Акмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника (26.10.2009)

Автор: Трофимова Наталья Борисовна

Как уже отмечалось, центральной смыслообразующей характеристикой нравственности является способ отношения к Другому, поэтому ценность таких качеств, как уважение окружающих, забота, честность и человечность явилась ярким проявлением нравственной направленности учащихся экспериментальных классов. В контрольных классах можно говорить о направленности не на другого человека, а, в первую очередь, на себя.

Развитие духовного потенциала старшего школьника предполагает высокий уровень развития культуры личности, что означает усиление интегративных связей, способствующих развитию внутренней гармонии человека, и общей сопряженности между духовным, нравственным и познавательным компонентами. Уместно отметить, что интеллект без нравственности неразумен. Нравственность без интеллекта может оказаться безнравственной. Данную дихотомию можно соотнести с понятием «одухотворенность умственной деятельности», которая рассматривается нами как осознанная позитивная мотивация познавательных процессов личности, так как только в случае положительного настроя можно говорить об одухотворении. Нельзя вдохновиться разрушительными идеями, являясь при этом психически полноценной личностью. Подтверждением этого стало исследование познавательного структурного компонента духовного потенциала старшего школьника. Был использован тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра для определения коэффициента интеллекта (IQ), однако выявленные особенности интеллекта старшеклассников не всегда гарантируют их творческие достижения и успехи, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к овладению необходимыми знаниями и умениями. Поэтому для характеристики познавательного компонента духовного потенциала использовался еще и тест П. Торренса для определения креативности и анализ показателей уровня успеваемости.

При сравнении средних показателей тестов Р. Амтхауэра и П.Торренса – коэффициента интеллекта и уровня креативности – выше оказались все когнитивные показатели у старших школьников из экспериментальной группы, но значимые различия были обнаружены для переменных оригинальность и разработанность (табл.2).

Таблица 2. Сравнительная значимость различных критериев для когнитивных показателей

Когнитивные показатели

Тип группы Значимость критериев для независимых выборок

Контр. Экспер. t-критерий Манна-Уитни Колмогорова -Смирнова Вальда-Волфовица

IQ (тест Амтхауэра) 5,0 5,6 0,121 0,140 0,068 0,000

Оригинальность(тест Торренса) 5,0 5,7 0,058 0,120 0,014 0,000

Разработанность (тест Торренса) 4,7 6,6 0,000 0,000 0,000 0,020

Статистическая достоверность полученных данных может быть подтверждена с помощью t-критерия, а также непараметрических аналогов – критерия Манна-Уитни, критериев Колмогорова-Смирнова и Вальда-Волфовица.

Накоплению жизненно важной информации, предметных и общих знаний, научных сведений способствуют исследуемые когнитивные показатели. Старшие школьники из экспериментальных классов отличаются оригинальностью идей, способностью к изобретательской и конструктивной деятельности, восприимчивостью к новым идеям, готовностью освободиться от обыденных представлений от ребят из контрольных групп. Высокая креативность показателей «оригинальность» и «разработанность» характеризует появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, потребность в творчестве, высокая интеллектуальная активность и неконформность суждений. Очень важно, чтобы имел место баланс между интеллектуальным и творческим потенциалами, из которых первый способствует стабилизации и устойчивости существования личности в быстро меняющемся мире, а второй обеспечивает личности возможность для саморазвития. Между тем интеллектуальная активность человека зависит от его личностных качеств, а не от интеллектуальной базы. Поэтому высокая научная подготовка без соответствующего духовно-нравственного развития ведет к прагматизму и внутренним противоречиям взрослеющей личности.

Данный факт согласуется с нашей идеей о том, что интенсифицировать развитие духовного потенциала старшего школьника возможно при высоком интеллектуальном развитии школьников и яркой выраженности у них нравственного поведения. Проявление альтруистического поведения, эмпатии и ориентации на Другого не только находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития школьников, но и предполагает развитие аффилиации в форме потребности в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви, открытости, искренности.

