Теоретико-методологические основы принятия решения в управлении промышленными организациями (26.10.2009)

Автор: Ворона-Сливинская Любовь Григорьевна

- производственные системы этих предприятий достаточно инертны в силу сложившихся базовых компетенций и исторических технологических траекторий, что является характерным недостатком стратегического планирования, которое ориентирует их исторические на традиционные рынки;

- производственные системы, представляющие собой ресурсную основу промышленных организаций, практически не подвержены изменениям в части:

а) смены направленности вектора вертикальной интеграции или

б) диверсификации производства.

4. В современных условиях стратегическое управление промышленными организациями не направлено на обеспечение выживаемости, имея в виду важность длительной жизнеспособности и социальной ответственности в целях их социально-экономической стабильности, за счет развития и совершенствования производственных систем, эффективное использование которых зависит от адекватной производственной стратегии.

5. Цель промышленных организаций - выпуск продукции, которая является предметом их специализации, основанной на базовых компетенциях и технологической траектории.

Вот почему стратегическое планирование в промышленных организациях в целях достижения поставленных целей, например расширения или изменения выпускаемой номенклатуры, должно опираться на ресурсные возможности производственной системы, в недрах которой создаются конкурентные преимущества, которые выступают фундаментальным фактором для формирования производственной стратегии.

В этой связи в трихотомии уровней управления применительно к промышленным организациям главный акцент должен быть поставлен на производственной системе как объекте управлении и принятия решений.

В этой связи становится очевидным снижение стратегической роли производственной функции промышленных организаций, как бизнес-ресурса, и сведение ее к чисто техническому качеству, во-первых, и, во-вторых, сведение на нет роли производственной стратегии, как части или основы корпоративной или бизнес-стратегии.

Такое разделение производства и процесса разработки стратегии в современной управленческой литературе находится в противоречии с центральной ролью производственной функции в промышленных организациях, которую формируют базовые компетенции, динамические способности, создающие в течение времени технологическую траекторию промышленной организации.

Вот почему представляется необходимым определить:

а) что представляет собой производственная стратегия промышленной организации; и

б) ее место при разработке стратегического плана предприятия.

Производственная стратегия - это использование промышленными организациями определенных свойств производственной функции для достижения конкурентного преимущества.

Стратегическая важность производственной функции для заключается в необходимости гармонизировать маркетинговую и производственную стратегии. И использовать их на корпоративном уровне планирования, иначе они (промышленные организации) будут обременены неконкурентоспособной производственной системой.

7. Сложившийся социально - экономический уровень развития и инновационной активности промышленных организаций на современном этапе развития не отвечает экономической сущности их производственных систем:

а) как производительного агрегата ресурсов, который является основой для создания конкурентных преимуществ и потребительской стоимости;

б) как (в составе промышленной организации) ключевого элемента в экономическом механизме страны.

7. Стратегические решения, как функция стратегического управления, должны быть направлены главным образом на изменение производственной системы, что связано с оптимизацией или реконфигурацией ресурсов, которые обеспечивают реализацию производственной стратегии промышленной организации.

В этом смысле ресурсы, на основе которых создаются базовые компетенции и технологическая траектория промышленных организаций, являются объектами приятия стратегических решений

8. Создание долговременных конкурентных преимуществ является главным фактором устойчивого экономического роста промышленных организаций, сдерживающим фактором которого является интенсификация рыночной турбулентности, в результате чего внешняя среда промышленных организаций становится более динамичной, сложной, неопределенной, диверсифицированной и враждебной

В таких условиях промышленные организации испытывают большие сложности, как-то:

(а) при адаптации к новым вызовам, используя известные знания и опыт;

(б) при определении стратегии своего будущего развития;- чтобы быстро и адекватно респондировать на изменения внешней среды.

Турбулентность внешней среды влияет на стратегические опции промышленных организаций. С этой точки зрения выбор стратегий, которые отвечают на внешние вызовы или влияют на них, изменяет структуру и портфель базовых компетенций промышленных организаций в долгосрочной перспективе.

Долгосрочные конкурентные преимущества и базовые компетенции могут создаваться не только внутри промышленных организаций. Они часто обязаны своим происхождением внешней среде. Эта среда включает в себя разнообразные факторы, такие, как: конкуренты, потребители, поставщики, продавцы, правительственные органы, редкие внешние ресурсы, технологии, знания, а также различные политические, экономические, социальные и демографические факторы и т.д.

9. Старые конкурентные базовые компетенции и ресурсы могут становиться препятствиями для промышленных организаций при ведении хозяйственной деятельности в условиях динамичной и сложной, быстро изменяющейся внешней среды.

Зависимость от технологической траектории при оценке «открывающихся возможности и синхронизации стратегических решений» в условиях турбулентной внешней среды позволяет механизмам рыночной селекции снижать конкурентоспособность промышленных организаций, что, в конечном счете, может приводить к их закрытию.

С другой стороны, опора на прежнюю технологическую траекторию дает хорошие результаты, когда промышленные организации эффективно адаптируются и используют открывающиеся возможности.

10. Ресурсная концепция стратегического управления построена на том, что конкурентные преимущества возникают, как результат обладания промышленными организациями необходимыми ресурсами.

Ресурсы выступают как слабые или сильные стороны промышленных организаций. Ресурсная теория рассматривает промышленную организацию как совокупность продуктивных ресурсов, причем каждая организация в этом смысле является уникальной.

На ресурсной концепции построены современные теории динамических способностей и экономики знаний. Промышленная организация суть совокупность ресурсов, способных генерировать прибыль.

Создание новых способов управления агрегатами существующих ресурсов или создание новых систем ресурсов, компетенций и способностей, чтобы адекватно реагировать на вызовы внешней среды, - главная область поиска решений в системе стратегического управления.

В узком понимании разработка стратегии промышленной организации сводится к планированию использования ресурсов и создания способностей для достижения своих целей в части обеспечения себе конкурентных преимуществ.

С более широкой организационной точки зрения формирование стратегий промышленных организаций заключается в рациональном определении жизненно важных для них интересов и целей, которые им необходимы для длительного сохранения себя в качестве институтов.

В таком понимании стратегии связаны с внешними и внутренними факторами, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы материально повлиять на будущее промышленных организаций.

Выживаемость промышленных предприятий зависит от преодоления их организационной инерции. Эволюционируя, они строят свои стратегии на основе организационных изменений, которые дают им возможность пролонгировать свой жизненный цикл.

11. Конкурентное преимущество промышленной организации необходимо рассматривать как соотношение трех факторов.

Ими выступают параметры рынка, продукта и производства. Параметры рынка включают в себя внешние связи промышленной организации, например с поставщиками и потребителями. Эти контакты обслуживают такие функции промышленной организации, как маркетинг, снабжение и сбыт.

К характеристикам продукта, которые задаются НИОКР - функцией промышленной организации, относятся его технический уровень, технологичность и другие параметры, удовлетворяющие требования потребителей.


загрузка...