Концепция инновационного развития экономики в России: практико-ориентированный подход (26.12.2011)

Автор: Чекулина Татьяна Александровна

Право ученых госНИИ заниматься инновационным предпринимательством

Освобождение от налогообложения

Проблемы

инновационного развития Возможный вариант

решений

Закрепление права собственности на результаты научных исследований Закрепление за организацией-работодателем юридических прав на созданные ученым инновации

Смешанная форма собственности наряду с исключительным правом собственности, предоставляемым ученому

Контроль за использованием государственных расходов на НИОКР Возможность вложения бюджетных средств в создание инновационных компаний

Ключевым направлением трансформации системы государственной поддержки должно стать совершенствование механизма отбора инновационных проектов государством для их последующей поддержки с целью коммерциализации и вывода на рынок в качестве инновации.

В настоящее время выбор инновационных проектов осуществляется на основе «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов» (2000 г.), использующих современные методы проектного анализа и имеющие статус официального издания. Они предусматривают оценку коммерческой и общественной эффективности. И приоритетом при отборе и поддержке государством инновационного проекта является величина коммерческого эффекта.

коммерческий эффект - характеризует стоимостную оценку результативности научных исследований, проявляется в снижении себестоимости продукции, работ, услуг, росте прибыли.

Считаем, что данный вид эффекта дожжен быть определяющим только для частных компаний, коммерциализирующих результаты инновационной деятельности. При выборе государством проектов для поддержки приоритетное значение должна иметь общественная эффективность, включающая в себя расчет и сопоставление следующих видов эффектов:

2) социальный эффект – проявляется в повышении безопасности для жизни и здоровья человека, безопасности труда, улучшении условий труда, других социально значимых результатов и выражается следующими показателями: увеличение доли занятых, снижении времени на поиск работы, сокращение времени на поиск необходимой информации, увеличение потребления отдельных видов продуктов, увеличение жилой площади на одного жителя, снижение доли аварийного и ветхого жилья, увеличение охвата детей дошкольными учреждениями и т.д. (в диссертации автором представлено более 20 показателей социального эффекта);

3) налоговый эффект – предполагает изменение налоговых поступлений за счет производства и внедрения инноваций, прежде всего НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на имущество. Данный эффект определяется по данным налоговой отчетности и выражается показателем прироста налоговых поступлений в результате внедрения инноваций;

4) научно-технический эффект - характеризуется как накопление новых знаний в области свойств и явлений материального мира, проявляется в виде научных публикаций, докладов, открытий, защищенных диссертаций, изобретений и выражается показателем прироста достижений, новых для отрасли;

5) ресурсный эффект - влияние результатов инновационной деятельности на производство и потребление того или иного вида ресурсов, выражается показателем снижения объемов потребления ресурсов в результате использования инноваций;

6) экологический эффект - снижение отрицательных воздействий на окружающую среду, выражается показателем изменения платежей за загрязнение окружающей среды и (или) показателем изменения выбросов вредных веществ в результате внедрения новшества;

7) оборонный эффект - характеризует значимость результатов НИР для обеспечения обороноспособности страны. Показателями результативности при этом могут быть: вероятность выполнения боевой задачи, степень защищенности объектов от поражения противником, уровень сохраняемости государственных, промышленных, военных секретов и т.д.

В соответствии с вышеизложенным, автором в диссертации предложен механизм принятия решений об оказании государственной поддержки инновационных проектов для последующей коммерциализации (рис.6). Основу механизма составляют матрицы определения формы государственной поддержки в соответствии с величиной коммерческой и общественной эффективности.

Критерием оценки величины коммерческой эффективности является соотношение чистой приведенной стоимости (NPV) и величины вложенных инвестиций. Экспертным путем получены пороговые значения коммерческой эффективности: менее 100% - проект неэффективен; от 100% до 120% недостаточная эффективность; от 120% до 150% - средний уровень эффективности; более 150% высокая эффективность.

Критерием оценки величины общественной эффективности выступает средний темп изменения соответствующих социально-экономических показателей.

П - передача проекта в частный сектор

Форма государственной поддержки: ГФ – государственное финансирование;

ГИ – государственное инвестирование; ГЧП – государственно-частное партнерство.

Рис.6. Механизм принятия решений о государственной поддержке инновационных проектов Экспертным путем получены пороговые значения для оценки общественной эффективности: проект неэффективен, если средний темп изменения социально-экономических показателей менее 100%; если «положительное» изменении позиций составляет от 100% до 103% - эффективность недостаточная; от 103% до 107% - средний уровень эффективности; более 107% - высокая общественная эффективность. В основу оценки и отбора инновационного проекта положены следующие основные принципы: независимости; протяженности; денежных оценок; максимизации; динамичности; сравнимости; перспективности; многоэтапности оценки; учета неопределенности и рисков.

Одной из перспективных форм государственного регулирования процесса формирования инновационно-ориентированной экономики является развитие частно-государтсвенного партнерства в инновационной сфере. В таблице 8 представлены перспективные варианты частно-государственного инновационного взаимодействия.

Таблица 8.

Перспективные варианты частно-государственного партнерства в инновационной сфере

Вариант

взаимодействия Примеры реализации Ожидаемые результаты

Объединение ресурсов Совместное финансирование инноваций Расширение масштаба нововведений

Инновационная

кооперация Участие бизнеса в системе подготовки кадров для научно-инновационной сферы Расширенное воспроизводство научно-инновационного потенциала

Развитие инновационной инфраструктуры Государственные информационно-коммуникационные системы поддержки частной инновационной деятельности Обеспечение целостности национального инновационного пространства

Синтез в рамках

инновационного цикла Интеграция государственных научных учреждений с частными высокотехнологичными структурами Рост уровня инновационной активности, интенсификация инновационного цикла.

Реализация инноваций Государственные закупки наукоемкой продукции Обеспечение равномерного доступа к достижениям науки и технологий

Усиление социализации инновационных структур Государственное страхование части инновационных рисков Укрепление статуса инновационной деятельности.

Включение в международную инновационную кооперацию Государственная поддержка участия негосударственных структур в международных инновационных проектах Включение национального инновационного потенциала в мировой

Интеграция инновационных концепций Привлечение негосударственного сектора к управлению государственными инновационными активами Складывание общенациональной инновационной культуры


загрузка...