Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков (26.10.2009)

Автор: Воронов Юрий Сергеевич

Этап углубленной тренировки

(13-15 лет) Дистанции Б и В используются на протяжении всего этапа.

Дистанции, развивающие психическую готовность (Г). Пройти дистанцию в заданном направлении с общего старта. Дистанция по памяти в заданном направлении (можно пользоваться картой, вывешенной только на старте и очередном КП). Преодолеть на максимально возможной скорости тренировочную трассу с наиболее простыми вариантами движения между КП. Дистанция в заданном направлении, на которой, помимо основных КП, в районе их расположения находится еще несколько дополнительных пунктов на сходных ориентирах.

Этап спортивного совершен-ствования

(16 лет и старше) Дистанции Б, В и Г используются на протяжении всего этапа.

«Непроходимые» дистанции. Сложные рельефные дистанции с лимитом времени. Дистанция с большим количеством КП по памяти. Дистанции по «белой» карте со сложной конфигурацией этапов. Дистанции по описанию ситуаций (этапов между КП).

Установленные закономерности возрастной динамики СД спортсменов-ориентировщиков позволяют выделить возраст 15-16 лет как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства, т.е. в многолетней подготовке необходимо к этому возрасту добиться освоения спортсменом полного объёма технико-тактических действий с использованием поэтапных моделей соревновательной деятельности.

Обоснование параметров тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков в процессе управления многолетней подготовкой

Проблема нормирования, планирования, контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок – одна из важнейших в системе подготовки юных спортсменов. Эффективное управление тренировкой детей, подростков, юношей и девушек возможно лишь в том случае, если нагрузки, с одной стороны, адекватны возрастным особенностям, а с другой – ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства (М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, 1990; В.Г. Никитушкин, 1994; П.В. Квашук, 2003).

Учитывая актуальность данного вопроса, в настоящем исследовании мы

поставили задачу изучить динамику тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки и экспериментально обосновать обеспечение должной преемственности в величинах тренировочных нагрузок, направленность и оптимальное соотношение основных средств подготовки для юных ориентировщиков на разных этапах возрастного развития.

Анализ дневников тренировок показал, что у квалифицированных ориентировщиков (МС-МСМК) наибольшее количество упражнений в целом, использованных в течение годичного цикла, – это кроссовый бег различной интенсивности. Далее в порядке убывания следуют: бег с ориентированием (БСО), ОФП, лыжная подготовка, теоретическая подготовка (ТП) и специальные беговые упражнения (СБУ) (рис. 2).

Рис. 2. Распределение (в %) общего количества упражнений по группам у спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации (МС-МСМК)

Идентичная динамика распределения основных средств подготовки в годичном цикле наблюдается и у квалифицированных ориентировщиц (МС-МСМК). У них, как и у мужчин, наибольший объём занимает беговая подготовка (71,3%), затем идут упражнения с картой на местности (15,3%), ОФП – 8,1%, теория – 2,8%, лыжная подготовка – 1,3% и СБУ – 1,2%. По сравнению с взрослыми ориентировщиками, у юных спортсменов (12-16 лет) отмечаются некоторые особенности в структуре распределения тренировочных упражнений. Основным средством подготовки является кроссовый бег, но его вклад в общий объём нагрузки значительно меньше (42,8-53,5%). Важное место в тренировочном процессе спортсменов данного возраста занимает общефизическая (14,4-20,1%) и лыжная подготовка (13,8-20,9%). Затем в порядке убывания следуют: беговые упражнения с картой (11,3-12,3%), теоретическая подготовка (4,9%) и СБУ.

Наибольшее количество упражнений использовалось квалифицированными ориентировщиками в октябре-ноябре, т.е. тренировка в этот период имела наиболее вариативный характер. Квалифицированные ориентировщики (мужчины и женщины) использовали в тренировочных занятиях 110-130 различных упражнений. У юных ориентировщиков (12-16 лет) количество использованных упражнений было на 11-14% меньше.

