Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России (26.12.2011)

Автор: Мазуренко Андрей Петрович

Степень научной разработанности темы. Вопросы законодательной политики затрагивались еще в начале XIX века в трудах основоположника юридического позитивизма Д. Остина. Однако в дальнейшем правотворческая (законодательная) политика отдельно не изучалась и фактически отождествлялась с политикой права (А.И. Ильин, Б.А. Кистяковский, Г.А. Ландау, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и др.)

Одной из первых к исследованию современной правотворческой политики обратилась С.В. Поленина. Вслед за ней отдельные аспекты этой проблемы освещались в работах таких ученых как Ю.Г. Арзамасов, В.М. Баранов, И.А. Гдалевич, Л.В. Голоскоков, А.Д. Гуляков, М.Л. Давыдова, А.Б. Дидикин, В.А. Затонский, Т.А. Золотухина, И.А. Иванников, А.В. Ильин, Н.В. Исаков, В.Р. Калайчев, М.А. Костенко, А.Ю. Лаврик, А.В. Малько, Н.В. Мамитова, А.Ю. Мордовцев, А.И. Овчинников, М.П. Петров, О.Ю. Рыбаков, К.А. Струсь, В.В. Субочев, С.Ю. Суменков, Е.С. Селиванова, В.В. Трофимов, В.И. Шепелев, И.И. Шувалов, О.В. Яценко и др.

Несмотря на то, что проблемы правотворческой политики в современной России совсем недавно стали предметом научных изысканий, новизна и актуальность исследования указанных проблем налицо. Весомым вкладом в развитие ее доктрины стало издание сборников научных трудов по материалам всероссийского круглого стола «Правотворческая политика в современной России», организованного Саратовским филиалом Института государства и права РАН, Ассоциацией юридических вузов России и редакцией журнала «Правовая политика и правовая жизнь», состоявшегося 19 марта 2009 в г. Минеральные Воды на базе юридического факультета Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института, а также по материалам научно-практического круглого стола журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему: «Законотворческая политика в субъектах Российской Федерации», состоявшегося 3 сентября 2009 года в Законодательном Собрании Пензенской области.

В то же время по данной тематике испытывается явный недостаток монографических исследований. Преимущественное внимание российских ученых в последние годы было сосредоточено на анализе отдельных проблем правотворчества, законодательной техники, генезиса российского парламентаризма и т.п. Вопросы непосредственно правотворческой политики, главным образом, рассматривались в контексте исследования проблем современной российской правовой политики. Результаты этих исследований выявили целый ряд дискуссионных моментов, а порой и просто новых, еще не освоенных граней данного сложного феномена политико-правовой действительности. В контексте происходящих в стране и мире изменений, дальнейшего углубленного анализа требуют вопросы о сущности и целях правотворческой политики, ее социально-нравственных началах, о влиянии на процессы гуманизации права, укрепления законности и правопорядка, обеспечения прав и законных интересов личности, строительства демократического правового государства и т.д.

Теоретическую основу диссертации составили исследования советских и российских правоведов в области общей теории права, конституционного права, государственного и муниципального управления. В работе использованы труды зарубежных авторов, а также исследования в области философии права, социологии права, информационного, международного права, политологии и др. отраслей научного знания. Для настоящей диссертации особую ценность представляют работы, связывающие те или иные стороны правотворчества с правовой политикой, анализирующие отдельные аспекты такой политики.

