Этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа (26.12.2011)

Автор: Григорьев Анатолий Федорович

Теоретико-методологический анализ понятий «миф», «ритуально-обрядовые традиции и фольклор» и др. основывался на исследованиях В.П. Аникина, Е.В. Аничкова, А.Н. Афанасьева, Д.К. Зеленина, А.Ф. Лосева, А.А. Потебня и др., а их генетическая связь с ритуальными, мифологическими и фольклорными традициями определялась на исследованиях В.Я. Проппа, М.М. Бахтина, А.К. Байбурина, Г.С. Белякова, П.И. Толстого, В.Н. Топорова и др.

Славянская мифология, которая может быть признана генетическим ядром мифологии гребенских казаков, основательно разработана в трудах Б.А. Рыбакова. В материалах СМОМПК, издаваемого еще до революции (Гребенец Ф.С. Из истории быта гребенских казаков // СМОМПК, вып. 40. - Тифлис, 1909), можно найти описания поверий, примет, суеверных обычаев, по которым складываются определенные представления о мифологии гребенских казаков. Некоторые материалы, касающиеся жизни и бытовых традиций народов Кавказа, представлены в статьях этнографов Е.Д. Вейденбаума, Г.Ф. Чурсина (Кавказ: культы, легенды, предания. Вып. V. – Нальчик : Издательство М. и В. Котляровых, 2010.). Однако они носят разрозненный и описательный характер и требуют научного осмысления.

Важнейшей культурологической составляющей исследования стала категория «культурный ландшафт». Локализацией культуры в рамках ландшафтно-ориентированной парадигмы занимались представители постмодернистской философии - Т. Адорно и В.А. Подорога (Adorno Т., 1966. Negative Dialectics. New York: Continuum. / Т. Adorno; // Цит. по: Von Hendy, Andrew The Modern Construction of Myth. Text. Bloomington: Indianapolis: Indiana University Press, 2002. -XVIII, 386 p.; В. А. Подорога Метафизика ландшафта. - М., 1993).

Особенности речного ландшафта в определенных аспектах изучались А. Тойнби, Л.И. Мечниковым, А.П. Романовой, Т.В. Комаровой и др. Их труды имеют большое значение в исследовании речного и горного ландшафта Северного Кавказа как территории зарождения гребенского казачества, т.к. по данному направлению научных работ не обнаружено.

История гребенского казачества представлена трудами ученых дореволюционной России (К.К. Абаза, И.В. Бентковский, И.Д. Попко, В.А. Потто, А. Ржевуский и др.), а также работами современных авторов (Н.Н. Великая, В.Б. Виноградов, С.А. Голованова, Л.Б. Заседателева, И.Л. Омельченко и др.). Несмотря на то, что эта проблема получила достаточно широкое освещение в научной литературе, до сих пор вопрос этногенеза гребенского казачества на Северном Кавказе остается областью острых дискуссий, что мешает созданию теоретической основы для изучения его культурогенеза.

Для исследования традиционной культуры и ритуально-обрядовых традиций гребенского казачества особую ценность представляют публикации Э.Я. Бенской, Ф.С. Гребенца, М.А. Караулова, Г.А. Ткачева, а также материалы фольклорных экспедиций. Среди историко-этнографических публикаций огромную ценность, безусловно, имеет монография Л.Б. Заседателевой, в которой впервые дан глубокий системный анализ истории, культуры и ритуально-обрядовых традиций терского казачества (Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина ХVI - начало ХХ в.). Историко-этнографические очерки. - М. : МГУ, 1974.). На сегодняшний день это единственный обобщающий труд в области этнографии терских казаков.

Изучение песенного фольклора как средства формирования этнической картины мира гребенских казаков осуществлялось на основе публикаций, подготовленных Ю.Г. Агаджановым, С.Я. Арефиным, Б.М. Добровольским, А.А. Догадиным, П.Н. Красновым, А.М. Листопадовым, а также этнографических полевых аудиозаписей А.С. Кобанова, Ю.Е. Чиркова (по материалам фольклорных экспедиций по станицам Чечено-Ингушетии).

Среди исследований песенного фольклора гребенского и терского казачества, безусловно, выделяются труды Б.Н. Путилова, который впервые проанализировал эволюцию песенных жанров на Тереке, изучил и систематизировал содержание песенного фольклора гребенских и терских казаков, и внес, таким образом, бесценный вклад в фольклористику как науку (Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического фольклора. – Л., 1976.; Песни гребенских казаков. Публикация текстов, вступительная статья и комментарии Б.Н. Путилова. – Грозный, 1946; Исторические песни XIII – XVI веков. – Изд. под ред. Б.Н. Путилов, Б.М. Добровольский. – М. , Л. : Изд-во АН СССР, 1960).

Значительный вклад в исследование фольклора терских и гребенских казаков внесли публикации Е.М. Белецкой (Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX века. – Тверь : Золотая буква, 2004; Белецкая Е.М., Великая Н.Н., Виноградов В.Б. Календарная обрядность терских казаков // ЭО. - 1996. - № 2).

Полезными оказались работы Т.С. Рудиченко, в которых дан анализ хронотопа донских казаков и рассмотрены пространственно-временные категории их картины мира (Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. – Ростов н/Д : Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2004).

Глубокая теоретико-методологическое изучение пространственно-временной панорамы как ценностно-ориентационной доминанты культурогенеза осуществлена в монографии В.И. Лях, основные положения которой послужили теоретической основой авторской концепции (Лях В.И. Культурогенез как проблема теории и истории культуры: теоретические основания и реконструкция. – Краснодар, 2010).

Таким образом, степень изученности выбранной проблемы показывает, что имеющийся массив источников и научной литературы, в сущности, затрагивает теоретические основы исследования лишь в частно-аспектном ракурсе.

