Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков (26.10.2009)

Автор: Воронов Юрий Сергеевич

рования Возрастные

законы стано-

вления спор-

тивного мас-

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ

Рис. 7. Система управления многолетней спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе оптимизации её структуры и содержания

Таким образом, внедрение инновационной технологии управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков способствовало поступательному росту их спортивного мастерства (Р<0,05). При этом необходимо подчеркнуть, что результаты многолетнего педагогического эксперимента подтвердили правомерность выдвинутой нами исследовательской гипотезы и показали, что творческое использование теоретико-методических положений, полученных в процессе исследования, позволило значительно повысить эффективность соревновательной деятельности ориентировщиков и на этапе высшего спортивного мастерства.

В Ы В О Д Ы

1. У спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет в возрастном развитии каждого, отдельно взятого интеллектуального или физического качества выявлено от трёх до шести периодов повышенной чувствительности к внешним воздействиям, что даёт возможность избирательно совершенствовать выносливость в 10-11 и 15-16 лет, скоростно-силовые способности в 13-14 и 16-17 лет, скоростные способности в 10-13 и 14-15 лет, координационные способности в 9-10 и 13-14 лет, распределение внимания в 9-13 лет, оперативное мышление в 10-15 лет, переключение внимания в 10-14 лет, устойчивость внимания в 10-15 лет. У ориентировщиц целенаправленное развитие физических и интеллектуальных способностей необходимо проводить в следующие возрастные периоды: в 9-10, 13-14 и 15-16 лет – выносливость, в 10-13 лет – скоростно-силовые качества, в 10-12 лет – скоростные способности, в 10 и 13-14 лет – координационные способности, в 9-11 лет – распределение внимания, в 11-13 и 14-15 лет – оперативное мышление, в 9-10 и 12-13 лет – переключение внимания, в 9-12 лет – устойчивость внимания. Выявленная синфазность и гетерохронный характер развития исследованных способностей позволяет организовать обучающие и тренирующие воздействия адекватно ритмам возрастного становления параметров двигательной функции и умственной работоспособности и выделить возраст 15-16 лет как «определяющий» в плане становления технико-тактического мастерства юных ориентировщиков.

2. Установленная возрастная динамика развития физических и интеллектуальных способностей и достоверная взаимосвязь (Р<0,05) между результативностью соревновательной деятельности в спортивном ориентировании и такими показателями, как аэробная работоспособность (r=0,737), наглядно-образная (r=0,583) и оперативная (r=0,735) память, распределение (r=0,647) и переключение (r=0,539) внимания у ориентировщиков 9-10 лет; скорость чтения спортивной карты (r=0,888), аэробная работоспособность (r=0,577), оперативная память (r=0,558), наглядно-образное мышление (r=0,532), моторная координация (r=0,781), распределение (r=0,718) и переключение (r=0,526) внимания у ориентировщиков 11-12 лет; уровень аэробной работоспособности (r=0,904), наглядно-образное (r=0,718) и оперативное (r=0,699) мышление, моторная координация (r=0,822), распределение (r=0,655) и переключение (r=0,833) внимания у ориентировщиков 13-14 лет; уровень специальной выносливости (r=0,670), оперативное мышление (r=0,703), скорость чтения спортивной карты (r=0,823), наглядно-образная память (r=0,891), переключение (r=0,838) и распределение (r=0,654) внимания, моторная координация (r=0,713) у ориентировщиков 16-18 лет позволили значительно повысить объективность оценки уровня специальной подготовленности юных ориентировщиков, надёжно диагностировать спортивные способности при отборе и применять индивидуально-адекватные тренирующие воздействия.

