Концепция инновационного развития экономики в России: практико-ориентированный подход (26.12.2011)

Автор: Чекулина Татьяна Александровна

Одной из основных проблем инновационного развития является масштабная государственная поддержка и производство, в большей степени «квазиинноваций», которые не востребованы на рынке. Финансирование государством инновационной деятельности заключается в выделении средств на проведение исследований. В данном случае не учитывается тот факт, что инновации должны иметь практическую ориентацию. В итоге, исследования проведены, результаты опубликованы, но не внедрены в производство.

Кроме того, перед многими отечественными предприятиями остро стоит задача выживания и дальнейшего развития. Так, на конец 2009 г. доля убыточных предприятий достигла трети от их общего числа. При этом предприятия располагают достаточным потенциалом экстенсивных факторов развития: дешевыми материально-трудовыми ресурсами, простаивающими производственными мощностями и пр. Экспортная ориентация экономики привела к смещению акцента на развитие ресурсодобывающих отраслей при одновременном снижении потенциала перерабатывающих и обрабатывающих секторов экономики. Если конкурентоспособность российских ресурсов на мировом рынке обусловлена природными факторами, то конкурентоспособность перерабатывающих и обрабатывающих отраслей требует внедрения новых технологий.

Другая проблема – отечественные менеджеры практически не подготовлены для работы с инновациями, как в экономическом, так и в научно-техническом плане. С одной стороны, ученые и инженеры, разрабатывающие инновационной продукт, часто не могут представить его на рынке с благоприятных сторон, сохраняя при этом секреты производства данного продукта. Часто они не могут даже составить хороший бизнес-план инновационного проекта. С другой стороны, бизнесмен, являющийся потенциальным покупателем инновации, не в состоянии представить себе физическую сущность продукта и его особенности по сравнению с существующими.

Таким образом, выявленное свидетельствует о том, что современный уровень инновационного развития экономики России не соответствует целевым ориентирам, закрепленным в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.», и прогнозируемым параметрам. Причиной такого состояния дел является отсутствие практической ориентации, как в организации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, так и в реализуемом подходе государственной политики и стратегиях инновационного развития.

Сформированы теоретико-методологические основы

концепции инновационного развития экономики России.

В качестве основы разработки концепции инновационного развития экономики России в диссертации, базируясь на идее Батьковского А.М., предложена следующая модель инновационного развития экономики, позволяющая оценить влияние ряда факторов на результативность инновационной деятельности:

Y = X1*X2*X3*X4*X5, где

Y– показатель результативности инновационного развития экономики. Применительно к целям настоящего исследования результирующим показателем следует считать изменение стоимости интеллектуальной собственности за определенный период времени, выраженное индексом. Однако, отсутствие статистических данных обусловило выбор в качестве результирующего показателя изменение объемов выпуска инновационной продукции.

X1 - II – индекс рейтинга страны по величине инновационного потенциала.

X2 - IR – индекс величины ресурсного обеспечения,

R – объем поступлений, инвестированных в инновационные проекты (усл.руб.);

X3 - IP - индекс я инновационной активности хозяйствующих субъектов,

Р – уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов;

X4 - IT - индекс технологического развития (Т),

ПТi - национальная производительность труда в определенный период времени;

ПТпрог - прогнозируемая производительность труда в соответствии с

реализуемой стратегией инновационного развития;

X5 - IQ – индекс качества управления инновационной деятельностью

В1…n – объем государственного финансирования инновационной деятельности в регионах;

Z1…n – величина созданных инноваций за определенный период времени в регионах.

Из предложенной модели видно, что ключевыми факторами, определяющими инновационное развитие, являются: уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов; объем ресурсов, направленных на развитие инновационной деятельности; имеющийся инновационный потенциал; сложившейся уровень технологического развития и качество управления инновационной деятельностью.

