспект активности личности в переговорных ситуациях. Полученные эмпирические данные дают возможность обратиться к разрешению проблемных ситуаций, возникающих у личности в процессе переговоров. Поведение и понимание субъекта переговоров зависит от его уровня личной идентичности, пола и статуса участников переговоров. Результаты исследования позволяют разрабатывать новые психологические технологии, способствующие оптимизации и повышению эффективности активности личности в переговорных ситуациях. Полученные данные могут быть использованы при подготовке учебных курсов по психологии личности, психологии переговоров, психологии общения.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечена теоретически аргументированным и логически завершенным характером концептуальной модели исследования, адекватной методологической базой организации конкретных исследовательских процедур, комплексным использованием методов; широкой апробацией результатов исследования, включая их внедрение в организационную, исследовательскую и учебную деятельность вузов

(КубГУ, СГУ и др.); воспроизводимостью результатов исследования; применением корреляционного анализа, ?-критерия углового преобразования Фишера, t-критерия Стьюдента и др., подтверждающих качественные выводы и характеристики количественными данными.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты диссертационного исследования прошли необходимую апробацию. Промежуточные результаты исследований, итоговые выводы и обобщения, основные положения работы докладывались автором на зарубежных, международных, всероссийских научно-практических конференциях, опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК; обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии и на методологическом семинаре факультета управления и психологии Кубанского государственного университета,

Материалы исследований были представлены на Южнороссийской научно-методической конференции «Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход» (Краснодар,

2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве» (Ставрополь, 2002 г.), XII региональной научно-практической конференции «Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения» (Краснодар, 1999 г.), юбилейной научной конференции ИП РАН «Современная психология: состояние и перспективы» (Москва, 2002 г.), Всероссийской научной конференции «Профессиональное становление специалиста-психолога» (Карачаевск, 2003 г.), III Международном симпозиуме «Рефлексивные процессы и управление» (Москва, 2001 г.), III Всероссийском съезде РПО (Санкт-Петербург, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» (Краснодар, 2003 г.), Международном конгрессе «Психология XXI столетия: теория, эксперимент, социальная практика» (Кострома, 2009 г.), III Всероссийской научно-практической конференции для практикующих психологов, молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 2009 г.), V Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2010 г.), X Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения-2011» (Сочи, 2011 г.).

Исследования поддержаны грантом Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук в области общественных и гуманитарных наук (МК-1380.2011.6).

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст рукописи иллюстрирован таблицами и графиками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, объект, предмет, задачи, формулируется гипотеза исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, характеризуется научная новизна.

В главе 1 «Теоретико-методологические основания исследования личности и общения в современной психологии» решается задача по формированию перехода от современных философских обобщений, от фундаментальных психологических теорий к конкретной теоретико-феноменологической модели субъектной активности личности в переговорах.

В параграфе 1.1 «Категория “личность” и методологический принцип личности в исследованиях общения» обосновывается необходимость опоры на методологический принцип личности, в соответствии с которым исследования психических процессов, состояний и прочей психологической и психологически обусловленной феноменологии осуществляются как порождаемые, принадлежащие личности и обусловленные этой принадлежностью (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.И. Божович, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов и др.). Личность как субъект общения реализует в этом виде активности значимые для личности функции и ориентирована на достижение значимых для личности целей. Таким образом, общение как вид активности личности, не только направляется задачами, обусловленными внешней ситуацией и более общими целями, реализуемыми субъектом в профессиональной и иной деятельности (например, деловое общение и переговоры, которые являются элементом в контексте решаемых профессиональных задач), но и регламентируется личностной процессуальностью, ее бытийностью со своими внутренними задачами.

Методологический принцип личности конкретизируется в зависимости от определенной теоретико-методологической интерпретации личности (психологической школы).

В отечественной психологии сложился мощный теоретический тренд – субъектный подход к рассмотрению психологических феноменов и к личности, как интегратору этой феноменологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко,

В.А. Петровский, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, Л.Н. Ожигова и др.). Становление личности, ее сохранность, процессы ее бытийности, интегрируемые чувством личностной идентичности, нуждаются в постоянной субъектной активности. (Субъектная активность рассматривается нами с позиции «фундаментальной психологической триады» (А.В. Юревич), что предполагает внимание к трем составляющим – пониманию, переживанию, поведению). Общение – вид субъектной активности, пространство личностной бытийности и в научном анализе общения принцип личности, реализуемый в контексте субъектного, субъектно-бытийного подходов, является эвристичным теоретико-методологическим основанием для выделения, осмысления и интерпретации закономерностей, обусловливающих содержание процессов и феноменологию общения.

В параграфе 1.2 «Категория “общение” и методологический принцип общения в интерпретации личности» обосновывается сущностный статус общения в бытии человека, что предопределяет неистощимый интерес к познанию его закономерностей и феноменов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, М.К. Мамардашвили,

Е.С. Кузьмин, А.А. Бодалев, А.Г. Асмолов, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин,

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.И. Кабрин, З.И. Рябикина и др.). Б.Ф. Ломов писал, что проблема общения постепенно превращается в некоторый «логический центр» общей системы психологической проблематики и личность необходимо исследовать в связи с анализом общения.