По существу пока нет работ, в которых был бы осуществлен культурологический анализ этнической картины мира гребенских казаков, что еще раз подчеркивает актуальность проблемы исследования.

Объект исследования – этническая картина мира гребенских казаков. Предмет исследования - этнические константы, ценностные доминанты, природный ландшафт, отраженные в ритуально-обрядовых традициях и песенном фольклоре как содержательные компоненты этнической картины мира гребенских казаков.

Основная цель исследования - культурологический анализ структурных компонентов этнической картины мира гребенских казаков, изучение закономерностей их взаимодействия, влияющих на социокультурную динамику и внутреннюю логику формирования изучаемого концепта.

Задачи исследования:

- обосновать теоретико-методологическую основу изучения этнической картины мира как целостной системы взаимодействия ее содержательных компонентов;

- дать сущностную характеристику понятию «этническая картина мира» в контексте современного культурологического знания;

- осуществить культурологический анализ культурогенеза, мифологии, фольклора и других структурообразующих элементов этнической картины мира гребенских казаков;

- выделить историко-антропологические основы культурогенеза гребенского казачества и обосновать антропологическую парадигму его автохтонного зарождения;

- раскрыть особенности образа жизни и хозяйственно-культурного типа гребенского казачества как факторов формирования его этносознания;

- изучить религиозно-мифологические основы ритуально-обрядовых традиций гребенских казаков и песенный фольклор как основу их этнической картины мира;

- охарактеризовать социокультурное пространство и хронотоп в жанровой ретроспективе песенного фольклора гребенских казаков;

- исследовать систему архетипов и символов в песенном фольклоре гребенских казаков;

- описать мономифы и ментальные ценности гребенских казаков в структуре их этнической картины мира;

- сформировать авторскую концепцию «этническая картина мира гребенского казачества».

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой диссертационного исследования стали культурологические, философские, социологические идеи о роли народа как творца культуры, преемственности в формировании системы культурно-художественных ценностей, синергетическом характере развития народного творчества, социальной обусловленности этого процесса как предметно-содержательной основы и фактора духовного формирования человека и социальных групп, в которых протекает их жизнедеятельность.

Культурологический анализ проблемы осуществлялся на основе системного, мультикультурного и междисциплинарного подходов, обеспечивших комплексность и целостность в познании предмета исследования.

Изучение этнической картины мира гребенских казаков основано на анализе:

- концепций культурогенеза и картины мира (Дж. Вико, Г. Гачев, А. Гуревич, С.В. Лурье, Д. Раппорорт, Р. Редфилд);

- концепций классического эволюционизма и неоэволюционизма (Т. Вайнц, К.Д. Кавелин, Г. Клейм, Э. Тайлор);

- концепций структурного функционализма (Б. Малиновский, Р. Турнвальд);

- концепций культурно-исторических типов евразийства (Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой) и др.

В осмыслении проблемы важную роль сыграли философские теории этноса и этничности Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.М. Широкогорова; теория всеединства в подходе к мифу как особому пространству духовной сферы человека Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, К. Леви-Стросса, А.Л. Топоркова, З.У. Цораева, М. Элиаде; теория дологического характера первобытного мышления Л. Леви-Брюля; положения о мифе как эстетической первоосновы народного художественного творчества Н.Н. Велецкой, А.В. Гура, Д.К. Зеленина, Г.В. Зубко, В.Л. Райкова, теоретические положения о фольклоре Е.В. Аничкова, Б.Н. Асафьева, А.Н. Афанасьева, М.С. Кагана, В.Б. Мириманова, А.Н. Сохора, В.М. Щурова; теории и концепции истории зарождения казачества И.В. Бентковского, А.В. Гадло, А.А. Гордеева, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Великой, В.Б. Виноградова, Л.Б. Заседателевой и др.

Основополагающим в исследовании стал культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры и раскрывающий культурообразующую функцию социальной среды, а также личностно-деятельностный подход к изучению культурно-исторических ценностей, позволяющий творчески использовать духовно-ценностный опыт предшествующих поколений, исторический подход к изучению национальных культур во взаимосвязи с природным ландшафтом (Л.Н. Гумилев, В.О. Ключевский, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, С.М. Соловьев, Л.И. Мечников, Н.С. Трубецкой, А.Л. Чижевский и др.).

В работе применялся системный подход, обеспечивший комплексное изучение структурных компонентов этнической картины мира гребенских казаков, включающих пространственно-временные и религиозно-мифологические представления, систему ментальных доминантных ценностей, мономифы, архетипы и символы в песенном фольклоре, что в свою очередь актуализировало использование специальных и общих методологических подходов исследования: синхронического и диахронического, кросс-культурного, а также сравнительно-исторического.

При всём разнообразии способов научного поиска, их объединяла, в конечном счете, единая линия исследования, основанная на диалектическом методе познания. Соответственно, все использованные технологии, так или иначе, помогали рассмотрению объекта в движении и развитии, в его связях и отношениях, в единстве общего и особенного, необходимого и случайного, абстрактного и конкретного, логического и исторического.

В ходе исследования применялись методы классификации, качественного анализа научных источников, генетического анализа, синергетический метод.

Для выявления специфичности структурных компонентов этнической картины мира гребенских казаков активно использовался семиотический подход, позволивший выявить особенности образа жизни, поликультурного окружения и культурного ландшафта, специфику хозяйственно-культурного типа, влияющих на мировосприятие гребенских казаков.

Особое место в исследовании занимает анализ и синтез источников и научной литературы, что позволило обобщить знания о рассматриваемом объекте в рамках параллельно формирующейся авторской концепции. В исследовании использовались категории «абстрактное и конкретное», «объективное и субъективное», «структура и генезис», «структура и элемент», «структура и функция» и др.


загрузка...