Социально-психологические закономерности и механизмы оптимальной  управленческой  деятельности руководителя (26.10.2009)

Автор: Тарасенко Андрей Владимирович

профиля Средн.

Показа-тель Командиры полков в должности

Продукти-вные командиры полков

Другие офицеры

До 1 года 1-3 года 3-5 лет Более 5 лет

Креативный 18,5 33 21 16 4 35 16

Экспрессивный

22,3 25 34 24 13 28 19

Импульсивный

20,5 17 18 20 27 16 24

Монотонный

Блокирующий 17,0 17 15 21 23 15 24

Изучение индивидуального стиля профессиональной деятельности командира полка показало, что он обусловлен внутренними и внешними детерминантами. Одна из них отражает сформированность профессионально-значимых качеств. Стиль, выражающий устойчивую систему характерных подходов, способов и приемов реализации командиром полка своего творческого потенциала, зависит и от других его индивидуальных особенностей. Нами проанализирована его зависимость от направленности, типа личности (экстраверсии и интроверсии), акцентуированного выражения характера. Раскрывается зависимость стиля руководства от уровня сформированности профессионально-значимых качеств. Отмечена его обусловленность комплексом внешних детерминант. В диссертации показана также его зависимость от других внутренних и внешних детерминант.

В частности показано, что под действием внутренних и внешних детерминант образуется реальная многомерно-функциональная модель стиля профессиональной деятельности командира. Она имеет вполне определенный устойчивый профиль. Понимание и использование всех детерминант позволяет целенаправленно формировать эффективный стиль профессиональной деятельности командира, выступающий для него характерным способом проявления профессиональной компетентности.

В изучении и оценке военно-профессиональной компетентности командира полка успешно применены продуктивные социально-психологические технологии, составным элементом которых стали разработанные критерии и показатели. Для исследовательско-экспериментальной работы разработан и успешно им использован соответствующий социально-психологический инструментарий. Его наиболее эффективные составляющие, полезные для последующей практики оптимизации профессиональной деятельности, представлены в социально-психологической технологии.

Этим подтверждена одна из центральных частных гипотез о том, что уровень военно-профессиональной компетентности субъекта профессиональной деятельности в решающей степени определяет её эффективность. Наивысшая продуктивность, рассматриваемая в соответствии с критерием оптимальности управления, в свою очередь, характеризует успешность его оптимизации.

В четвертой главе анализируются условия и факторы оптимизации профессиональной деятельности командира полка. Взаимосвязанный их комплекс проявляется на всех уровнях его включенности в процесс жизнедеятельности - психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном. В главе анализируется влияние на оптимальность профессиональной деятельности командира полка таких факторов и условий, которые влияют наиболее существенно и определяют успешность оптимизации профессиональной деятельности командира полка, целесообразно учитывать следующие предположения:

активизация сущностного потенциала военного руководителя зависит от степени реализации требований принципа конгруэнтности в процессе профессиональной деятельности;

продуктивность выполнения управленческих функций командиром полка может быть повышена при создании для этого оптимальных условий не только для профессиональной деятельности, но и для всей службы и жизни.

Всеобъемлющий характер влияния таких факторов выявлен на всех уровнях сопряжения командира полка с реальной действительностью - физиологическом, психофизическом, социально-психологическом и социальном.

Особое внимание уделено исследованию влияния на оптимальность профессиональной деятельности командира полка социально-психологической культуру и социально-психологического сопровождение этой деятельности в контексте воинского труда.

Социально-психологическая культура командира полка, выступая интегративной детерминантой, рассмотрена как многоплановый феномен. В её структуре проанализированы потенциальная и деятельно-поведенческая составляющие. Показана их взаимосвязь и роль в реализации функций по отношению к профессиональной деятельности руководителя.

Социально-психологическая культура, рассматриваемая с позиции интегративной науки, предстает в качестве самостоятельной категории профессиональной практики военного руководителя. Она, синтезируя все востребованные составляющие общей, специальной и собственно субъектной культуры, актуализируется и проявляется в творческой самореализации командира полка, прежде всего, как управленца, в соответствии со стратегией жизни и требованиями военной службы.

Нами раскрыта структура социально-психологической культуры. Она отражает иерархию (диспозиции) её компонентов и взаимосвязи между ними. В ней выделяются две взаимообусловленных, активно сопряжённых стороны - потенциальная и деятельностно-поведенческая. Её сущность, как интегративной культуры, проявляется через целостность и гармоничность активно действующего субъекта и служит для него критерием продвижения к собственным вершинам.

Результаты исследований позволили определить тесную связь потенциальной составляющей социально-психологической культуры с её воплощением в деятельностно-поведенческую активность. Эта связь обеспечивает продуктивный перевод внутреннего богатства в образ жизни, воинского труда, непосредственно в управленческую деятельность и создаваемые результаты, которые в свою очередь генерируют это богатство. При этом удалось выделить содержательные составляющие социально-психологической культуры командира полка, такие как духовно-нравственное совершенство, управленческий менталитет, военно-профессиональная и непосредственно управленческая компетентность, психолого-педагогическая подготовленность, субъектно-ориентированная активность.

Исследование показало, что оптимальная управленческая деятельность командира полка может быть охарактеризована как его профессиональное искусство. В нём раскрываются главные составляющие социально-психологической культуры, приобретают новое звучание, придавая профессиональной деятельности руководителя творческий продуктивный характер.

