Теоретико-методологические основы принятия решения в управлении промышленными организациями (26.10.2009)

Автор: Ворона-Сливинская Любовь Григорьевна

17. Создание необходимых систем ресурсов обеспечивает экономическую безопасность промышленных организаций, которая является основой для их устойчивого долгосрочного экономического роста.

Экономическую безопасность промышленной организации с точки зрения ресурсного подхода можно определить с помощью коэффициента экономической безопасности по формуле:

A ij+ )/(1/2)N (N-1), (1)

где Аij+ - количество бизнес-процессов, не обеспеченных необходимыми ресурсами;

N - общее количество бизнес-процессов.

18. Выбор производственных стратегий имеет прямое отношение к прошлому и будущему промышленных организаций. Поскольку их производственные системы являются результатом ранее принятых решений, они часто выступают ресурсным ограничением для дальнейшего развития промышленных организаций.

19. Стратегические решения играют критическую роль в обеспечении устойчивости хозяйственной деятельности промышленных организаций. Их можно определить как целенаправленный выбор наиболее эффективной альтернативы изменения производственной системы в качестве хорошо спланированного ответа на внешние вызовы, результатом реализации которого должна стать пролонгация жизненного цикла и длительное сохранение себя в качестве юридического лица.

20. Анализ мировой практики использования производственных стратегий позволяет проследить их эволюцию, которая представлена таксономией в таблице 2.

Таблица 2

Эволюция производственных стратегий

Период времени 1970 + 1980 + 1990 + 2000 +

Производственная стратегия Производственного толчка (push manufacturing) Экономное производство

(lean manufacturing) Гибкое производство

(flexible

manufacturing) Адаптивное производство

(adaptive manufacturing )

Рыночный драйвер Снижение затрат Качество Быстрое реакция на спрос и производство продукта Сокращение времени вывода продукта на рынок

Цель Наращивание производственных мощностей Минимизация всех форм потерь Расширение рыночного сегмента Удовлетворение потребителей

Стратегия производственного толчка (push manufacturing). Промышленные организации в 70-х годах прошлого столетия в большинстве своем наращивали производственные мощности и выпуск продукции. На рынке наблюдалось доминирование продавца и однообразие массовой продукции. Рыночным драйвером выступает снижение себестоимости на основе эффекта масштаба. Планирование промышленного производства основывалось на основе прогнозов.

Экономное производство (lean manufacturing). В основе этой производственной стратегии японского происхождения лежит философия минимизации всех форм потерь. Концентрация на узкой продуктовой номенклатуре с относительно предсказуемым спросом дала возможность промышленным организациям, сделавшим выбор в пользу этой производственной стратегии в 80-х годах прошлого столетия, превзойти по многим показателям предприятия, которые продолжали наращивать производственные мощности для выпуска массовой продукции. Эта стратегия показала блестящие результаты в японском автомобилестроении и нашла широкое применение в других секторах промышленности.

Все эти факторы значительно усложнили хозяйственную среду промышленных организаций и потребовали отказаться от стратегии экономного производства, поскольку его философия была сконцентрирована главным образом на обслуживании производства, ориентированного на относительно стабильный спрос и относительно слабое продуктовое разнообразие.

Производственная гибкость стала новым стратегическим императивом, а производство стало фокусироваться на продуктовой дифференциации и массовой кастомизации. Гибкое производство - это философия использования универсального оборудования и хорошо подготовленного персонала.

Гибкое производство (flexible manufacturing). В конце 80-х и начале 90-х была разработана стратегия гибкого производства. Этот постиндустриальный феномен был ответом на возросшую волатильность рынка, сокращение продуктовых жизненных циклов, необходимость быстро отвечать на изменяющиеся потребности покупательского спроса за счет изменения параметров производственных систем.

Все эти факторы, значительно усложнив хозяйственную среду промышленных организаций, потребовали отказаться от стратегии экономного производства, поскольку его философия была сконцентрирована главным образом на обслуживании производства, ориентированного на относительно стабильный спрос и относительно слабое продуктовое разнообразие.

Производственная гибкость стала новым стратегическим императивом, а производство стало фокусироваться на продуктовой дифференциации и массовой кастомизации. Гибкое производство - это философия использования универсального оборудования и хорошо подготовленного персонала.

Поскольку гибкость обеспечивалась за счет увеличения затрат, промышленные организации начали осознавать, что, хотя избыточные и гибкие производственные мощности позволяют лучше справляться с проблемами изменчивости спроса, хотя производственный аутсорсинг часто является более надежным способом достижения тех же целей. Аутсорсинг позволил значительно снизить постоянные затраты, однако когда производство перешагнуло границы фирмы, потеря контроля над технологическим процессом стало главной проблемой промышленной организации.

Адаптивное производство (adaptive manufacturing). В конце 90-х годов прошлого столетия технологические прорывы в области информационных технологий коммуникаций оказали сильное влияние характер производственных процессов в промышленности.

Одновременно широкий доступ массового потребителя к информационным ресурсам заставил промышленные организации быстро реагировать на возросшую динамику рынка. В этих целях промышленные организации стали применять адаптивную производственную стратегию.

Адаптивность производственной системы характеризуется двумя основными характеристиками гибкостью и скоростью переналадки.

Гибкость производственной системы и скорость переналадки позволяли промышленной организации варьировать объемами производства и выпускаемой номенклатурой.

Эта производственная стратегия обеспечивала быстрое удовлетворение чувствительных ко времени потребностей рынка. Необходимо отметить, что производственные стратегии младшего поколения не заменяют старшие модели, вместо этого они дополняют их новыми возможностями, как показано в таблице 3.

Таблица 3

Содержание и возможности производственных стратегий

Направленность

производственной стратегии Производственная

стратегия Производственные

возможности

Гибкость и скорость переналадки производственной системы Адаптивное производство (adaptive manufacturing) (КЗ) ,(СЗ) ,(СТЗ), (ИЗ)

Продуктовая дифференциация и массовая кастомизация Гибкое производство (flexible manufacturing) (КЗ), (СЗ), (СТЗ), (ИЗ)

Улучшения качества Экономное производство (lean manufacturing) (СЗ),


загрузка...