Поэтика конкретности историзма в русском историко-песенном фольклоре (26.12.2011)

Автор: Игумнов Андрей Георгиевич

Игумнов Андрей Георгиевич

ПОЭТИКА КОНКРЕТНОСТИ ИСТОРИЗМА

В РУССКОМ ИСТОРИКО-ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Специальность 10.01.09 – фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Улан-Удэ – 2011

Работа выполнена в отделе литературоведения и фольклористики Учреждения Российской академии наук Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН

Научный консультант доктор филологических наук

Матвеева Руфина Прокопьевна

Официальные оппоненты доктор филологических наук

Неклюдов Сергей Юрьевич

доктор филологических наук

Кляус Владимир Леонидович

доктор филологических наук

Козлова Наталья Константиновна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Нижегородский госу- дарственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Защита состоится «28» февраля 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.02 при Учреждении Российской академии наук Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, 6).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского научного центра СО РАН (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, 6).

Автореферат разослан «___» ________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Б-Х.Б. Цыбикова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Существует область фольклорных явлений, определяющей для которой является категория художественного историзма. Это прежде всего былины, исторические песни и исторические баллады. Закономерно, что изучение их велось и ведется в аспекте, главным образом, присущего им художественного историзма, чем и обусловлены как значительные достижения в этой области, так и, отчасти, проблемы, ждущие своего решения.

Степень изученности всех указанных жанров, в том числе в аспекте их историзма, достаточно высока:

Даны определения жанров, образующих область русского историко-песенного фольклора, и произведена классификация материала. В результате оказались возможными публикации текстов по жанровому принципу.

Прослежен процесс изменения идейно-образного содержания в области русского историко-песенного фольклора в аспекте его референтности к изменяющейся действительности.

Установлены линии сюжетно-тематического развития, эволюции, преемственности в рамках жанров или жанрово-тематических разновидностей.

Сформулированы и аргументированы теории и методы исследования, позволяющие представлять процесс жанровой эволюции как следствие эволюции форм и способов фольклорного историзма.

В то же время, по мере оттачивания аргументации в научных дискуссиях, повышения внимания к понятийно-терминологическому арсеналу и непосредственно к текстам во всем их формально-содержательном разнообразии, все более явственно обнаруживается недостаточность результатов, достигнутых в изучении русского историко-песенного фольклора.

Не снято существенное противоречие в области изучения исторической песни (и вообще историко-песенного фольклора). Если историческая песня – явление фольклорное, то она, по определению, есть явление традиционное, то есть стереотипизированное, клишированное, формульное. Однако, в таком случае, она и не может обладать признаком конкретности художественного историзма, поскольку, с точки зрения теоретической поэтики, вкладывать конкретно-исторический смысл в традиционную формулу – антиисторично.

Повторяемость сюжетных / фабульных схем, мотивов, фабульных ситуаций и их лексического оформления, аксиологии и угла зрения на действительность в области исторической песни и историко-песенного фольклора – факт уже практически самоочевидный. Однако эта повторяемость устанавливается всякий раз в пределах достаточно ограниченной группы текстов, обладающих видимой содержательной и собственно художественной специфичностью. Историческая песня по-прежнему выглядит как бы рассеянной по разным "рубрикам": песни об этническом герое, неузнанным явившимся к врагу, или о нем же, просящем выпустить его из темницы; "ура-патриотические" солдатские песни XIX века или, напротив, солдатские же песни о тяготах военной службы; песни о часовом, оплакивающем смерть самодержца; казачьи песни сугубо местной тематики; старшие эпические песни былинного склада и под. Очевидно, что общее между столь различными песнями может быть установлено лишь как констатация их референтности к конкретной истории, при том, что и референтность, и "конкретность истории" по необходимости могут пониматься лишь предельно широко. Как следствие, само понятие "историческая песня" не является необходимой научной абстракцией, но лишь приблизительно очерчивает круг текстов, могущих быть квалифицированных как исторические песни.

Осознана и проблема жанрового единства исторической песни, обусловленная как неясностью критериев жанровой дифференциации материала, так и, что особенно важно в нашем случае, качественным разнообразием песенных текстов, могущих быть квалифицированными как исторические.

Нерешенность этих проблем и противоречий и обуславливает актуальность темы предлагаемого исследования.

Главной его целью является определение содержания понятия конкретности художественного историзма в его применении к русскому историко-песенному фольклору и, прежде всего, к русской исторической песне. В свете сказанного выше, это определение предполагает рассмотрение тройственного соотношения, с одной стороны, формульности, клишированности, стереотипичности в архитектонике текстов русского историко-песенного фольклора, с другой – их референтности к области действительной истории и, с третьей – их художественности. Первостепенного внимания здесь заслуживает, конечно, соотношение между двумя первыми компонентами. Исходя из самых общих соображений ясно, что степень конкретности историзма фольклорного текста обратно пропорциональна его стереотипичности. Однако это утверждение еще нуждается в доказательном рассмотрении на конкретном материале и может служить пока лишь рабочей гипотезой, предопределяющей основное направление исследования.

Соответственно, задачами исследования были определены:

1. Определение и описание глубинного и поверхностного уровней стереотипии в текстах русского историко-песенного фольклора.

2. Рассмотрение разных форм стереотипии в их соотношении с теми качествами текстов, которые позволяют квалифицировать их как художественные.

3. Типологизация разных форм явленности в текстах русского историко-песенного фольклора конкретно-исторических впечатлений.


загрузка...