Личность в переговорах: субъектно-бытийных подход (26.12.2011)

Автор: Танасов Георгий Георгиевич

Цель диссертационного исследования – разработать концептуальные основы нового научного направления, ориентированного на рассмотрение, анализ и интерпретацию субъектной активности личности в переговорах (понимание, переживания, поведение) с позиции субъектно-бытийного подхода, создающего возможность понимания личности как субъекта, обусловленного потребностью в поддержке своей личностной идентичности в отношениях с оппонентом; выявить и интерпретировать характер опосредования субъектной активности (понимание, переживание, поведение субъекта переговоров) и эффектов, возникающих в переговорном процессе, ориентацией личности переговорщика на поддержку своей идентичности и характер влияния на это опосредование факторов пола и статуса субъекта переговоров и его оппонента.

Объект исследования – личность в переговорах.

Предмет исследования – субъектная активность личности (понимание, переживания, поведение) в различающихся обстоятельствах переговорных отношений (различное статусное соотношение субъекта переговоров и его оппонента и различное соотношение гендерных статусов).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

– осуществить теоретико-методологический анализ, обеспечивающий переход от современных философских обобщений, от фундаментальных психологических теорий к более конкретной теоретико-феноменологической конструкции субъектной активности личности в переговорах;

– осуществить экскурс в историю рассмотрения проблемы переговоров в психологии и проблемы личностной обусловленности общения и переговоров с целью постановки проблемы и создания теоретико-методологического основания исследования;

– обосновать актуальность и эвристичность субъектно-бытийного подхода к анализу субъектной активности личности в переговорах;

– выделить, описать и концептуализировать обусловленность субъектной активности личности в переговорах (понимание, переживания, поведение) потребностью личности в поддержке своей идентичности;

– сформировать категориально-понятийный аппарат исследования;

– осуществить подбор и апробацию методик исследования, сформировать авторские методические процедуры, адекватные исследовательским задачам;

– провести подбор и апробирование методов математического и качественного анализа эмпирико-экспериментальных данных;

– выявить особенности субъектной активности личности в переговорах, обусловленные соотношением статусов с оппонентом;

– выявить обусловленные полом (гендерной идентичностью) особенности субъектной активности личности в переговорах в зависимости от пола оппонента (такой же или противоположный);

– определить влияние возрастающего опыта участия в переговорах на обусловленность полом (гендерной идентичностью) субъектной активности личности в переговорах.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

– принципы системности (Б.Г. Ананьев, Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломов,

А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев и др.), развития (Л.С.Выготский, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, Н.А. Логинова и др.), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.), целостности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев и др.) и методологическое единство принципов личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов и др.), общения (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин и др.), субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,

Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, А.Г. Асмолов, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикина и др.);

– гуманистически ориентированные и экзистенциальные подходы к личности как субъекту самоактуализации, самоутверждения, стремящемуся к аутентичному бытию, обретению и поддержке идентичности (К. Гольдштейн, А. Ангьял, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, Н.Е. Харламенкова, Э.В. Галажинский, З.И. Рябикина,

Л.А. Коростылева и др.);

– диалогическая ориентация в рассмотрении личности (Л. Фейербах,

М. Бубер, Ж. Лакан, М.М. Бахтин, А.Г. Асмолов Ж. Деррида, Ю. Хабермас, Дж. Шоттер, Д.А. Леонтьев, В.А. Янчук, Г.В. Дьяконов и др.);

– психология субъекта и субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков, А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, А.О. Прохоров, В.А. Петровский и др.);

– психология человеческого бытия (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,

В.В. Знаков, В.С. Мухина, В.А.Петровский, Т.П. Скрипкина, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, Н.В. Гришина и др.);

– субъектно-бытийный подход к личности (С.Л. Рубинштейн, К. Левин, А.В. Брушлинский, З.И. Рябикина, В.В. Знаков, С.К. Нартова-Бочавер,

Л.Н. Ожигова, Г.Ю. Фоменко, А.Р. Тиводар и др.);

– зарубежные и отечественные подходы к анализу идентичности личности (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Ч. Кули, Д. Марсиа, А. Ваттерман, Дж. Марсия, Х. Маркус, Х. Тэджфел, Дж. Тернер, Э. Левинас, Р. Бернс, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Кимберг, Л.Н. Ожигова, О.В. Лукьянов, Е.П. Ермолаева и др.);

– психология пола и гендерный подход (Б.Г. Ананьев, П. Бурдье, С. Бем, К. Гиллиган, В.В. Знаков, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Т.В. Бендас, И.С. Клецина и др.);

– теоретико-эмпирические подходы к изучению переговоров (Гарвардская школа; Р. Фишер, У. Юри), игровая концепция (О.Дж. Бартос, Дж.К.Харсани, А. Рапопорт, П.Р. Янг), нормативный подход (С.Б. Бачарач, Э.Дж. Лавьер, М.Р. Берман, Дж. Брокк, П.Х. Гуливьер, У. Зартман, Д.Г. Пруит, Г. Раиффа, A. Страусс), когнитивное направление (М.Х. Базерман, Г.O. Фор, К. Джонсон), комплексные научно-академические проекты

(П. Аудеберт-Ласрочас, К. Дюпонт, У. Зартман, В.A. Кременюк, Г. Раиффа, Дж. Рубин, У. Мастенбрук, Г. Съестед, Г.O. Фор и др.), теоретико-эмпирические работы отечественных авторов (Н.Ю. Белоусова, В.А. Кременюк, М.М. Лебедева, Р.И. Мокшанцев, М.А. Хрусталев, М.М. Абдуллаева, А.С. Евдокименко и др.), образовательные программы (А.Г. Асмолов,

Г.В. Солдатова).

Диссертантом выдвинута следующая гипотеза.

Субъектно-бытийный подход к личности может служить теоретико-методологическим основанием для построения теоретико-феноменологической модели субъектной активности личности в переговорах в контексте ее обусловленности ориентацией на поддержку своей личностной идентичности. Модель в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию субъектной активности личности в переговорах. Феноменологическая часть модели позволяет:

– выявить и интерпретировать как защитные механизмы связи между показателями личностной идентичности, макиавеллизма и рефлексивности (чем выше уровень идентичности, тем менее вероятно обращение к манипулятивным приемам и менее вероятна рефлексия, обращенная к прошлому личности, но более вероятна углубленная рефлексия обстоятельств текущей ситуации);

– определить специфику позиционирования мужчины и женщины в переговорах, различающийся характер их понимания, переживаний, поведения в зависимости от пола оппонента (свой или противоположный пол), так как идентифицируемое Я-женщина (или Я-мужчина) обусловливает различающийся характер субъектной активности личности в переговорах с оппонентом своего и противоположного пола;

– выявить особенности позиционирования субъекта переговоров в зависимости от статуса оппонента (равный или более высокий статус), так как идентифицируемое Я личности в этих разных обстоятельствах обусловливает различающийся характер ее субъектной активности.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие методы и методики:

– теоретические: теоретический анализ, сопоставление и обобщение теоретико-эмпирических исследований, интерпретация и реинтерпретация психологических трудов по проблеме;

– организационные: сравнительный метод («срезы»);


загрузка...