Концепция инновационного развития экономики в России: практико-ориентированный подход (26.12.2011)

Автор: Чекулина Татьяна Александровна

ЧЕКУЛИНА Татьяна Александровна

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Специальность

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

ТАМБОВ 2011

Работа выполнена на кафедре управления и предпринимательства

Академии экономики и управления

Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Научный консультант: доктор экономических наук, доцент

КОЛЕСНИЧЕНКО Елена Александровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

ИОДА Елена Васильевна

доктор экономических наук, профессор

МОРКОВИНА Светлана Сергеевна

доктор экономических наук, профессор

СТЕРЛИКОВ Федор Федорович

Ведущая организация:

ГООУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ

ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННЫХ

СИСТЕМ»

Защита состоится 25 февраля 2012 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.01 при Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 6, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и на официальном сайте ВАК Минобрнауки России http://www.vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан 20 января 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

Колесниченко Е.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На современном этапе функционирования национального хозяйства актуальной задачей является переход от сырьевой модели развития экономики к инновационо–ориентированной. В «Стратегии развития России до 2020 года» в этой связи указано: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития». В соответствии с этим уже в 2005 году были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», в 2006 году – «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года». В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Однако, несмотря на такие усилия, и государственная власть, и вся экономика страны пока в целом неинновационны; не сформирован рынок инноваций; не достигнуты значимые успехи в создании инновационного климата в стране. Практика показывает, что имеется низкая степень координации деятельности хозяйствующих субъектов и недостаточно высокий уровень реализации НИОКР. Это связано с тем, что:

потребность в инновациях со стороны предпринимательского сектора недостаточна, что обусловлено низким уровнем развития производства. В итоге это снижает эффективность реализации государственных программ по поддержке инновационных проектов и способствует «производству инноваций на бумаге»;

полностью не сформированы институциональные и организационно-правовые условия развития инновационной среды: нет четкой регламентации перехода прав на интеллектуальную собственность, отсутствует единая информационная среда инновационной деятельности;

неэффективен механизм коммерциализации инноваций, что связано с тем, что ученые и инженеры, разрабатывающие инновационные продукты, часто не могут представить их на рынке с благоприятных сторон, сохраняя при этом секреты производства данного продукта. Это приводит к снижению заинтересованности в производстве инновационной продукции;

несовершенна российская практика государственной поддержки научных исследований, которая отличается от зарубежной тем, что государство оплачивает не интеллектуальную собственность, а действия специалистов. Государственное финансирование научных разработок является, по сути, сметой на затраты, в результате чего исследования проведены, результаты опубликованы, но не внедрены в производство. Это дает нулевую эффективность финансовых вложений в прикладную науку, что доказывают ниже приведенные цифры. По оценкам Росимущества, стоимость нематериальных активов в России составляет всего 5 млрд. рублей (с учётом частных инвестиций), в том числе государственная собственность, накопленная за всю историю России и Советского Союза, оценивается лишь в 3,5 млрд. рублей. При этом почти 250 млрд. рублей ежегодно расходуется на НИОКР. Можно сказать, что на 250 млрд. рублей в год производятся отчеты, которые не оформлены в виде продукции интеллектуальной собственности, не поддерживают и не развивают экономику. Все это снижает инвестиционную привлекательность инновационных проектов в глазах зарубежных и отечественных инвесторов. Государственные программы, нацеленные на поддержку малых предприятий, имеющих достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест, не стимулируют эффект от внедрения инноваций.

Таким образом, предпринятые в последние годы меры по поддержке инновационной активности оказались неэффективны, и переломить сложившиеся негативные тенденции пока не удалось. Такое состояние российской инновационной сферы требует разработки новой концепции инновационного развития экономики России; смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки и прямого финансирования по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности ее функционирования, концентрацию усилий государства на решении критических для инновационного развития проблем – проблем реализации инноваций в практической деятельности и создания адекватной рыночной среды для этого.


загрузка...