Проведенный в диссертации корреляционно-регрессионный анализ позволил установить наличие заметной (коэффициенты множественной и парной корреляции в соответствии со шкалой Чеддока находятся в интервале от 0,3 до 0,5), но не сильной связи между результатом и факторами. Это свидетельствует о том, что меры, реализуемые в рамках существующего подхода, направленные на стимулирование самого процесса инновационной деятельности результатов не дают (в диссертации данный подход определен как «процессный»). В соответствии с данным положением предложен практико-ориентированный подход, который направлен не на поддержку самого процесса создания инноваций и развитие инновационной инфраструктуры, а на обеспечение условий для повышения результативности инновационной деятельности.

Реализация практико-ориентированного подхода к обеспечению инновационного развития России требует пересмотра ключевых направлений и инструментария их достижения. В результате проведенного исследования автором сформулированы ключевые принципы инновационного развития России.

??????????&?

?????????]??????

?????????J?J???новационное развитие станет потребностью для каждой предпринимательской структуры.

2. Ориентация на развитие и поддержку крупного бизнеса как основного потребителя инноваций. Предлагаемый автором практико-ориентированный подход направлен на стимулирования спроса на инновации. Исходя из того, что основными потребителями инноваций являются крупные промышленные предприятия, ключевыми направлениями инновационного развития экономики должны стать: представление льгот предприятиям, осуществляющим модернизацию и обновление оборудования и технологий с применением инновационных разработок; реализация программ переоснащения промышленных предприятий; определение квот на предоставление гарантий в целях поддержки инновационных проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в контексте реализации программы поддержки крупного и среднего предпринимательства.

3. Переход от прямого финансирования инновационной деятельности на выдачу долгосрочных кредитов с отсрочкой первого платежа. Данный инструментарий предполагает совершенствование механизма предоставления инвестиционного кредита: установление единых критериев его предоставления, определение перечня документов необходимых и достаточных для получения инвестиционного налогового кредита, представления права отсрочки первого платежа на длительное время для организаций, разрабатывающих и коммерциализирующих инновации. Такой механизм станет реальным стимулом для осуществления инновационной деятельности не «на бумаге», а на практике.

4. Совершенствование механизма финансирования фундаментальных и прикладных исследований. Развитие данного механизма предполагает переориентацию с акцентов на «предпосевной» на «посевную» стадию и обеспечение широкомасштабного производства продукции. В данном случае финансирование фундаментальных исследований должно производиться по заказу крупных разрабатывающих и коммерциализирующих компаний. Финансирование прикладных исследований должно осуществляться только при наличии у проектов их практического внедрения.

6. Предоставление налоговых льгот организациям только после внедрения инноваций. В практике налогового стимулирования уже запланированы: установление льготного налогового режима; налог на имущество организаций - освобождение от налогообложения; обязательные страховые взносы - фиксированный платеж в сумме, определяемой на уровне 14% нагрузки на ФОТ); освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога – организаций признаваемых управляющими компаниями. Однако, данные механизмы предназначены для организаций, признаваемых участниками проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». На наш взгляд, для стимулирования инновационной активности данный перечень лиц должен быть расширен для организаций уже внедривших инновации.

7. Представление субсидий на осуществление инновационной деятельности только структурам, осуществляющим полный цикл инновационной деятельности. Такая мера является основной для стимулирования компаний или интегрированных структур к организации полного цикла инновационной деятельности до их успешной коммерциализации. Важным направлением здесь будет стимулирование взаимодействия различных организаций для интеграции. Государство в данном случае должно обеспечить формирование эффективной координации деятельности институтов развития, направленной на поддержку инновационных проектов с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех фазах инновационного процесса.

В соответствии с выше перечисленным, представим содержательные характеристики концепции инновационного развития экономики в виде таблицы 4.

Таблица 4.

Содержательные характеристики концепции инновационного развития экономики России

№ п\п Составляющие

концепции Реализуемая концепция

Разрабатываемая концепция

1 Реализуемый подход Процессный (стимулирование процесса инновационной деятельности) Практико-ориентированный (стимулирование практической реализации результатов инновационной деятельности)

2 Условия Повышение уровня инновационного развития – цель реализации Инновационное развитие – инструмент формирования конкурентоспособной экономики


загрузка...