Акмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника (26.10.2009)

Автор: Трофимова Наталья Борисовна

УДК 159.922

ББК 88.840.1

ТРОФИМОВА Наталья Борисовна

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Специальность: 19.00.13 – психология развития, акмеология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Работа выполнена на кафедре социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Научный консультант - доктор психологических наук,

профессор

Коваль Нина Александровна

Официальные оппоненты - доктор психологических наук,

профессор

Матяш Наталья Викторовна

доктор психологических наук,

профессор

Москаленко Ольга Валентиновна

доктор психологических наук,

профессор

Сонин Валерий Абрамович

Ведущая организация -

Московский городской психолого-педагогический университет

Защита состоится «11» декабря 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.261.09 в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, д. 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 6.

Автореферат разослан «____» ________________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Т.В. Казакова I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования духовного потенциала обусловлена потребностью государства влиять на содержательный вектор развития личности с учетом заложенных в ней явных и скрытых возможностей созидательной деятельности. Важность такого влияния заметно увеличивается в условиях демократических преобразований в России и формирования новых нравственных ориентиров граждан на фоне утраты ранее сформированных социальных стереотипов и возвращения к исконно национальным духовным ценностям (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.Г. Морогин, С.Л. Смирнов, В.П. Тугаринов, В. Франкл, М.С. Яницкий и др.). Духовный потенциал рассматривается как типологическая характеристика российской ментальности, для которой характерна вера в возможности человека, стремление к преодолению возникающих трудностей, уверенность в силе человеческого духа (В.А. Бачинин, В.И. Беляев, В.П. Зинченко, А.А. Пелипенко, В.А. Сонин и др.). Духовный потенциал является существенной характеристикой ситуации духовного выбора, создания нравственных ценностей, развития и утверждения национальной культуры, воспитания подрастающего поколения и обеспечения внутренней свободы личности.

Учитывая коллективный характер российской культуры, ученые в ряде случаев рассматривают духовный потенциал личности как явление интерактивное, носящее синергетический характер; значит, сила коллективных возможностей в своей совокупности противопоставлена индивидуальным попыткам личности реализовать себя в изоляции от социальной группы (И.А. Гуськов, В.В. Кочетков, А.В. Мудрик, М.А. Низиков, В.М. Савченко, Е.Г. Слуцкий, Е.И. Федак и др.).

Большое значение для понимания сущности процесса развития духовного потенциала имеет личностный рост старшего школьника, когда потенциал его духовных возможностей значительно увеличивается вместе с личностным созреванием, обусловленным возрастным периодом его развития.

Несмотря на большое значение старшего школьного периода в исследовании развития духовного потенциала, этот временной отрезок личностного становления исследован пока ещё недостаточно. В науке в неполной мере разработано научно-практическое обеспечение психологического влияния на этот процесс и способы его регулирования психологическими средствами. Можно утверждать, что пока еще недостаточно полным является понимание того, что, собственно, лежит в основе развития духовного потенциала старшего школьника и как приблизить его к состоянию личностного совершенства. Таким образом, возрастает роль акмеологических исследований процесса развития духовного потенциала как начала движения по восходящей жизненной траектории взрослеющей, но пока еще незрелой личности.

Исследование процесса развития духовного потенциала старшего школьника важно в связи с тем, что подобное личностное преобразование, если оно осуществляется своевременно в старшем школьном возрасте, служит необходимым психолого-акмеологическим условием повышения устойчивости личности к проявлениям бездуховности, усиления сопротивления нравственному цинизму, роста иммунитета к негативизму и иным проявлениям разрушительного воздействия бездуховности на личность и общество. Все это вызывает особый интерес к психологическим исследованиям развития духовности старшего школьника.

Состояние научной разработанности проблемы исследования

Проблема нравственного совершенствования человека, развития его духовного потенциала относится к числу основных научных проблем, занимавших и занимающих умы не одного поколения исследователей (И. Кант, Гегель, П. Флоренский, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, Н.О. Лосский, В.П. Тугаринов, А.К. Уледов и др.). В силу своей неразрешенности этот вопрос заставляет ученых вновь и вновь критически переосмысливать роль духовного потенциала в становлении личности человека.

В научных работах последних лет прослеживается идея необходимости развития духовного потенциала подрастающего поколения (В.В. Знаков, С.Б. Каверин, Н.А. Коваль, Р.П. Мильруд, К.В. Петров, В.А. Сластенин, М.И. Старов, В.Н. Толмачева, А.А. Фролова, В.Д. Шадриков и др.). При этом ученые обращают свое внимание на сущность духовного воспитания учащейся молодежи. Психологи акцентируют свое внимание на раскрытии понятия духовности и его значимой роли в жизни человека. Так, К.А. Абульханова духовность определяет как способ личностной психической организации, отвечающей принципам человечности, возвышенности, гармонии. В.В. Знаков считает, что духовную сферу личности нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной, умственной деятельности. По его мнению, духовность субъекта можно понять только в контексте культуры и мироздания и т.п. Н.А. Коваль духовность рассматривает как целостное психическое явление поиска истины, добра, красоты. Следовательно, духовный потенциал представляет собой личностные возможности достижения целей в преобразовании мира посредством созидательной деятельности.


загрузка...