3. Использование эволюционного подхода для выявления и обоснования закономерностей стимулируемого развития кинезиологических систем человека в процессе спортивной тренировки позволило установить, что ортогональные факторы специальной подготовленности ориентировщиков по составу и степени значимости на разных этапах многолетней тренировки существенно изменяются и располагаются в следующей взаимосвязанной последовательности. На этапе предварительной подготовки ведущую роль играют способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления (25,2%), скоростные способности (16,5%) и физическая одарённость (13,9%); на этапе начальной спортивной специализации: способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления (25,5%), физическая одарённость (11,6%) и надёжность соревновательной деятельности (10,1%); на этапе углубленной тренировки: способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления (59,9%), техническая подготовленность (11,2%) и физическая одарённость (7,6%); на этапе спортивного совершенствования: способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления (32,3%), техническая подготовленность (15,3%) и психическая регуляция соревновательной деятельности (10,7%). Установление состава и значимости доминантных факторов специальной подготовленности юных ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса дало возможность выделить в качестве приоритетных сторон спортивного отбора и комплексного педагогического контроля уровень развития специальной выносливости, переключения и распределения внимания, наглядно-образного и оперативного мышления.

4. На основании результатов констатирующего эксперимента выявлены и теоретически обоснованы фундаментальные закономерности формирования структуры соревновательной деятельности ориентировщиков 9-18 лет, которые можно рассматривать в качестве этапных модельных характеристик при обучении и конструировании соревновательных дистанций. В естественных условиях тренировки эти закономерности проявляются следующим образом: в период с 8 до 10 лет в обучении юных спортсменов технико-тактическим действиям основу должен составлять бег по линейным ориентирам (75-80%); с 10 до 12 лет – бег по линейным ориентирам (40-50%), передвижение по азимуту с чтением карты (25-30%), передвижение по точному чтению карты (10-15%); с 12 до 14 лет – бег по линейным ориентирам (25-30%), передвижение по азимуту с чтением карты (30-35%), передвижение по точному чтению карты (20-25%); с 14 до 16 лет – бег по точному чтению карты (50-60%). Возрастные изменения количественных и качественных характеристик структуры соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков, частота применения конкретных способов ориентирования в процессе преодоления соревновательной дистанции обусловливают последовательность начального обучения приёмам ориентирования, подбор и своевременную смену направленности тренировочных нагрузок, объём средств интегральной кондиционно-технической и кондиционно-тактической подготовки.

5. Становление спортивного мастерства ориентировщиков в многолетнем плане обусловлено анатомо-физиологическими и психическими особенностями развития организма человека и спецификой тренировочных воздействий. Выявлено, что сильнейшие ориентировщики приступили к специализированным занятиям в 12,6±1,2 лет. Наиболее одарённые спортсмены достигают высоких результатов через 5-6 лет регулярных занятий и к 17-18 годам выполняют норматив мастера спорта. Возраст демонстрации высших достижений, как у мужчин, так и у женщин, находится в диапазоне от 20 до 35 лет. Спортивный стаж длительностью 8-10 лет является предельным, и спортсмены, не достигшие за это время высоких результатов, в перспективе практически не способны к поступательному улучшению результативности соревновательной деятельности. Выявленные и теоретически обоснованные закономерности становления спортивного мастерства позволили проводить предварительный отбор юных ориентировщиков в широком возрастном диапазоне – от 10 до 13-14 лет и дали возможность обосновать логику структурирования и динамику тренирующих воздействий на каждом этапе многолетней подготовки.

6. Сформулированные нами, на основании установленных в исследовании закономерностей соревновательной деятельности ориентировщиков высокой квалификации, требования к текущему и оперативному контролю позволяют в качестве информативных и доступных использовать следующие тесты: скорость бега на уровне анаэробного порога (r=0,872-0,796), координация «глаз-рука» (r=0,814), PWC170 (r=0,793), ИГСТ (r=0,718) и содержание мочевины в крови. Для этапного контроля необходимо применять комплекс тестов, включающий 20-минутный бег с учётом пройденного расстояния (r=0,923), бег в подъём 200 м (r=0,684-0,874), бег на 30 м с ходу (r=0,584-0,711), кроссовый бег на 3-8 км (r=0,915), комплексное упражнение на силу (r=0,433-0,776), пятикратный прыжок в длину с места (r=0,497-0,893), а также оценку уровня развития моторной координации (r=0,363-0,621), распределения (r=0,417-0,939), переключения (r=0,626-0,931) и объёма (r=0,438-0,709) внимания, наглядно-образного (r=0,589-0,861) и оперативного (r=0,588-0,871) мышления. Применение экспериментально обоснованной методики комплексного педагогического контроля позволило достоверно (Р<0,05) повысить ежегодные темпы прироста специальной подготовленности юных спортсменов-ориентировщиков, стандартизировать процедуру тестирования, минимизировать батарею тестов и своевременно вносить текущие и итоговые управленческие коррективы в учебно-тренировочный процесс.

