Концепция социально-экономических основ рынка труда современной России: теоретико-методологические и управленческие аспекты (26.12.2011)

Автор: Локтюхина Наталья Викторовна

воздействия на развитие его социально-экономических основ

Выявлены проблемы организации социально-экономической политики в интересах занятости населения и определены направления их разрешения. Предлагается создать «единое управленческое пространство», где органы власти, реализующие различные направления социально-экономической политики, наряду с возложенными на них функциями, будут преследовать цели содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Для формирования такой системы автором предлагается провести общую модернизацию государственного управления, а также: наделить органы исполнительной власти, осуществляющие функции по регулированию рынка труда, полномочиями по координации различных направлений социально-экономической политики в интересах занятости населения; возложить на иные органы исполнительной власти обязанности по разработке и реализации компонентов такой политики, находящихся в их компетенции. В диссертации описана апробация отмеченных предложений в государственной политике на рынке труда города Москвы в 2009-2011 гг.

Рекомендации по воздействию на внешние основы рынка труда сформулированы в диссертации в контексте государственного регулирования развития системы рабочих мест. В данной области государству следует предпринять ряд организационных мер.

Во-первых, целесообразно обеспечить дифференцированный подход к разработке и реализации политики развития системы рабочих мест. Востребованные практикой направления предусматривают следующие меры воздействия:

- косвенные, направленные на всю экономику, отдельные отрасли или территории и побуждающие бизнес обеспечивать развитие системы рабочих мест (проведение гибкой налоговой и кредитной политики и т.д.);

- прямые, направленные на отдельные предприятия и организации и побуждающие их создавать, сохранять и модернизировать рабочие места (финансовая поддержка, государственные инвестиционные проекты и др.);

- адресные, направленные на конкретных граждан для содействия их занятости (организация временных и общественных работ, создание дополнительных рабочих мест и организаций, содействие самозанятости).

Во-вторых, следует предусматривать мероприятия по развитию системы рабочих мест в документах, регламентирующих реализацию стратегии регулирования рынка труда России, а также определить ответственных за реализацию каждого из направлений политики развития рабочих мест и обеспечить соответствующий государственный контроль, усовершенствовать порядок статистического наблюдения за движением рабочих мест.

В-третьих, в системе государственного управления необходимо предусмотреть механизм социально-трудовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, для чего разработать и утвердить порядок ее проведения, обеспечить включение в текст проектов сведений, необходимых для экспертизы, придать решениям по результатам экспертизы обязательный характер.

В целях сохранения устойчивости рынка труда представляется актуальным решение проблем непосредственного регулирования «структурных» основ рынка труда, вследствие чего в диссертации рассмотрены отдельные аспекты политики в отношении «потенциальных» и «фактических» безработных. Многообразие основ рынка труда определяет потребность в разработке дифференцированных мер государственного регулирования «фактической» и «потенциальной» безработицы, позволяет обосновать необходимость в усилении внимания государства к проблемам последней.

Обосновано, что слабым звеном системы защиты занятости «потенциальных» безработных в России остаются случаи с высокой вероятностью увольнений работников по причине сокращения численности или штата работников, приостановки производства, а программы по решению подобных проблем внедрены в стране лишь в рамках антикризисной политики. В данной связи в диссертации представлены предложения по формированию системы профилактики безработицы, включающей обязательства как государства, так и работодателей.

Значимым для «фактических» безработных и в то же время проблемным направлением политики на рынке труда является государственное посредничество в трудоустройстве. Поскольку значительное число проблем в данной области обусловлено несовершенством банка вакансий государственной службы занятости населения, предлагается упростить процедуру предоставления информации о вакансиях, усилить ответственность работодателя за ее сокрытие, способствовать повышению качества рабочих мест в экономике, обеспечить рост привлекательности услуг службы занятости для работодателей, решить ряд проблем привлечения трудовой миграции.

Социально-экономическая политика в интересах занятости населения представляется оптимальной для современной России, поскольку позволяет государству как способствовать социально-экономическому развитию, так и создавать условия для совершенствования рынка труда и повышения качества занятости. Рынок труда является «социально-уязвимой» системой, вследствие чего перенесение некоторых функций управления рынком труда в его окружение означает создание благоприятных условий во внешней среде для формирования спроса и предложения на рабочую силу.

В пятой главе «Социальное партнерство как средство влияния на социально-экономические основы российского рынка труда» раскрыто содержание отмеченной формы системы социального партнерства, разработаны предложения по ее совершенствованию.

В диссертации разрешены некоторые теоретические проблемы, связанные с сущностью сорегулирования рынка труда современной России: раскрыто содержание понятия «социальное партнерство на рынке труда»; обоснован состав субъектов данной системы и определена их специфика (на основании изучения их правового статуса, прав и обязанностей, возможностей и степени участия в преодолении проблем безработицы, в том числе в контексте влияния на основы рынка труда).

Социальное партнерство на рынке труда определено системой взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение баланса реализации их интересов в урегулировании проблем рынка труда, возникающих как на самом рынке труда, так и в сфере занятости. Указанные проблемы представлены «фактической» и «потенциальной» безработицей.

В целях обоснования возможностей учета основ рынка труда при реализации российской системы социального партнерства в диссертации проанализированы свойства данной системы. Констатируется, что действующая нормативная правовая база социального партнерства на рынке труда создает благоприятные предпосылки для оказания влияния на социально-экономические основы рынка труда. Органы социального партнерства по степени нацеленности на регулирование рынка труда подразделяются на две группы, а структура таких органов создает предпосылки для обеспечения воздействия на развитие основ рынка труда (рис. 11).