Среди авторов, чьи труды были использованы в качестве теоретической основы исследования, необходимо назвать таких известных ученых как: С.С. Алексеев, Ю.Г. Арзамасов, В.К Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, П.П. Баранов, И.Л. Бачило, И.А. Бобылев, А.Д. Бойков, Н.С. Бондарь, С.В. Бошно, Т.М. Бялкина, Н.А. Власенко, О.А. Гаврилов, Д.Б. Горохов, А.И. Демидов, С.Г. Дробязко, А.М. Дроздова, И.А. Дудко, Г. Еллинек, В.Д. Зорькин, И.А. Иванников, А.В. Ильин, В.Б. Исаков, Н.В. Исаков, В.Т. Кабышев, В.П. Казимирчук, И.Ф. Казьмин, В.Н. Карташов, Т.В. Кашанина, Д.А. Керимов, Д.А. Ковачев, И.Ю. Козлихин, Н.П. Колдаева, С.А. Комаров, А.И. Коробеев, А.П. Коробова, С.В. Корсакова, М.А. Костенко, А.В. Кочетков, В.Н. Кудрявцев, В.Л. Кулапов, П.М. Курдюк, Ю.Ю. Ветютнев, Н.Н. Вопленко, В.В. Лазарев, В.В. Лапаева, А.Б. Лисюткин, А.В. Лукашева, Е.Г. Лукьянова, В.О. Лучин, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, В.М. Манохин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Н.В. Минюк, А.В. Мицкевич, А.С. Мордовец, И.С. Морозова, А. Нашиц, Н.А. Нудненко, А.И. Овчинников, А.С. Пиголкин, А. Подгурецкий, С.В. Поленина, Н.В. Путило, Т.Н. Рахманина, В.А. Рудковский, О.Ю. Рыбаков, Е.М. Савельева, И.С. Самощенко, В.А. Сапун, И.Н. Сенякин, В.Н. Синюков, Е.В. Скурко, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, В.В. Трофимов, Н.В. Федоров, А.Г. Хабибулин, Т.Я. Хабриева, Р.О. Халфина, А.И. Херсонцев, О.И. Цыбулевская, А.Ф. Черданцев, Г.Т. Чернобель, Д.В. Чухвичев, И.И. Шувалов, Ю.Л. Шульженко, К.В. Шундиков, А.И. Экимов и др.

Эмпирическую базу исследования образуют различные источники, из которых автор черпал сведения о современном состоянии правотворческой политики в Российской Федерации — соответствующие фрагменты социально-правовой практики и ее результаты. В качестве таковых использовались статистические данные, аналитические публикации в периодической печати и других средствах массовой информации, ресурсы сети Интернет, материалы судебной практики и социологических исследований. Среди последних, особо следует выделить результаты социологического опроса, проведенного автором при участии Центра социально-политических исследований Саратовской государственной академии права и Научно-образовательного центра федеральных и региональных проблем правовой политики Саратовского филиала Института государства и права РАН в рамках научно-исследовательского проекта «Содержание понятия и цели правотворческой политики в современной России», в котором приняли участие 246 респондентов.

Также в работе использованы и другие разнообразные по характеру и формам отражения политико-правовой действительности источники, составившие ее нормативную основу. Среди них следует выделить Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, законодательство субъектов Федерации, акты палат Федерального Собрания РФ, подзаконные нормативные правовые акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, документы государственных и муниципальных органов и должностных лиц), международно-правовые акты.

Важную группу источников образуют политико-правовые документы, не имеющие нормативного содержания: ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию и послания глав субъектов Российской Федерации законодательным (представительным) органам власти регионов; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, аналогичные концепции и стратегии развития субъектов Федерации; ежегодные Доклады Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации и их аналоги в ряде российских регионов; разнообразные концепции развития той или иной сферы общественной жизни, в т.ч. Концепции развития российского законодательства, Концепция правовой политики в Российской Федерации и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с правовой политикой государства, выступающей в качестве основы для выработки и осуществления стратегии и тактики правового развития в различных областях жизнедеятельности современного российского общества.

Предмет диссертационного исследования составляют концептуальные аспекты формирования и реализации правотворческой политики как важнейшего фактора модернизации правотворчества в нашей стране.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является решение такой актуальной научной проблемы, как разработка целостной концепции российской правотворческой политики и анализ возможностей ее позитивного влияния на развитие отечественного правотворчества.

Для реализации указанной цели в работе ставятся следующие исследовательские задачи:

— проанализировать теоретические проблемы правообразования, рассмотреть систему факторов, детерминирующих развитие современного российского правотворчества, а также обосновать необходимость его всесторонней модернизации;

— доказать важность формирования правотворческой политики на концептуально выверенных началах, базирующихся на последних достижениях общей теории государства и права;

— дать развернутую характеристику правотворческой политики, продемонстрировать отличия этого понятия от смежных юридических категорий и выделить специфические признаки, позволяющие интерпретировать ее в качестве важного фактора модернизации отечественного правотворчества;

— сопоставить принципы правотворчества и правотворческой политики, а также выявить концептуальные аспекты их взаимодействия в интересах модернизации правотворчества в Российской Федерации;

— всесторонне проанализировать круг субъектов и участников, задействованных в процессах формирования и реализации правотворческой политики в условиях современного демократического общества;

— с концептуальных позиций раскрыть целевую составляющую правотворческой политики, отдельно охарактеризовать ее важнейшие ориентиры;

— показать разнообразие средств правотворческой политики, а также обосновать возможности их реального использования в целях повышения результативности и качества правотворческой деятельности;

— провести всестороннюю классификацию правотворческой политики по различным научным основаниям, уделив особое внимание проблемам ее осуществления в зависимости от уровней реализации;

— оценить возможности информационных процессов в правотворчестве и правотворческой политике, в т.ч. использование современных информационно-коммуникационных технологий в целях модернизации отечественного правотворчества;

— определить роль мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики в качестве источника прогностической информации для формирования научно обоснованной правотворческой политики;

— вскрыть влияние на развитие правотворчества и правотворческой политики процессов глобализации и правовой интеграции;

— на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, наметить пути модернизации правотворчества в современной России при помощи средств правотворческой политики.