7. Выявлено, что информативность различных критериев спортивного отбора ориентировщиков на начальных этапах многолетней подготовки неодинакова. Анализ индивидуальной динамики показателей взаимосвязи основных физических и интеллектуальных способностей спортсменов 9-14 лет с результативностью соревновательной деятельности в ориентировании позволил разработать и экспериментально обосновать комплексные показатели, обладающие высокой прогностической значимостью. По мере повышения эффективности прогноза перспективности они располагаются в следующем порядке: а) интегральная оценка перспективности (r=0,861); б) исходный результат в соревнованиях (r=0,619); в) темп прироста физических и интеллектуальных способностей (r=0,542); г) физическая одарённость (r=0,379). Удовлетворительный прогноз спортивных способностей ориентировщиков 8-9 лет на 3-4 года вперёд может быть осуществлён по результатам оценки показателей темпа прироста уровня специальной подготовленности за первые полтора года тренировочных занятий. Для большинства признаков, характеризующих интегральную оценку перспективности, выявлены высокие корреляционные связи (Р<0,05-0,01) между ювенильными и дефинитивными значениями, что дало возможность при применении инновационной технологии раннего спортивного отбора повысить его эффективность в 2,4-3,4 раза.

8. Изучение и теоретический анализ проблем начального обучения юных ориентировщиков показал, что доминирующая в настоящее время методика обучения практически не учитывает роль интеллектуально-информационной составляющей соревновательной деятельности, как строго выраженного процесса, по длительности применения соответствующего времени преодоления дистанции. Результатом получения новых фактов стала разработка и апробация инновационной методики начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам спортивного ориентирования с одновременным, целенаправленным развитием физических способностей детей 9-12 лет (Р<0,05). Содержательная основа методики определяется следующими взаимосвязанными компонентами: а) формированием неосознанного мотивационного интереса к занятиям спортивным ориентированием; б) стимулированием познавательных творческих способностей на основе деятельностного подхода к тренировочному процессу; в) целевым применением специальных интеллектуальных заданий, направленных на развитие творческих способностей, что, в конечном итоге, активизирует процесс самоконтроля юных ориентировщиков, сопровождающийся осознанной оценкой не только конечного, но и промежуточных результатов собственной творческой активности, подготавливает спортсмена к восприятию обучающей информации определённого типа и способствует неуклонному повышению результативности соревновательной деятельности (Р<0,05).

9. На основании установленных закономерностей формирования у спортсмена-ориентировщика в процессе тренировки единичного зрительного образа, отображающего уникальность ландшафта конкретной местности и выступающего как результат аналитического решения проблемной задачи, разработаны и экспериментально обоснованы специальные требования к методике начального обучения базовым технико-тактическим действиям и навыкам, которые включают: а) создание у юного спортсмена обобщённого приёма формирования зрительного образа местности, как основы оперирования со спортивной картой; б) перенос этого приёма на последующие задания; в) применение возрастных алгоритмов конструирования тренировочных дистанций, направленных на активизацию соревновательной деятельности; г) повышение стабильности и результативности технико-тактических приёмов в вариативных ситуациях, моделирующих реальные условия соревновательной деятельности, что позволяет рассматривать процесс самостоятельного изготовления и последующего применения в ходе тренировки спортивных карт как наиболее действенное условие формирования устойчивого интереса к занятиям спортивным ориентированием.