В исследованиях отношения «личность – общение» возможны разные ракурсы. Не только влияние черт личности на характеристики общения или влияние различных аспектов общения на становление личностных черт (что соответствует идеологии чертографического подхода и отражает объектную ориентацию в рассмотрении человека), но общение рассматривается как «область самоактуализации личности, одно из пространств бытийности, которое она (личность) стремится организовать в соответствии со структурой своих личностных смыслов, реализуя потребность в аутентичном бытии в пространстве межличностных отношений» (З.И. Рябикина, Е.Г. Сомова). Личность при этом инициирует такие поведенческие модели, способы действования, которые содержательно связаны с ее ядерными, глубинными образованиями, поддерживают ее бытийность и чувство личностной идентичности. Вступая в отношения с другими людьми, личность в своей субъектной активности стремится согласовать смыслы, достичь понимания, занять желаемую ролевую позицию в ролевой комбинации с партнером по общению, прийти к определенному со-переживанию, вызвать сочувствие и прочие эффекты, которые позволят ей чувствовать аутентичность своего бытия в со-бытии с другим человеком.

В пункте 1.2.1 «Диалогическая ориентация – методологическое основание современного знания о личности» обосновывается роль общения в становлении личности и конституировании ею своего бытия, что наиболее ярко заявляет себя в диалогической ориентации научной мысли, предполагающей, что личность обретает свою сущность в пространстве коммуникаций (Л. Фейербах, Э.Гуссерль, М. Бубер, Ж. Лакан, М.М. Бахтин, А.Г. Асмолов, М. Турнье, Ж. Делёз, Д.А. Леонтьев, Э. Левинас и др.). В контексте идеологии диалогизма определение смысла человеческого существования видится в необходимости обретения им идентичности посредством установления сходства и различия между собой и окружающим (природным и социальным) миром. Идет непрекращающийся поиск самого себя в контактах с Иным, т.е. в диалоге. Поэтому произошел сдвиг внимания исследователей с интенциональных актов к коммуникативным, в научном осмыслении актуализирована тема со-бытийности. Диалогическая ориентация в рассмотрении и интерпретации личности проявляет базовый, определяющий характер общения, отношений с Другим в становлении, трансформациях, бытии личности.

В пункте 1.2.2 «Личность как открытая и закрытая система в отношениях с Другим» тема диалогической ориентации в рассмотрении личности, принципиальной «разомкнутости» ее сознания, открытости Я в коммуникации получает свое продолжение в дискуссии об открытости / закрытости личности как системы.

Закрытость системы обеспечивается активностью субъекта, направленной на поддержку и сохранение внутреннего равновесия, этот взгляд реализован в принципе гомеостаза (теории К. Гольдштейна, З. Фрейда, А. Ангьяла, Дж. Келли, Л. Фестингера считаются гомеостатическими по заявленным в них позициям), объясняющего важность механизмов, элиминирующих воздействия, угрожающие целостности, устойчивости сложившегося образования, обеспечивающих сохранение сформировавшейся психологической системы – личности.

Свойственная личности тенденция к преобразованиям, изменениям связывается со взглядом на нее как на открытую систему (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Бюлер, В. Франкл и др.), ориентированную на экспансию, овладение новыми бытийными пространствами.

Проблема оптимального соотношения тенденций открытости / закрытости личности как системы связана со способностью личности в отношениях с разными Другими не терять «своего лица», т.е. сохранять субъектную (не респондентскую) активность, обеспечивающую «личностность» понимания, переживаний. Избирательность личности в выборе меры открытости / закрытости, ее настроенность на диалог обусловлены как характеристиками самой личности (известно, например, что женщины более открыты, склонны к самораскрытию, чем мужчины), так и ее отношением к конкретному другому человеку. То есть дозированность открытости (готовность вступить в диалог, принять и признать влияние другого человека) обусловлена тем, с кем вступает человек во взаимодействие. В частности, кто это по статусу (равный статус или более высокий) и по полу (свой или другой пол у партнера по общению, у оппонента в переговорной ситуации).

В пункте 1.2.3 «Методологическое единство принципов личности и общения» подводятся результаты предшествовавших рассуждений. Общение и личность как феномены онтически взаимообусловлены и как базовые понятия психологической науки гносеологически взаимоопределены. Их роль в объяснении психологических аспектов жизни человека объясняет необходимость придания им статуса методологических принципов.

В определениях личности подчеркивается интегративность, целостность, связность отдельных феноменов и подчеркивается их повторяемость во времени (личность – это «темпоральный гештальт»), что обеспечивает чувство личностной идентичности, непрерывности ее бытия. Оформление и поддержку чувства идентичности обеспечивает соответствующим образом ориентированная субъектная активность личности в общении.