Методологическая основа исследования. Специфика диссертационного исследования, а также поставленные в нем цель и задачи предопределили необходимость использования различных методов познания. Его общую мировоззренческую основу составил диалектико-материалистический подход к объяснению явлений и процессов политико-правовой действительности. Прежде всего, следует выделить такие элементы данного метода, как применение всеобщих принципов научного познания: объективности и всесторонности, конкретно-исторического подхода и полноты исследования. В работе использованы также разнообразные общенаучные приемы и способы логического познания. Например, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Специальные методы представлены конкретно-социологическим и статистическим, а частнонаучные — догматическим (формально-юридическим) и методом сравнительного правоведения. Помимо перечисленных, в диссертации были использованы и другие выработанные наукой и апробированные практикой общие и специальные научные приемы и способы исследования политико-правовых явлений и процессов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автором на основе выполненных им исследований разработаны теоретические положения и практические рекомендации, совокупность которых можно квалифицировать как решение научной проблемы, имеющей важное социальное и политическое значение. В диссертации впервые в юридической науке сформулированы концептуальные основы российской правотворческой политики как комплекс идей, установок, теоретических взглядов относительно понятия, принципов, приоритетов, целей, задач такой политики в Российской Федерации и конкретных форм, методов, мер, определяющих механизм ее реализации на практике. Формирование подобной целостной концепции как основы деятельности многочисленных субъектов правотворческой политики по модернизации правотворчества в нашей стране является одним из основных результатов, подтверждающих новизну проведенного научного исследования.

В рамках предложенной концепции решены следующие исследовательские задачи:

— рассмотрены теоретические проблемы правообразования, всесторонне проанализированы факторы, влияющие на развитие современного российского правотворчества, а также доказана необходимость его модернизации при помощи средств правотворческой политики;

— определены доктринальные основы формирования механизма реализации правотворческой политики, базирующиеся на достижениях современной общей теории права;

— обобщены и проанализированы главные направления разработки проблем правовой политики, обосновано ведущее положение такой политики в отношении ее разновидностей (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной и др.);

— представлена развернутая характеристика правотворческой политики, показана системная взаимосвязь составляющих ее элементов, продемонстрированы отличия этого понятия от смежных юридических категорий (правотворчество, правотворческий процесс, правотворческая стратегия и др.), выделены специфические признаки, позволяющие интерпретировать ее в качестве фактора модернизации отечественного правотворчества;

— проанализирована система общих подходов государства и общества к формированию и реализации стратегии и тактики в сфере нормативно-правового регулирования, а также показано их соотношение с первоочередными ориентирами правотворческой политики;

— выявлен круг властных субъектов, реально вырабатывающих правотворческую политику, а также ее участников, потенциально способных оказывать воздействие на формирование и практическую реализацию подобной политики в условиях современного демократического общества;

— доказана зависимость результативности правотворческой политики от верности целеполагания и грамотного выбора средств достижения поставленных целей, отдельно охарактеризованы важнейшие из них, а также обоснованы отличия результатов правотворческой политики от результатов правотворческой деятельности;

— наглядно показано разнообразие средств правотворческой политики, обеспечивающих ее внешнее выражение и практическое осуществление, предложено их разделение на сугубо юридические, политико-правовые, организационные, экономические и др. виды;

— представлена система научно обоснованных методов, используемых в ходе осуществления правотворческой политики и доказана возможность их практического применения в целях модернизации правотворческой деятельности;

— разработаны критерии дифференциации правотворческой политики и выявлены особенности ее реализации в зависимости от уровней публичной власти;

— аргументирована перспективность такого направления повышения эффективности правотворческой политики, как информатизация правотворческой деятельности, а также необходимость широкого использования коммуникационных технологий в процессе подготовки и принятия правотворческих решений;

— обоснована роль правового мониторинга, обеспечивающего обратную связь правотворчества с правоприменительной практикой, в качестве важнейшего источника прогностической информации для формирования научно обоснованной правотворческой политики;


загрузка...