10. Установленное в результате педагогического эксперимента рациональное соотношение средств тренировки спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетней подготовки позволяет внести следующие коррективы в учебно-тренировочный процесс: на этапе предварительной подготовки ОФП должна составлять 60%, СФП – 15%, ТТП – 20%, ТП – 5%, бег с ориентированием – 80±20 км, при общем объёме циклической нагрузки 1000±300 км; на этапе начальной спортивной специализации: ОФП – 30%, СФП – 35%, ТТП – 25%, ТП – 10%, бег с ориентированием – 150±40 км, ООЦН – 1700±350 км; на этапе углубленной тренировки: ОФП – 20%, СФП – 40%, ТТП – 30%, ТП – 10%, бег с ориентированием – 350±80 км, ООЦН – 2800±300 км; на этапе спортивного совершенствования: ОФП – 15%, СФП – 45%, ТТП – 35%, ТП – 5%, бег с ориентированием – 600±100 км, ООЦН – 4600±500 км. Использование тренировочных модулей, разработанных на основе системно-интегрирующего подхода к процессу подготовки, оптимизация (с тенденцией к минимизации) объёмов и интенсивности тренирующих нагрузок, обеспечили более высокий прирост показателей специальной выносливости, скоростно-силовых и скоростных способностей, переключения и распределения внимания, наглядно-образного и оперативного мышления у юных ориентировщиков (P<0,05-0,01).

11. Практическая реализация педагогической технологии управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков, направленной на достижение ими в будущем высших уровней спортивного мастерства, осуществляется на основе:

-приоритетного формирования и совершенствования базового компонента интегральной подготовленности, обозначенного нами как «техника чтения спортивной карты», который выступает в качестве ключевой структурно интегрированной подсистемы, обладающей высокой степенью согласованности между двигательными и интеллектуальными функциями и обеспечивает формирование кумулятивной адаптации к местности различного типа;

-целенаправленного повышения качественного аспекта процесса многолетней подготовки путём постоянного стимулирования мысленной активности самих

юных спортсменов-ориентировщиков;

-адекватности содержания тренирующих воздействий индивидуальным биоритмологическим особенностям возрастного развития физических и интеллектуальных способностей конкретных спортсменов, что позволяет обосновать индивидуально-оптимальный ритм учебно-тренировочной деятельности и оперативно устранять возникающие несоответствия между запланированными и реальными показателями подготовленности.

Конечным итогом управления на основе выделенных структурных компонентов

является формирование специализированной двигательной функциональной системы юного спортсмена-ориентировщика с соответствующим моторным, соматовегетативным и энергетическим обеспечением, что даёт возможность достичь должных на каждом возрастном этапе показателей спортивного мастерства и вывести подготовку на новый, доминирующий уровень.

СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

Воронов, Ю.С. Исследование соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №9. – С. 32-34.

Воронов, Ю.С. Основы многолетней подготовки юных ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №3. - С. 48-51.

Воронов, Ю.С. Управление многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Вестник спортивной науки. – 2004. – №3. – С. 35-42.

Воронов, Ю.С. Спортивный отбор в системе управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – №4. – С. 28-31.

Воронов, Ю.С. Управление многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков с учётом возрастной динамики специальной подготовленности / Ю.С. Воронов // Теория и практика физической культуры.- 2005.- №7. – С. 37-38

Воронов, Ю.С. Творческий подход при обучении юных спортсменов-ориентировщиков техническим действиям и навыкам / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2007. – №7. – С. 24-28.

Воронов, Ю.С. Морфологический анализ как предпосылка к конструированию соревновательных дистанций в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – №6. – С. 19-23.

Воронов, Ю.С. Индивидуализация тренировки юных спортсменов-ориентировщиков на основе учёта возрастных закономерностей биологического развития организма / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – №7. – С. 23-27.

Воронов, Ю.С. Управление параметрами тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков с целью достижения максимального тренировочного эффекта / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – №1. – С. 18-21.

Монография и учебные пособия:

Воронов, Ю.С. Система подготовки спортивного резерва в ориентировании: монография Ю.С. Воронов. – Смоленск: СГИФК, 2003. – 192 с.

Воронов, Ю.С. Спортивное ориентирование: учебное пособие / А.Э. Прусс, Н.Д. Васильев, Ю.С. Воронов, В.А. Пирог. – Смоленск: СГИФК, 1994. – 88 с.


загрузка...