В ходе анализа показателей уровня успеваемости в контрольной и экспериментальной группах испытуемых значимой связи между данными показателями по критерию (2 не выявлено. Это может быть объяснено возрастными особенностями респондентов, для которых новая социальная позиция изменяет значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта учебной и последующей трудовой деятельности.

Следует отметить, что при сравнении уровня успеваемости с нравственным интегральным показателем ТАТ в экспериментальной группе была обнаружена следующая закономерность: чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень развития нравственных показателей. Эта закономерность отражает взаимосвязь и взаимозависимость данных двух компонентов и является своеобразной характеристикой нравственной ответственности за свои действия, и духовный потенциал реализуется через нравственный ресурс и познавательную возможность старшего школьника.

Для подтверждения гипотезы о возможности преобразования ценностей старшего школьника средствами психолого-педагогического сопровождения, для изучения индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступков, использовалась методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ). В качестве основного диагностического конструкта используются терминальные ценности, которые реализуются в различных жизненных сферах (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).

Результаты данного теста показали (табл. 3.), что для испытуемых экспериментальной группы, в отличие от школьников контрольной группы, достоверно большую значимость имеют такие ценности, как саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, которые составляют группу духовно-нравственных ценностей и отражают нравственно-деловую направленность личности. Соответственно, для школьников контрольной группы достоверно большую значимость имеют такие ценности, как достижение, материальное положение, сохранение индивидуальности, собственный престиж, которые составляют группу эгоистически-престижных ценностей (прагматические) и свидетельствуют о такой же направленности личности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что при высоких показателях духовно-нравственных ценностей направленность личности старшего школьника экспериментальной группы является гуманистической, это характеризует развитие и саморазвитие личности, её высшие ценности и смыслы: любовь, творчество, свободу, ответственность, глубинное межличностное общение, в котором проявляется устойчивая устремленность на Другого, на понимание его мыслей, чувств, ожиданий, поступков и которое является следствием доминирования ведущих мотиваций. Гуманистическая направленность – это, в первую очередь, отношение «Я-Другой», это позиция, в которой проявляется личность, её духовный потенциал.

Таблица 3. Значимые различия интегральных переменных «жизненные ценности» в разрезе переменной «тип группы» (вся выборка)

Тип группы

Контрольная Экспериментальная

M (среднее значение) M (среднее значение)

Нравственно-деловая направленность личности 22,4 27,4

Эгоистически-престижная напр-ность личности 27,9 23,8

В целом, старшие школьники в экспериментальных классах ориентированы на познание своих индивидуальных особенностей, на преобладание духовных потребностей над материальными, на руководство морально-нравственными принципами в значительно большей степени, чем ребята в контрольных классах.

Проявление духовно-нравственных ценностей рассматривалось в социально значимых для данного возрастного периода жизненных сферах, а именно в сфере: обучения и образования; общественной жизни; увлечений; физической активности. Сферы профессиональной и семейной жизни для периода старшего школьного возраста еще незначимы, и акцент на них мы не делали.

Полученные результаты позволяют утверждать, что для старших школьников экспериментальной группы характерно стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в разных сферах жизнедеятельности – обучении и образовании, общественной жизни и увлечениях. Средние значения этих показателей значимо отличаются от показателей респондентов контрольной группы. Поэтому старшие школьники экспериментальной группы тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом её этапе и считая, что главное – добиться их достижения. Стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора – главное в их жизни на данном этапе. Это является основанием для развития чувства собственной значимости, независимости и положительного отношения к себе. Данные выводы подтверждают значимые корреляции жизненных ценностей с перечисленными сферами их применения (табл. 4).