При анализе тренировочных нагрузок мастеров спорта и членов сборной команды страны исследовались усреднённые значения объёмов работы по группам средств в соответствии с разработанной классификацией. Установлено, что динамика объёмов тренировочных нагрузок в годичном цикле имеет общий для всех возрастных групп вид, и достаточно полно иллюстрируется на рисунке 3, на котором приводятся среднемесячные характеристики ООЦН. Их распределение характеризуется постепенным увеличением объёмов в подготовительном периоде. Максимальная величина бега за месяц достигает у квалифицированных ориентировщиков 550-650 км и приходится на март, и не превышает 9,4-10,2% от обще годовой.

Следует отметить, что наиболее широкий диапазон применения циклических нагрузок наблюдается в период с 14 до 17-18 лет. Так, в возрасте 14-15 лет ООЦН в среднем составляет 2305,7 км и изменяется от 1459 до 3245 км. Разница 1796 километров в год. По мере увеличения возраста диапазон нагрузки существенно увеличивается, и в 17-18 лет ООЦН в среднем составляет 4026 км в год и изменяется от 2600 до 5930 км. Как видно, разница возрастает до 3330 км. Конечно, не исключена возможность варьирования годового объёма нагрузки у спортсменов одного возраста. Такое изменение диапазона нагрузок неизбежно, так как физические возможности ориентировщиков даже одного возраста существенно отличаются. Однако не на столько, что бы разница в объёмах превышала 3000 и более километров в год. Как видно из представленных данных, увеличение спортивного результата в ориентировании обеспечивается различной динамикой применяемых объёмов тренировочных нагрузок. Так, если нагрузки ориентировщиков элиты (МС-МСМК) в каждой группе средств принять за 100%, то можно отметить постепенное её увеличение, по мере роста мастерства спортсменов, в таких показателях, как ООЦН и бег с ориентированием. Максимальный объём ОФП, теоретической подготовки и СБУ достигается спортсменами-ориентировщиками в 17-18 лет и составляет, соответственно, 158%; 117% и 108%.

500 Объём в километрах

Рис. 3. Динамика объёмов тренировочных нагрузок у высококвалифицированных ориентировщиков в годичном цикле

Условные обозначения: - ООЦН, - бег с ориентированием.

Понятно, что значимость различных средств подготовки для достижения высокого результата неоднозначна. При рассмотрении взаимосвязи между спортивным результатом в ориентировании в настоящем и прошедшем спортивных сезонах выявлена самая высокая степень связи (r=0,982). Такая высокая корреляционная связь даёт основание заключить, что спортивный результат в ориентировании является продуктом непрерывной многолетней подготовки. Объём бега средней (r=0,922) и высокой (r=0,704) интенсивности указывает на то, что данный показатель оказывает существенное влияние на спортивный результат. Можно утверждать, что объём циклических упражнений, выполняемых в смешанном и анаэробном режимах энергообеспечения, определяет развитие потенциальных возможностей организма спортсмена. Увеличение числа соревновательных стартов положительно отражается на состоянии специальной подготовленности ориентировщиков, что определяется тесной положительной связью между количеством проведённых соревнований и их успешностью (r=0,823). Такая же картина характерна и для показателей бега с ориентированием (r=0,865). Следовательно, опыт участия в соревнованиях и применение в тренировках разнообразных упражнений с картой повышает уровень проявления специальной подготовленности (Р<0,01).

Таким образом, видно, что у ориентировщиков в системе круглогодичной тренировки применяется обширный и разнообразный состав средств подготовки. Однако опыт нашей работы показывает, что интенсификация тренировок спортсменов любого возраста возможна только при соблюдении принципа постепенности и вариативности и, в основном, за счёт нагрузок, выполняемых в аэробно-анаэробном режиме.

Для расчёта должных норм тренировочной нагрузки у ориентировщиков различного возраста нами применялось уравнение логистической кривой, свойства которой соответствуют дидактическому принципу доступности и вполне объяснимы с биологической точки зрения. Полученные данные были выражены в форме математической зависимости, связывающей возраст спортсмена и параметры объёмов тренировочных нагрузок (рис. 4).