Рис. 11. Органы социального партнерства и предпосылки их влияния

на социально-экономические основы рынка труда

Осуществленный анализ документов, заключенных в системе социального партнерства (11 генеральных соглашений, нескольких сотен отраслевых, региональных, территориальных, межрегиональных соглашений и коллективных договоров), позволил сделать вывод, что в России накоплен значительный опыт в решении проблем рынка труда с помощью таких документов. Особенно важно, что их содержание охватывает комплекс социально-трудовых и связанных с ними отношений, которые так или иначе связаны с социально-экономическими основами рынка труда. Обязательства соглашений социального партнерства носят взаимоувязанный характер, что позволяет обеспечить координацию сорегулирования рынка труда с сорегулированием других элементов социально-экономической системы, на которую направлено действие соглашения.

В результате анализа сущности и содержания российской системы социального партнерства выявлены противоречия между, с одной стороны, значительным потенциалом данной системы как средства воздействия на социально-экономические основы рынка труда и, с другой, недостаточной реализацией данного потенциала в современных условиях. Многообразие проблем, являющихся причинами данного противоречия, и некоторое единство мнений ученых относительно их содержания позволят объединить проблемы системы социального партнерства в следующие группы: а) действенности инструментария социального партнерства; б) деятельности профсоюзов, работодателей и государства как субъектов социального диалога; в) обусловленные влиянием «внешней среды»; г) идеологии системы социального партнерства.

В целях обеспечения эффективного воздействия социального партнерства России на социально-экономические основы рынка труда в диссертации сформулированы рекомендации по разрешению проблем данной системы. Поскольку функционирование системы социального партнерства в России осуществляется в правовом поле, то наилучшим способом разрешения таковых проблем представляется совершенствование соответствующих нормативных правовых актов. При этом важно соблюдать принципы социального партнерства в части добровольности принятия обязательств сторонами. Предлагается предусмотреть в законодательстве следующие механизмы: установление в соглашениях и коллективных договорах минимальных социально-трудовых стандартов; повышение взаимной ответственности сторон социального партнерства; наделение органов социального партнерства правом принятия обязательных для исполнения решений с наступлением санкций за невыполнение; распространение действия соглашений, заключенных на различных уровнях социального партнерства; обеспечение взаимосвязи между уровнями социального партнерства; конкретизация статуса органов власти в системе социального партнерства.

В результате исследований, проведенных в рамках пятой главы диссертации, обоснована возможность применения концепции социально-экономических основ рынка труда в системе социального партнерства.

В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования, определены направления дальнейшей научной работы по проблематике социально-экономических основ рынка труда. Констатируется, что в результате проведенного исследования разработана концепция социально-экономических основ рынка труда, т.е. сформирован комплекс научных положений, объясняющих сущность, содержание и особенности данного явления, раскрывающих взаимосвязь компонентов основ между собой и их влияние на рынок труда. В числе основных положений концепции социально-экономических основ рынка труда нижеследующие.

Во-первых, многообразие исследований рынка труда ориентирует при формировании концепции социально-экономических основ рынка труда на интегрирование различных подходов с целью достижения позитивного результата.

Во-вторых, совокупность методологических средств для выявления социально-экономических основ рынка труда включает методы системного исследования, определяемые принадлежностью рынка труда к разным классам систем, и методику стратифицированного описания.

В-третьих, социально-экономические основы рынка труда представляют собой системообразующие социально-экономические компоненты, определяющие сущность, содержание, особенности и тенденции развития и функционирования рынка труда и без которых существование рынка труда как системы не представляется возможным. Структура социально-экономических основ рынка труда включает:

а) социально-экономические основы, определяющие целостность рынка труда как системы:

- структурные основы, включающие базовые компоненты рынка труда (собственники рабочей силы, собственники средств производства, рабочая сила) и функционально необходимые связи между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы;

- процессуальные основы, включающие базисные процессы и отношения на рынке труда («купля-продажа» рабочей силы, формирование спроса и предложения, конкуренция и ценообразование);

б) внешние основы, представляющие собой совокупность факторов, обусловленных воздействием на рынок труда внешней среды, а также связей между факторами. Многообразие воздействий на российский рынок труда и его сегменты предопределяет возможность выявления множества внешних социально-экономических основ рынка труда;

в) управленческие основы, обусловленные функционированием рынка труда в управляемой среде: саморегулирование, государственное регулирование и сорегулирование.

Сущность реализации концепции социально-экономических основ рынка труда в управленческой практике заключается в следующем.

Первое – применение концепции в государственном управлении означает разработку и реализацию социально-экономической политики в интересах занятости населения, состоящей в регулировании рынка труда посредством воздействия на его социально-экономические основы. Для формирования данной политики необходимо решить ряд проблем: провести общую модернизацию государственного управления, внедрить новации, нацеленные на формирование «зоны рынка труда» в едином управленческом пространстве.

Второе – реализация концепции в сорегулировании предполагает максимально полное использование потенциала системы социального партнерства, поскольку таковая в современной России распространяется на различные компоненты социально-экономической системы. Для реализации потенциала социального партнерства в области сорегулирования рынка труда необходимо обеспечить совершенствование нормативных правовых актов в целях решения проблем, связанных с действенностью инструментария социального партнерства и деятельностью его субъектов, влиянием «внешней среды», идеологией.

Как следствие, практическая реализация концепции социально-экономических основ рынка труда в управлении позволяет совершенствовать данный рынок.

Основные научные результаты диссертации опубликованы

в 63 печатных работах общим объемом 47,64 печатных листа:

Монографии


загрузка...