Диалогическая ориентация в рассмотрении личности, субъектный и субъектно-бытийный подходы создают теоретико-методологические основания рассмотрения обозначенных проблем.

В параграфе 1.3 «Категория “субъект” и методологический принцип субъекта в рассмотрении активности личности в общении» обоснована важность субъектной ориентации в рассмотрении личности.

Проблема субъекта и различных видов его активности (деятельность, общение, познание и пр.) наиболее систематически и последовательно разработана в контексте субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). В 1990-е гг. в методологический аппарат отечественной психологии был введен принцип субъекта. Он успешно развивался, обрел развернутость и глубину в текстах А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой и продолжает развиваться их последователями (В.В. Знаковым, Е.А. Сергиенко и др.).

Субъектная позиция личности обеспечивает интеграцию «всех сложнейших противоречивых качеств» личности в единое целое. Активность субъекта направлена на преобразование себя и мира с целью достижения и сохранения целостности личности, что сопровождается чувством личностной идентичности. Субъектная активность личности в выстраивании ею со-бытия с другим человеком в значительной степени обусловлена этой направленностью (З.И. Рябикина, А.Р. Тиводар, Д.А. Панов, Е.Н. Диденко и др.).

В параграфе 1.4 «Этапы исследований общения в психологии: от интеракционизма к модели субъектной активности, конституирующей бытийность личности» охарактеризованы изменения в понимании общения как предмета исследования: от интеракционизма (Т. Шибутани и др.) к информационному подходу (Г. Лассуэл, Д. Карнеги и др.) и далее к теме личности в ее экзистенциально-гуманистической трактовке: личность как субъект общения, реализующий субъектную активность, ориентированную на достижение личностно значимых задач в пространстве отношений с другим субъектом (Э. Шостром, А.У. Хараш, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон и др.).

В настоящее время научные представления о коммуникации, общении отражают идеологию постмодернизма. В контексте этого общенаучного тренда общение предстает в качестве базового процесса, конституирующего бытийность личности, ее становление и развитие (К. Герген, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, З.И. Рябикина, В.И. Кабрин и др.).

Далее в диссертации проанализированы (количественно и тематически) защищенные в нашей стране с 1935 по 2008 г. докторские диссертации по проблемам, связаным с общением. Рассмотрение динамики относительного (%) и абсолютного количества защищенных диссертаций по проблемам общения позволило выявить движение от исследований самых общих проблем общения (1974–1984 гг.) к изучению отдельных феноменов (руководство и лидерство, конфликт, доверие и пр.), что обусловлено очевидной востребованностью, практической значимостью этих изысканий. Но этот интерес одновременно отражает состояние современного знания об общении, которое можно охарактеризовать как «лоскутное», атомистичное, что в целом соответствует состоянию современного научного знания, ориентированного на расчленение человека. Рефлексия этой методологической проблемы и направленность на ее преодоление привели к оформлению холистических идей, прослеживающихся в мировоззрении как зарубежных, так и отечественных авторов. С 1991 г. выполнено и защищено несколько исследований, авторы которых попытались представить общение в контексте более общих проблем личности (В.И. Кабрин, Б.И. Хасан и др.). Отражая эту ситуацию, В.В. Знаков пишет: «Из специфического объекта, предмета исследования (в социальной психологии) общение превратилось одновременно и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом». В общении рождается психологическая реальность человека и конституируется бытийность личности.

В завершающем главу пункте 1.4.1 «Интерпретация активности личности в общении в контексте субъектно-бытийного подхода» личность рассматривается не как результат компромисса инстинктуальных побуждений и социальной нормативности (фрейдизм) или как конфигурация сложившихся черт (теория черт), но как процесс бытия, который необходимо поддерживать определенным образом ориентированной субъектной активностью. Такой взгляд реализуется в субъектно-бытийном подходе (З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова, Г.Ю. Фоменко, А.Р. Тиводар, Е.В. Абаева, А.В. Бурмистрова-Савенкова, О.В. Бондарева, Е.Н. Диденко, Д.А. Панов, П.Ю. Удачина, Т.К. Хозяинова и др.). В нем продолжены традиции гуманистической интерпретации личности со свойственным ей акцентом на самоактуализации, экспансии внутреннего во внешние пространства бытия личности (К. Гольдштейн, А. Ангьял, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.); диалогической ориентации в рассмотрении личности – акцент на роли отношения с Другим в ее бытии (Л. Фейербах, Э. Гуссерль, М. Бубер, Ж. Лакан, Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.Н. Мясищев, М.К. Мамардашвили, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Ж. Деррида, Ю. Хабермас, А.Г. Асмолов, Дж. Шоттер, Д.А. Леонтьев, В.А. Янчук, Г.В. Дьяконов и др.); субъектного подхода к человеку – акцент на активной, преобразовательной позиции в отношении к бытию (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков, А.Л. Журавлев, В.А. Петровский, З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова, Е.А. Сергиенко, Г.Ю. Фоменко и др.); психологии человеческого бытия – акцент на нераздельности, целостности личности и ее бытия


загрузка...