Таблица 4. Корреляционная таблица (-Кендалла для интегральных показателей жизненных ценностей и показателей жизненной сферы (экспериментальная группа)

обучение и образование общественная жизнь увлечения физическая активность

Нравственно-деловая направленность личности ,61* ,58* ,48* -,03

Эгоистически-престижная направленность личности ,53* ,29* ,46* -,16

Таким образом, с помощью методики МТЖЦ была определена индивидуальная система ценностей старшеклассников, которая, в свою очередь, определяет систему ценностно-смысловых ориентаций личности (ценностно-смысловой потенциал). Формируясь и развиваясь в процессе социализации, эта система имеет многоуровневую структуру. Вершина её – духовные ценности, связанные с идеалами и жизненными целями. Своеобразием духовной сферы человека является уникальная способность улавливать «идею», смысл, назначение предмета, явления природы или культуры. В отношении внутреннего мира другого человека рассматриваемая интенция становится «отношенческой способностью», начиная с эмпатии и заканчивая высшими примерами преданности и любви.

Проблема развития духовного потенциала принимает вид социальной необходимости. В связи с этим возрастает роль воспитания подрастающего поколения на основе духовно-нравственных свойств русского человека, на знаниях о национальной самобытности, исторических традициях, интересах и предпочтениях своей Родины. Важное значение имеют мероприятия психолого-педагогического сопровождения, направленные на оптимизацию процессов развития и реализации духовного потенциала старшего школьника.

Для исследования социализирующего компонента духовного потенциала старшего школьника использовались проективная методика «Мое будущее» (для изучения социальных ожиданий) и опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда).

Результаты исследования социальных ожиданий свидетельствуют об ограничении ожиданий будущего ближайшей временной перспективой. Большинство испытуемых все значимые в этом отношении события (окончание школы и поступление в вуз, достижение высокого уровня благосостояния, создание семьи) планируют на ближайшие пять лет. Ожидания в целом идеализированы, утопичны, характеризуются упрощенным видением будущего и предполагают небольшое количество событий.

В контексте наших предыдущих исследований важно было рассмотреть актуальный вопрос о том, как оптимально сочетать духовно-нравственное развитие старшего школьника в процессе воспитания с развитием навыков приспособления к социуму. С этой целью участникам нашего исследования было предложено ответить на вопросы опросника социально-психологической адаптации, разработанного К. Роджерсом и Р. Даймондом.

В ходе анализа средних показателей адаптации старшеклассников значимые отличия были обнаружены для параметров исследования: самопринятия, принятия других, эмоциональной комфортности. Они значимо выше в экспериментальных классах. Рассматривая данные характеристики по гендерному основанию, можно говорить о значимом доминировании показателей принятия других и эмоциональной комфортности у девушек по сравнению с юношами. Если учитывать тот факт, что проблема взаимодействия является центральной в теории адаптации и, на наш взгляд, наиболее точно отражает особенности процесса психологической адаптации, то можно предположить более успешную адаптацию в обществе девушек, чем юношей.

Важно отметить, что адаптивный тип поведения соответствует максимальному среднему показателю адаптации по методике Роджерса-Даймонда. В результатах дисперсионного анализа обнаружены значимые различия межгрупповых средних для следующих переменных: принятие других (p=0,004, F=6,04), интернальность (p<0,001, F=19,68), стремление к доминированию (p<0,001, F=21,26). Это значит, что для старшеклассников с умеренной и низкой степенью адаптивного поведения характерна положительная ориентация в процессе общения на Другого и принятие его, это характеризует склонность личности к сотрудничеству, гибкости и способности к компромиссу при решении проблем в конфликтных ситуациях. Старшеклассникам этой группы свойственно стремление оказать помощь в достижении общих целей, проявить теплоту и дружелюбие в отношениях с другими людьми. Также можно отметить высокую степень внутреннего контроля за своим поведением, действиями. В процессе общения эти школьники чувствуют себя уверенно, независимо, имеют и отстаивают свое мнение.

Вышеназванные уровни адаптации (низкая и умеренная) будут отличаться друг от друга лишь степенью выраженности. Поэтому можно объединить их в одну группу – адаптивное поведение. Именно старшеклассники с таким типом поведения будут характеризоваться как школьники, имеющие предельный уровень духовного потенциала.

Социализация не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же ситуации неодинаково воспринимаются и переживаются различными людьми, а потому они оставляют своеобразный след в психике, в душе, в личности человека.


загрузка...