Установлено, что повышение специальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков на всех этапах подготовки зависит от структуры и динамики общего и частного объёмов нагрузки и её интенсификации. Разработанная нами технология планирования тренировочных нагрузок способствует более высоким темпам прироста показателей специальной выносливости, при этом не снижается уровень технической и общей физической подготовленности, который соответствует должным нормам на всех этапах многолетней тренировки.

6400 км

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Возраст

Начальной специализации Углубленной тренировки Спортивного совершенствования Этап

12-14 % 18-20 % 20-25 % Прирост

Рис. 4. Модельные показатели общего объёма циклической нагрузки у спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетней подготовки

Изучение структуры средств подготовки ориентировщиков позволило установить, что их многолетний тренировочный процесс характеризуется возрастанием годовых объёмов средств технической и беговой направленности в среднем на 12-36% в год. Нагрузки максимальной интенсивности в общем объёме циклической нагрузки у спортсменов-ориентировщиков составляют 0,6-1,1%. Прирост около предельных и предельных годовых тренировочных нагрузок обусловливается возможностями растущего организма, и составляют 3-4% на этапе начальной спортивной специализации и до 8-10% на остальных этапах. Индивидуализация подготовки для юных ориентировщиков предусматривает увеличение объёма бега с картой, нагрузки в аэробном и смешанном режимах, и минимизацию малоэффективных нагрузок (ОФП, спортивных игр и т.п.) в процессе роста спортивного мастерства. Внедрение индивидуально-приемлемых норм тренировочных нагрузок обеспечило выраженное направленное повышение работоспособности и максимальную мобилизацию резервных возможностей кардио-респираторной системы и интеллектуальных способностей у юных ориентировщиков.

Спортивное ориентирование является самостоятельным видом спорта и соревнования – важная составная часть многолетней спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек. В настоящее время процесс спортивной тренировки в ориентировании необходимо рассматривать в рамках системного подхода, где одним из основных компонентов системной подготовки выступает технология конструирования соревновательных дистанций, которая имеет ряд практических проблем. Это положение дало возможность применить морфологический анализ, как метод активизации творческого мышления при управлении соревновательными нагрузками спортсменов-ориентировщиков.

Суть морфологического анализа состоит в следующем. Он обычно означает создание матрицы из трёх и более переменных и изучение всех возможных комбинаций. Исходной позицией морфологического анализа является постановка проблемы. Далее проводится её декомпозиция, т.е. разделение на составляющие подпроблемы, которые, в свою очередь, также могут быть подвергнуты декомпозиции. Таким образом строится морфологическая схема, которая помогает глубже понять содержание проблемы и найти оптимальный путь её решения.

Рассматривая аспекты конструирования соревновательных дистанций в спортивном ориентировании с позиций управления тренировочным процессом, можно отметить, что морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию, а выделение элементов по принципам функциональной значимости, роли, и прямую или опосредованную связь с внешней средой. Исходя из этого, нами было проанализировано более 600 соревновательных дистанций в ориентировании бегом. Выявленные в процессе этих исследований закономерности соревновательной деятельности позволили заключить, что технология конструировании соревновательных дистанций в ориентировании бегом на основе морфологического анализа представляет собой определённую последовательность аналитических действий: 1) формулируется конкретная задача, подлежащая решению; 2) задаётся перечень наиболее важных параметров, от которых зависит решение обозначенной проблемы (табл. 13); 3) каждому из параметров определяется число различных независимых свойств; 4) составляется матрица параметров и свойств (рис. 6); 5) рассматривается функциональная цепочка всех наиболее оптимальных решений и потенциальная возможность их осуществления; 6) выбирается наиболее предпочтительное решение для практической реализации.

Таблица 13. Перечень наиболее важных структурных элементов соревновательных дистанций заданного направления в спортивном ориентировании бегом

Структурные элементы (Рn) Свойства (Рn)

1 2 3 4 5

1.Длина этапа дистанции Короткие этапы Средние этапы Длинные и средние Короткие и средние

2.Способ ориентирования Бег по ЛО Бег по ТЧК Бег по АЧК Бег по ТА

3.Ориентиры для постановки КП Площадные Линейные Точечные Рельефные

4.Конфигурация дистанции Кольцевая Линейная Разомкну-тая С пересе-чением


загрузка...