Ключевым звеном социально-психологической культуры командира полка является военно-профессиональная и непосредственно управленческая компетентность. Она определяет успешность его участия в воинском труде в целом и конкретно при выполнении различных видов военно-профессиональной деятельности. Установлено, что управленческая компетентность синтезирует в себе широкую гамму знания и практического действия. Она отражает степень сформированности и выраженности социально-психологической культуры управленца и определяет результаты не только его профессиональной деятельности, но и всего воинского труда. Достигаемая здесь конгруентность дает возможность сокращать постоянно присутствующий разрыв между научно обоснованной моделью и реальной практикой профессиональной деятельности.

Исследование показало, что важным компонентом социально-психологической культуры командира полка является его субъектная активность. Выделение здесь содержательного и технологического аспектов позволяет формировать, развивать творческий потенциал и на его основе реализовывать индивидуальный способ жизни и деятельности. Установлено, что наиболее творчески ориентированная, хотя и незначительная часть военных руководителей, которая имеет достаточную культурно-технологическую основу самореализации, заметно эффективнее чем другие обеспечивает достижение успехов за счёт задействования своего творческого потенциала.

Результаты изучения различных сторон феномена социально-психологической культуры военного руководителя определили системное видение её функций. В числе важнейших функций социально-психологической культуры командира полка выделяются следующие: познавательно-гносеологическая; "экологическая"; регулятивная; инвариантная; интегративная. Их смысл заключается в выявлении, развитии и продуктивном задействовании творческого потенциала военного руководителя в сфере его основного социального предназначения. Реализация функций социально-психологической культуры, каждой в отдельности и в совокупности, в процессе профессиональной деятельности направлено на достижение её оптимального состояния.

В целом, социально-психологическая культура командира полка нами представлена как интегративная детерминанта, определяющая целостный характер его социально-психологической сформированности. Отмечено, что она проявляется и развивается в процессе профессиональной деятельности, воинского труда и всей жизни. Её уровень развития в решающей степени зависит от концепции жизни военного руководителя, в которой он центральное место отводит саморазвитию и самореализации своего потенциала на пути к собственным вершинам.

Установлено, что она, являясь социально-психологическим стержнем для командира полка, оказывает решающее влияние на направленность, характер его развития и оптимальность профессиональной деятельности. Интеграция продуктивных составляющих различных взглядов и подходов отечественных и зарубежных учёных по проблеме мотивации позволила представить оптимальное понимание мотива и мотивации профессионального самосовершенствования командира полка, как важного фактора оптимизации его профессиональной деятельности.

В диссертации изучено также влияния такого нового, неординарного фактора как социально-психологическое сопровождение деятельности и всей военной службы. Показано, что для его осуществления присутствуют предпосылки. Обобщение опыта работы психологических служб и проведение мероприятий социально-психологического сопровождения дали возможность изложить теоретико-методологические и практические основы его использования в процессе военной службы.

В заключении обобщенно представлены итоги исследования проблемы оптимизации профессиональной деятельности командиров полков. Отмечены возможности и перспективы развития социально-психологических исследований данной и других проблем для оптимизации управления войсками на всех уровнях.

Результаты проведенного исследования и материалы, на которых они достигнуты, представляют в своей совокупности базис переосмысленного видения проблемы оптимальной профессиональной деятельности военных руководителей в основном тактическом звене. Оно, отражая целостную "картину" данного феномена, объединяет методологию исследования закономерностей, механизмов, условий и факторов оптимального управления, а также практику приведения реальной профессиональной деятельности в соответствие с разработанной концепцией. Вследствие этого данное видение актуально и жизненно необходимо для достижения целей реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации.

Проведённое теоретико-прикладное исследование позволило утверждать, что сущность оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих в особых условиях состоит в обеспечении его соответствия объективным законам, которые действуют в реальных условиях. Сущность же самой оптимальной профессиональной деятельности заключается в продуктивной реализации творческого потенциала субъекта управления при выполнении им управленческих функций.

Цели познания данного многогранного явления в армейских условиях и интересы его оптимизации потребовали разработки и применения современной, адекватной им интегративной концепции. Совершенно очевидно, что социально-психологическое понимание парадигмы профессиональной деятельности командира полка, прежде всего, предполагает изучение её психологических аспектов, а также механизмов и детерминант более широкого порядка. Здесь же, на основе выявления закономерностей и других интересующих характеристик в их целостной взаимосвязи, достигается решение практических вопросов оптимизации.

Проведенное на такой методологической основе теоретико-прикладное исследование проблемы оптимизация профессиональной деятельности командира полка позволило получить ряд новых научных результатов и практических результатов.

Нашли теоретическое и экспериментальное подтверждение изложенные в гипотезах положения о детерминированности оптимальной профессиональной деятельности военных кадров целостным комплексом взаимосвязанных компонентов теоретико-методологического, организационного и социально-психологического характера. Доказано, что только на основе смены парадигм и интеграции наиболее продуктивных традиционных и новаторских составляющих может быть обеспечено изменение механизма оптимизации профессиональной деятельности военных руководителей и достигнуто её оптимальное состояние.

Новый примененный методологический подход позволил осуществить анализ проблемы с позиций её раскрытия во всей совокупности взаимосвязей. Социально-психологический характер исследования определил необходимость интеграции познавательных технологий всех заинтересованных наук, а также собственного социально-психологического инструментария. На такой основе были задействованы как традиционные, так и новаторские способы изучения объекта исследования.

Его принципиальное отличие проявилось и в том, что в исследовании практически использована целостная исследовательско-развивающая технология. Это позволило сформулировать важные требования, предъявляемые к оптимальной профессиональной деятельности командира полка Ракетных войск стратегического назначения и обосновать в соответствии с ними положения по оптимизации её реального состояния.


загрузка...